Как слушать классику
Иногда классика дается легко и здорово помогает — например, в саундтреке к фильму. Иногда классика не дается никак — например, в сложных произведениях XX века. Мы пройдем через оба пути.
На первой лекции мы приобщимся к классике одним из самых простых способов — через кино. Будем обращать внимание на то, какую музыку мы слышим, и понимать, как она меняет наше восприятие фильма. На второй лекции увидим, как можно получать удовольствие от трудной музыки, которая считается великой, но не дается с первого раза. На третьей лекции исследуем одно произведение со всех сторон и увидим, насколько нам помогает или мешает «аналитическое» слушание.
2700 руб.
за три лекции
Лекции проходят в центре и рядом с метро. Смотрите площадки под расписанием лекций. Адреса и схемы проезда — в билетах после оплаты
После каждой лекции вы получите презентацию и список литературы с комментариями
Каждая лекция идет два часа. В группе до 30 человек
«Легкая» музыка
Приобщение к классике с помощью кино
- Мы рассмотрим интересные случаи обращения кинематографа к классике от Баха до Вагнера. Проследим за логикой использования одной и той же музыки в разных фильмах. Обсудим, каким образом классика становится шлягером, и за ней закрепляются ассоциации, не имеющие ничего общего с первоначальным намерением автора. Поговорим об академических истоках киномузыки. Коснёмся академических композиторов, писавших музыку для кино.
- Главная цель лекции – наметить интересные закономерности, и на примере киноотрывков проанализировать, как меняется восприятие фильма от понимания того, какую музыку мы слышим. Будем брать отрывки как из фильмов «больших» режиссёров, так и из мейнстрима.
«Сложная» музыка
Как слушать великую музыку, которая не дается с первого раза
- Необходимо ли знать, чтобы слышать? Нужен комментарий или мешает? Что делать с музыкой, которую сложно «слушать для удовольствия»? Сталкиваясь с произведениями, требующими усилий восприятия, подчас даже опытный слушатель внутренне говорит: «зачем?».
- На этой лекции мы обратимся к «сложным случаям», причём это будут не столько известные авангардные примеры, сколько «трудная» музыка там, где её не ждёшь: произведения XIX и начала XX века, о которых то и дело говорят и пишут в превосходных степенях. Мы обсудим поздние сочинения Бетховена, симфонии Брукнера, отрывки из опер Вагнера, симфонии Малера и музыку Шёнберга, а также приведём ряд важных примеров музыки более позднего периода.
Полный разбор произведения
Практика «аналитического» слушания
- Эта лекция — ещё один способ исследовать то, как мы воспринимаем классическую музыку. Лекция позволит очень подробно вчитаться в одну симфонию, концерт или камерный цикл, подумать о том, насколько лично вам помогает или мешает развёрнутый комментарий, и при желании — научиться применять этот подход к другой музыке.
- Мы будем выбирать одно произведение, слушать его целиком или фрагментами, а затем анализировать со всех сторон. Мы поговорим о контексте, в котором оно возникло, о его месте в наследии автора, какому жанру оно принадлежит и в какой форме написано, содержит ли оно специфические отклонения от этой формы, как это можно трактовать и почему это важно. Мы сравним несколько исполнений музыки, сопоставив то, как её играли в разные эпохи.