Живопись Европы в Пушкинском музее
Париж, Рим, Флоренция — о путешествиях в эти города мечтает каждый любитель искусства. Но чтобы увидеть подлинники мировых шедевров, не обязательно иметь билет на самолет в кармане. Наши музеи тоже могут похвастать богатыми коллекциями. Достаточно билета на метро.
Расскажем о выдающихся картинах постимпрессионистов, которые можно увидеть в Москве, в Пушкинском музее. Разглядывать полотна художников этого направления всегда интересно, потому что постимпрессионизм – это не про каноны, а про личный почерк. Каким он был у Ван Гога, Сезанна, Гогена и Тулуз-Лотрека — пытаемся объяснить на четырех примерах.
Винсент Ван Гог «Портрет доктора Рея» (1889)
Эта картина могла бы быть продана с аукциона за несколько десятков, а то и сотен миллионов долларов, но целый год прикрывала дыру в курятнике доктора Рея, героя картины, который был равнодушен к живописи и не видел в ней ценности.
Ценность, которую не смог понять доктор — что Ван Гог с помощью композиции, цвета и фактуры передал самое главное в герое. Его уверенность в себе, физическую крепость и внутреннее спокойствие. Это желание проникнуть в суть вещей, запечатлеть не сиюминутное впечатление, а длительные состояния, и отличают постимпрессионистов от импрессионистов.
Ван Гог подошел к решению задачи, используя свои знаменитые мазки. Он накладывал краску толстым слоем и использовал рукоятку кисти, чтобы обозначить фактуру. Особенно это заметно на прическе доктора.
Поль Сезанн «Пьеро и Арлекин» (1888)
А вот герои на картинах Сезанна изображаются не ради разговора о характере и внутреннем мире. Для него человек, гора или яблоко – явления одного плана. Это конструкции, над устройством которых он размышляет с кистью в руке, пытаясь найти сочетания цветов, которые передадут нужные объемы.
Однажды в одном из писем Эмилю Бернару Сезанн сказал, что предметы в картинах следует трактовать как можно проще, встраивая их в форму куба, сферы или конуса. В большинстве картин Сезанна угадываются эти формы. Например, обе фигуры – Арлекина и Пьеро – соединяются в треугольник или конус. Эти же формы просматриваются и в фигуре каждого персонажа, и даже в шляпе Пьеро или рисунке костюма Арлекина.
Поль Гоген «А, ты ревнуешь?» (1892)
Для Гогена главной ценностью становится красивое сочетание цветов и линий – даже если изображение не передает настоящие краски природы. Например, песок на этой картине розовый, а не золотистый. «Недавно я написал шикарное ню: две женщины на берегу. Мне кажется, что это лучшее из того, что я пока сделал», — писал о картине Гоген. Благодаря его книге «Ноа ноа» мы знаем все подробности того, что произошло жарким днем на пляже.
Две сестры искупались в море и улеглись на песок отдыхать, стали разговаривать о любви, как вдруг одна из них воскликнула: «А, ты ревнуешь?».
Тени деревьев и отблески воды превратились в орнамент, оттеняющий девушек, и сами таитянки словно стали частью пейзажа.
Тулуз-Лотрек «Диван Жапоне» (1892-1894)
Угадывать картины Тулуз-Лотрека можно по превосходной работе с линиями и силуэтами.
«Диван Жапоне» — третий плакат из серии, заказанной у Тулуз-Лотрека хозяином кабаре Жаном Сарразеном. Кажется, что героиня картины — дама на первом плане, но художник заключил ее в черное платье-футляр, как будто вырезал из картины. И сосредоточился на динамике и движении: впереди – оркестровая яма и руки дирижёра, а еще – фигура на сцене, к которой и приковано все внимание. Мы не видим даже лица певицы, но чувствуем, как она воздействует на публику, заставляет зал веселиться. Тулуз-Лотрек сумел передать с помощью силуэтов и линий атмосферу этого кабаре – стремительное и энергичное движение под музыку, которой так много в графике художника. `
Постимпрессионисты обозначили интерес к самодостаточности и выразительности цвета (Ван Гог), упрощённости формы (Сезанн), эстетизации изображения (Гоген) и выразительной и эстетической функции линии и силуэтного рисунка (Лотрек).
Узнать больше про богатейшую коллекцию Пушкинского музея, в которой находятся также картины импрессионистов, символистов и представителей авангарда, можно на лекции Алины Аксеновой «Живопись Европы в Пушкинском»:
Историк искусства, автор книг «История искусства. Просто о важном» и «Искусство ХХ века», 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина
Адреса площадок
не сгорают
онлайн-формат
для изучения
навсегда
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день
Подборки лекций
каждую неделю
Пишем два раза в неделю. В письмах рассказываем о скидках и о том, куда стоит сходить прямо сейчас. Даем полезные лайфхаки, знакомим с лекторами и форматами обучения.