angle-down facebook instagram vkontakte warning

Поиски национального стиля в 19 веке

Эклектика: интерес к истории

Архитекторы понимали ценность разных исторических периодов и использовали все, что кажется интересным. Узнаем, как это привело к архитектуре в псевдорусском стиле.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александр Острогорский
Архитектурный критик, преподаватель архитектурной школы МАРШ.

1. Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного в 1433 году срывает с князя Василия Косого пояс, Павел Чистяков, 1861
2, 3. «Древности Российского государства», 1849–1853. Труд архитектора и историка Федора Солнцева описывает основные памятники истории России. Критик Владимир Стасов писал, что «на рисунках Солнцева основан весь наш современный национальный русский стиль»
4–6. «Памятники древнего русского зодчества, снятые с натуры и представленные в планах, фасадах и разрезах замечательнейшими деталями каменной высечки и живописи» — труд архитектора и реставратора Федора Рихтера
7. Владимирский дворец, арх. Александр Резанов. Санкт-Петербург, 1867–1868. Отсылка к ренессансным палаццо
8. Особняк Лопатиной, арх. Александр Каминский. Москва, 1876. Псевдорусский стиль
9. Воронцовский дворец, арх. Эдвард Блор. Алупка, 1848. Архитектура принимает восточные черты
10. Дворец Белосельских-Белозерских, арх. Андрей Штакеншнейдер. Санкт-Петербург, 1847–1848. Оммаж Растрелли

Для нас «эклектика» — почти ругательное слово, которым мы называем что-то несуразное и нелогичное. Но в 19 веке она выражало новое важное мировоззрение — историзм.

Разберемся, что это такое и причем тут архитектура 👇

📈 Историзм видит линейность истории и разные векторы ее развития, понимает ценность разных исторических периодов. В этом он отличался от классического взгляда, который ценил только отдельные периоды — библейские времена, античность, Египет, а Средние века считал темными.

📚 В разных странах начинают ценить собственную историю. Активно развивается археология, начинают изучать и сохранять местные памятники. Если раньше в русской политической литературе апеллировали к Афинам и Риму, то теперь — к Новгородской республике и княгине Ольге.

🖼 Интерес к истории отражается в искусстве. Премии Академии художеств получают картины на национальные исторические сюжеты, а не только на классические. Эти работы уже не условны, а стараются быть точными в деталях костюма и архитектуры. Жуковский пишет «Светлану», Гоголь — «Вечера на хуторе близ Диканьки», Пушкин — «Бориса Годунова» и «Полтаву». Огромными тиражами продаются исторические романы в духе Вальтера Скотта — «Ледяной дом» Ивана Лажечникова, «Юрий Милославский» Михаила Загоскина. Даль начинает собирать сказки и создавать свой словарь.

🏠 Архитектура вслед за писателями, поэтами и философами стремится стать более демократичной. В классицизме большое значение имела иерархия: дворец и обычный дом не могут выглядеть одинаково. Архитекторы выходят из этой системы и ищут новую, в которой нет ограничений. Так начинается гонка за «красивым», что означает «украшенным».

🗣 Гоголь высказал идею: Не помешало бы иметь в городе такую улицу, которая вмещала в себе архитектурную летопись. Такой «летописью мира» стала эклектика.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1, 2. Государственный исторический музей, арх. Владимир Шервуд, Анатолий Семенов. Москва, 1875–1883
3, 4. Театр Парадиз, арх. Федор Шехтель. Москва, 1885
5, 6. Театр Корша, арх. Михаил Чичагов. Москва, 1882
7, 8. Политехнический музей, арх. Георгий Макаев, Ипполит Монигетти, Николай Шохин. Москва, 1874–1877
9, 10. Здание Цветковской галереи, проект Виктора Васнецова. Москва, 1899–1901

Чтобы понять особенности русской эклектики, нам хватит архитектуры Москвы. Тут есть самые разные примеры, и все с ярко выраженными русскими чертами. Попробуем выделить самые интересные в разных типах зданий.

Начнем с культуры и образования 👇

🗡 Государственный исторический музей. Построен в 1875–1883 годы по проекту архитектора Владимира Шервуда и инженера Анатолия Семенова. Создатели вдохновлялись древнерусским зодчеством и хотели построить здание, перекликавшееся с Храмом Василия Блаженного. Фасад музея украшен кокошниками, шатрами, гирьками и аркатурными поясами.

🎭 Театры Парадиза и Корша. Популярные частные театры в конце 19 века могли себе позволить строить собственные здания. Псевдорусский стиль соответствовал ожиданиям публики.

⚙️ Политехнический музей. Здание культового музея проектировали сразу несколько архитекторов: Георгий Макаев создал планировку, Ипполит Монигетти и Николай Шохин придумали фасад в древнерусском стиле. Критик Владимир Стасов писал: Прекрасен фасад Политехнического музея в Москве, построенный по проекту Монигетти и Никонова в русском стиле XVII века. Это пышно, красиво, дворцом смотрит и не лишено оригинальности.

🖼 Здание Цветковской галереи. Иван Цветков коллекционировал русское искусство и музей хотел соответствующий. В архитектуре здания есть яркие черты узорочья — разорванные фронтоны, изразцы, наличники, поребрик, кокошники и колонки.

1, 2. Гостиница В.А. Кокорева, арх. Иван Черник. Москва, 1860–1864
3, 4. Средние торговые ряды, арх. Роман Клейн, 1889–1893
5, 6. Третьяковские торговые ряды и проезд
7, 8. Биржа Московских городских боен
9, 10. Торговый дом Третьяковых с банком «Лионский кредит»

Теперь рассмотрим деловые постройки.

🛏 Гостиница В.А. Кокорева. Целый комплекс зданий, который изначально включал в себя гостиницу, магазины и оптовые склады. По сути «Кокоревское подворе» стало первым в России многофункциональным деловым и общественным центром. Навесные бойницы на фасаде перекликались с башнями Кремля на другом берегу Москвы-реки.

🛍 Средние торговые ряды. Торговля в этом районе велась с 14 века. Торговые ряды перестраивали и восстанавливали после пожаров, но к концу 19 века понадобился новый облик — отчасти на это повлиял Исторический музей, которому надо было соответствовать. Новое здание украшено мелким декором в старорусском стиле, наличниками и арочками.

🚪 Третьяковские торговые ряды и проезд. Братья Третьяковы выкупили трехэтажный дом начала 19 века на Никольской улице и разобрали стену, чтобы сделать удобный проезд, соединяющий Никольскую с Театральным проездом. По Никольской построили дом в стиле неоренессанса, а на Театральном проезде — в русском стиле, гармонирующий со стеной Китай-города. В обоих домах сделали большие арки.

🐮 Биржа Московских городских боен. Огромный скотобойный комплекс включал в себя места для забоя животных, кожевенные амбары, молочный завод и служебные здания, всего около 50 кирпичных построек. Фасады украшены арочными нишами, ступенчатыми и профилированными карнизами, замковыми камнями, часть декора отмечена белым цветом.

💰 Торговый дом Третьяковых с банком «Лионский кредит». С 18 века Кузнецкий был самой «французской» улицей с модными парижскими магазинами, банками и офисами. Когда купцы Третьяковы выкупили участок на углу улицы, на этом месте построили трехэтажное здание в виде древнерусского терема с богатым декором.

1, 2. Доходный дом Братолюбивого общества, арх. Иван Машков. Москва, 1902
3, 4. Богадельня братьев Боевых, арх. Александр Обер. Москва, 1890-е
5, 6. Доходный дом Иосифо-Волоколамского подворья, арх. Александр Каминский. Москва, 1882
7, 8. Сокольническая пожарная каланча, арх. Максим Геппенер. Москва, 1881–1884
9, 10. Ансамбль Сущевской части, арх. Михаил Быковский. Москва, середина 19 века

Вот еще несколько примеров эклектичной архитектуры, сделанной для разных целей.

🛏 Жилье

▪️ Доходный дом Иосифо-Волоколамского подворья. В конце 19 века Иосифо-Волоколамский монастырь, один из самых богатых и почитаемых на Руси, построил подворье с элементами готического и древнерусского стилей. На первых этажах разместились дорогие магазины, а выше комнаты сдавали внаем.

▪️ Богадельня братьев Боевых. Построена с элементами русско-византийского стиля, включает в себя дома с бесплатными квартирами и училище. Главное здание увенчано куполом.

▪️ Доходный дом Братолюбивого общества. Построен для снабжения неимущих квартирами. Фасад украшен наличниками в псевдорусском стиле, входной портал — колонками и кокошниками.

🎓 Образование

▪️ Училищный дом. Архитектор Максимилиан Гепнер спроектировал здание на Миусской площади, которая до конца 19 века была одним из самых неухоженных мест Москвы. Кроме его Училищного дома здесь построили разные училища и институты, а также Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского.

🚒 Городская инфраструктура

▪️ Сокольническая пожарная каланча. Построена на деньги горожан, которые собирали 18 лет. Башню строили 4 года, на тот момент это была одна из самых высоких построек в Москве. Архитектор Максимилиан Геппенер учился в Германии, и в облике каланчи чувствуется влияние северной готики.

▪️ Ансамбль Сущевской части. Сущевская полицейская часть с пожарным депо располагалась здесь с 1817 года. Она была печально известна тем, что здесь сжигали запрещенные книги. В середине 19 века главное здание переделал Михаил Быковский.

курс Level One
Как разбираться в архитектуре

Курс из 5 лекций о том, как понимать архитектуру и видеть разницу в стилях: от античности до авангарда. После курса прогулки и путешествия наполнятся красотой — вы будете замечать красивые детали зданий вокруг себя, и сможете поделиться впечатлениями.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;