angle-down facebook instagram vkontakte warning

Лени Рифеншталь

«Голубой свет»: история дебюта

Это первая режиссерская работа Рифеншталь и одно из высших воплощений жанра «горный фильм», который был популярен в 30-е годы. Посмотрим, что он из себя представляет.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, научный сотрудник библиотеки им. Тургенева

«Голубой свет» 1931 года — это первая режиссерская работа Лени Рифеншталь.

Давайте обсудим его подробно 👇

✏️ Молодой художник волею судьбы оказывается в далекой итальянской деревне. Там он знакомится с местным изгоем — девушкой Юнтой, которая живет отшельницей и единственная знает секрет таинственного голубого света, возникающего каждую ночь в полнолуние на вершине горы. Часто деревенские люди пытались добраться до этого сияния, но погибали, не доходя до вершины.

⛰ «Голубой свет» — одно из высших воплощений жанра «горный фильм», который был популярен в 30-е годы. В этих фильмах действие происходит в горах, есть мистический подтекст и романтический флер. Мы еще подробнее поговорим об этом.

🎬 Чтобы сделать это кино, Рифеншталь основала собственную фирму «Лени Рифеншталь студиофильм», убедила продюсера Харри Сокала вложить в производство 50 000 марок, сама отвечала за режиссеру, была соавтором сценария и еще и сыграла главную роль. Это настоящее авторское кино.

👏 Премьера «Голубого света» состоялась в 1932 году в Берлине. Фильм был показан на биеннале в Венеции, где получил серебряную медаль.

👀 Фильм обратил на себя внимание Адольфа Гитлера: он следил за новинками кинопроката и выискивал тех художников, которые могут быть ему полезны. Это и привело к тому, что Рифеншталь по заказу Гитлера сняла фильмы «Триумф воли» и «Олимпия».

Позднее Рифеншталь напишет 👇

🗣 «В „Голубом свете“ я, словно предчувствуя, рассказала свою позднейшую судьбу: Юнта, странная девушка, живущая в горах в мире грез, преследуемая и отверженная, погибает, потому что рушатся ее идеалы — в фильме их символизируют сверкающие кристаллы горного хрусталя. До начала лета 1932 года я тоже жила в мире грез».

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Рифеншталь и Арнольд Фанк

Вот что Рифеншталь говорит об Арнольде Фанке, который открыл для нее мир кино и на фильмы которого она ориентировалась, дебютируя 👇

🗣 «Он был мастером монтажа фильмов, и я, конечно, неосознанно кое-чему у него научилась. Я хочу заметить, что влияние доктора Фанка на мои фильмы было очень большим. Это прежде всего касается видения — он был хорошим фотографом, пришел из фотографии. И как-то передал это своим кинооператорам».

Героиня голубого света — персонаж фильма

Бела Балаж во время выступления в DEFA (Deutsche Film AG), Германия, 1949

Сценарий «Голубого света» Рифеншталь написала вместе с Белом Балажем.

Давайте узнаем, что это был за человек 👇

🧐 Балаж — важный для истории кинематографа человек. Он был писателем, поэтом, драматургом, сценаристом и теоретиком кино. Его книги о кино — «Видимый человек» 1924 года, «Дух фильма» 1930 года и «Искусство кино» 1945 года важны для развития теории кино. Ни одна книга по теории кино не обходится без Бела Балажа, в своей знаменитой книге «Кино» Жиль Делез назвал Балажа первопроходцем в исследовании лица и крупного плана.

Что именно писал Балаж 🔻

▪️ Во-первых, он пытался обосновать тот факт, что кинематограф — это искусство.

▪️ Во-вторых, он развивал теорию, согласно которой кинематограф дает нам возможность снова научиться видеть. Он говорил, что культура до Гутенберга, то есть до изобретения книгопечатания, была визуальной. Это культура религиозной живописи, соборов, соборной готической скульптуры — люди воспринимали информацию глазами. Благодаря Гутенбергу информация переместилась в область печатного слова. И мы разучились видеть. Кинематограф дает нам возможность снова этому научится.

▪️ В-третьих, Балаж настаивал на исключительной важности крупного плана.

Вот, что он говорил 👇

👩🏻‍🦳 Крупный план не может быть случайным — он играет драматическую роль.

👥 Крупный план позволяет человеку увидеть лицо другого человека — это особенная коммуникация, возможность увидеть себя «в Другом как в зеркале».

😏 Крупный план — это лаконичный способ передать мысль. Иногда актеру достаточно повести бровью, чтобы все стало понятно.

Что касается фильма «Голубой свет» 🔻

💰 Несмотря на отрицательные отзывы берлинских критиков, фильм стал приносить прибыль. В октябре 1933 года Бела Балаж, как соавтор сценария, предъявил к Лени Рифеншталь денежные претензии. Рифеншталь в свою очередь обратилась гауляйтеру Франконии и главному редактору известной антисемитской газеты «Штурмовик» Юлиусу Штрайхеру. И написала следующее: «Настоящим уполномочиваю гауляйтера Юлиуса Штрайхера из Нюрнберга — издателя „Штюрмера“ — представлять мои интересы по вопросам претензий ко мне еврея Белы Балажа».

🇩🇪 У Бела Балажа было мало шансов выиграть у арийки и немки Лени Рифеншталь. Это связано с тем, что в те годы Гитлер пришел к власти — антисемитская идеология активно развивалась.

Во время второй недели Второй мировой войны Лени Рифеншталь реагирует на расстрел мирных жителей в Коньске, Польша

курс Level One
Не только Голливуд: история мирового кино

Курс из 8 лекций про кино со всего мира. Поможет разобраться в стилях кино разных стран и легко выбирать кино под настроение. Обсудим великих режиссеров со всего мира и с удовольствием посмотрим фильмы, которые давно висели в виш-листе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;