angle-down facebook instagram vkontakte warning

Лени Рифеншталь

Особенности кино Третьего рейха

Гитлер и Геббельс контролировали кинематограф и даже выстроили тотальную провластную вертикаль. Поговорим о культурных законах эпохи национал-социализма.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, научный сотрудник библиотеки им. Тургенева

Йозеф Геббельс произносит речь перед своими заместителями по прессе и искусству

В 1933 году в отеле Кайзерхоф министр пропаганды Йозеф Геббельс впервые выступает перед кинематографистами.

Его речь 🔻

🗣 «Я счастлив, что могу говорить как человек, который на протяжении всей своей жизни никогда не чуждался немецкого кино, а, наоборот, всегда был страстным поклонником киноискусства и поэтому намеревается вывести это киноискусство на уровень, соответствующий немецкой силе и немецкому гению. Национальная революция не ограничилась только политикой, она распространилась на области экономики, культуры, внутренней и внешней политики, а также на кино.

Кино может обладать высокими художественными достоинствами, но с помощью своих дурных взглядов оказать пагубное воздействие, как, например „Броненосец Потемкин“. Другие фильмы, как, например, „Нибелунги“, показывают, что воздействие зависит не от темы самой по себе, а от того способа, с помощью которого эта тема раскрывается».

📃 Геббельс утверждает, что в кинематографе первенствующее значение играет форма, ему нужны хорошие режиссеры, которые будут снимать талантливо и на нужные темы. В своей речи Геббельс также говорит о том, что в обязанности государства входит принятие регулирующих мер в области кино.

🎬 Сам Геббельс считает себя покровителем немецкого кино и образует отдел кино. До 1938 года он назывался «Отдел V».

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Гебельс и Гитлер на одной из студий киноконцерна UFA, 1935

Поговорим о принципах национал-социалистической политики в области кино 👇

▪️ С одной стороны, кинематограф базируется на принципах фюрера: его идеология должна обязательно отражаться в кино. Более того, кинематографисты должны были не просто учитывать идеологию Третьего рейха, а стоить на ней свое творчество.

▪️ С другой стороны, допускается свобода, ценится поиск новых форм, художественных средств, но до тех пор, пока режиссеры придерживаются линии, заданной Гитлером и Геббельсом.

💰 Режим в долгу не оставался: постепенно повышались статусы актеров и режиссеров, им выплачивались солидные гонорары, они получали социальную защиту. Это стимулировало людей лучше работать на режим.

Ряд законов меняет кинематограф 👇

❌ В 1933 году начинается чистка кинематографа: в немецком кино теперь в основном работают люди с немецким гражданством и происхождением.

👀 В том же году правительство Гитлера принимает закон о создании временной кинопалаты. Ее цель — унификация немецкого кинопроизводства. Во время Веймарской республики весь кинематограф был частным, теперь государство начинает играть главенствующую роль в кинобизнесе.

🤐 В 1934 году был принят закон «О кино»: появилась цензура.

🙊 В 1936 году Геббельс издает указ «О запрете критики фильмов в печати и на радио» 👇

🗣 «Так как 1936 год не принес удовлетворительного улучшения художественной критики, я категорически запрещаю дальнейшие занятия художественной критики в прежнем виде».

✍️То есть теперь критиковать нельзя. Можно только прославлять режим и фильмы, снятые режимом. Многие крупные кинокритики Германии оказались невостребованными и уехали в другие страны.

🎥 В 1942 году выходит указ «О повышении производительности немецкого кинематографа». Все немецкие кинокомпании сливаются в одну государственную киностудию УФА. Таким образом завершается выстраивание тотальной вертикали в кино.

Что выходит на экраны 👇

🌊 В 1933 году о себе заявляет первая волна пропагандистских фильмов: «Юный гитлеровец Квекс», «Ханс Вестмар — один из многих» и «Штурмовик Бранд».

🔉 В 1939 году из-за критики, полученной от Гитлера, Геббельс запускает в производство ряд откровенно пропагандистских фильмов. Выходят одиозные картины «Я обвиняю!» 1941 года, «Дядюшка Крюгер» 1941 года, «Моя жизнь за Ирландию» 1941 года и «Еврей Зюсс» 1940 года. В этот момент о себе и заявляет Лени Рифеншталь.

🎥 В Третьем рейхе было снято 1094 игровых фильмов. Из них 👇

😅 48% — комедии. Например, «Девушка моей мечты» 1944 года. Этот фильм был трофейным, он потом демонстрировался в советском прокате. Трофейные ленты — это те ленты, которые были взяты нашими войсками в Германии. СССР не покупал право на их прокат. Этот фильм был популярен у нас в стране.

😭 27% — мелодрамы. Например, «Хабанера» с музыкой Дугласа Сирка. Там играет Цара Леандер — звезда нацистского кино. Наравне с Марикой Рёкк и Лени Рифеншталь это три музы нацизма. Марлен Дитрих отказалась быть в их ряду, не сотрудничала с гитлеровцами, осталась в Америке и приняла американское гражданство.

🔥 11% — приключения. Например, экранизация «Барона Мюнхгаузена» 1943 года.

⚡️ 14% — пропагандистские фильмы. Например, «Терезиенштадт» и «Вечный жид».

Афиши к фильмам:

1. «Юный гитлеровец Квекс», реж. Ганс Штайнхофф, 1933
2. «Ханс Вестмар — один из многих», реж. Франц Венцлер, 1933
3. «Штурмовик Бранд», реж. Франц Зайтц, 1933

Кинопрограмма антисемитского фильма Фрица Хипплера «Вечный жид»

Кадр со съемок фильма Курта Геррона «Терезиенштадт», 1944

курс Level One
Не только Голливуд: история мирового кино

Курс из 8 лекций про кино со всего мира. Поможет разобраться в стилях кино разных стран и легко выбирать кино под настроение. Обсудим великих режиссеров со всего мира и с удовольствием посмотрим фильмы, которые давно висели в виш-листе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;