angle-down facebook instagram vkontakte warning

Лени Рифеншталь

«Триумф воли»: пропаганда или документалистика

Она изменила операторскую работу и снимала сюжеты не в статике, а в движении. Узнаем, что значил для кинематографа «Триумф воли».

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, научный сотрудник библиотеки им. Тургенева

⚡️ «Триумф воли» — один из самых популярных пропагандистских фильмов в истории. Лени Рифеншталь сняла картину по личному распоряжению Гитлера. На фильм не поскупились и развернули масштабное производство: техническая группа насчитывала 170 человек и 35 кинооператоров, было отснято 120 км. материала.

✏️ В фильме показан съезд НСДАП в Нюрнберге в 1934 году, речи Гитлера, Геббельса и других идеологов нацизма.

📽 Основной посыл фильма: беды Германии начались с началом Первой мировой войны. Теперь к власти пришли настоящие люди, которые во главе с Гитлером поднимут Германию с колен.

🔥 Название отсылает нас к великим империям: полководцы Древнего Рима праздновали свои триумфы, в один ряд с ними ставится Гитлер. Он, как древнеримский император, въезжает в древнейший славный город Нюрнберг, и восторженная толпа встречает его, отчаянно зигуя.

💡 Название фильма намекает, что воля немецкого народа полностью растворяется в воле фюрера, он неотделим от народа, он выражает его чаяния, надежды и желания. Об этом же говорит и финальная фраза фильма: «Партия — это Гитлер! Гитлер же — это Германия, так же, как и Германия — это Гитлер!».

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Кадры из фильма «Триумф воли», 1935

🎬 Давайте посмотрим, как сделан фильм 👇

▪️ В Германии никто, кроме Рифеншталь, не располагал такими возможностями: политическая протекция все определила. У съемочной группы были нужные разрешения, план мероприятий членов партии. Группа знала, из какого самолета выйдет Гитлер, по какой дороге и куда поедет — это была уникальная ситуация.

▪️ Рифеншталь пришлось работать не просто с героем или историей, а с массами. Во многом на нее повлиял Эйзенштейн, но они по-разному относились к массе: в ранних картинах Эйзенштейна, например, в «Стачке» или в фильме «Броненосец „Потемкин“» масса играет самостоятельную роль, она — главный герой ленты, а у Рифеншталь масса под Гитлером, он — главный герой, руководящий толпой. Эйзенштейн тоже к этому придет: с укреплением сталинской власти в фильмах Эйзенштейна, например, в «Иване Грозном» толпа станет не героем, а функцией.

Рифеншталь не хотела делать просто репортаж. Она пишет 👇

🗣 «Пришлось поломать голову, какими средствами можно поднять фильм над уровнем хроникальных съемок. Из речей, кадров прохождения войск торжественным маршем и множества однотипных мероприятий было нелегко сделать картину, которая бы не заставила скучать зрителей. Встраивать же в документальный фильм игровое действие было бы явной безвкусицей».

Что придумывает Рифеншталь 🔻

Фиксировать документальные события с разных точек.

Снимать сюжеты не в статике, а в движении. Кинооператоры передвигались на роликовых коньках — это был первый раз, когда подобный прием был применен в документальном кино.

✅ Чтобы добиться подвижности во всех возможных местах было решено уложить рельсовые дорожки. Например, вдоль трибун, где выступает Гитлер. Камеры перемещались вокруг трибуны, это оживляло однообразные речи.

Вмешиваться в реальность — обычно документальная съемка этого не предполагает. Например, съемочная группа не могла снимать иностранных дипломатов: они жили в поезде особого назначения, стоящем на запасном пути нюрнбергского главного вокзала. Там были темно, а высокочувствительную съемку еще не изобрели. Рифеншталь попросила вывезти поезд с крытого перрона и получились выразительные кадры.

🎞 Основная работа случилась на монтаже: Рифеншталь вместе с командой работала сначала по двенадцать часов в день, потом по четырнадцать, потом по шестнадцать, включая выходные и праздничные дни.

Как она монтирует 🔻

✔️ Из долгих речей она берет маленькие выразительные куски, ударные фразы, которые складывают бодрый ритм картины.

✔️ Активно использует музыку.

✔️ Сочетает общие планы с крупными — это работает идеологически. Например, толпа — склейка — крупный план Гитлера. Получается, что толпа большая, но люди в ней — маленькие, а Гитлер — огромный.

✔️ Вставляет реминисценции и отсылки. Например, открывается фильм музыкой Вагнера. Это увертюра из «Нюрнбергских Мейстерзингеров». Вагнер — любимый композитор Третьего рейха, а действие его оперы разворачивается именно в Нюрнберге — городе Ганса Сакса, городе Альбрехта Дюрера, территории съездов национал-социалистов.

✔️ Работает с символами. В первой сцене мы видим облака и самолет. В нем — Гитлер. Он, как посланник небес, спускается к своей пастве, чтобы ее благословить. Он — сверхчеловек.

Расскажем про судьбу фильма.

🎞 Фильм монтировали вплоть до самой премьеры: его даже не успели показать цензуре. Рифеншталь пишет, что даже не успела сходить к парикмахеру, приехала на премьеру даже после Гитлера и очень переживала, так как фильм никто еще не видел 👇

🗣 «Я сидела в основном с закрытыми глазами и все чаще слышала аплодисменты. В конце фильма — продолжительные, нестихающие. В этот момент силы окончательно покинули меня. Когда ко мне подошел Гитлер, поблагодарил и вручил букет сирени, со мной случился приступ слабости — я потеряла сознание».

🏆 Фильм был признан «особенно ценным в государственно-политическом и художественном отношениях». В 1935 году он получил государственный приз и Кубок Муссолини Венецианского кинофестиваля.

После крушения Третьего рейха демонстрация фильма в Германии была запрещена, так как он служил распространению идей национал-социализма. Сегодня его показ в Германии разрешен только в учебно просветительских целях с обязательным вступительным словом киноведа или историка.

После войны Рифеншталь станет утверждать, что этот фильм — исторический, а не пропагандистский. В 1965 году в интервью журналу «Кайе дю синема» она скажет 👇🏼

🗣 «Это чисто исторический фильм. Я уточняю, это документальный фильм, он отражает правду историю 1934 года. Таким образом, это документальный, а не пропагандистский фильм».

🌓 В конце 60-х годов киноведы начали задаваться вопросом: «Можно ли рассматривать эстетические достоинства этого фильма независимо от его идеологического посыла?» То есть может ли эстетика существовать отдельно от этики. И разбились на два лагеря: одни утверждают, что фильм настолько совершенен, что о его политическом и идеологическом посыле нужно забыть, другие — что нужно всегда помнить, что этот фильм отравлен национал-социалистическими идеями.

А какие пропагандистские приемы заметили вы? Какими художественными средствами Рифеншталь передает свою идею? Заметили, какие из них переняло современное телевидение?

курс Level One
Учимся смотреть кино и говорить о нем

Практический курс, который научит смотреть фильмы глазами знатока. Разберемся в истории кино, научимся видеть отсылки к другим фильмам и режиссерам. После курса фильм будет не просто «нравиться» — вы легко объясните, что дело в сюжете, необычных ракурсах или в особом монтаже.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
24 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;