Лени Рифеншталь
«Триумф воли»: пропаганда или документалистика
Она изменила операторскую работу и снимала сюжеты не в статике, а в движении. Узнаем, что значил для кинематографа «Триумф воли».


⚡️ «Триумф воли» — один из самых популярных пропагандистских фильмов в истории. Лени Рифеншталь сняла картину по личному распоряжению Гитлера. На фильм не поскупились и развернули масштабное производство: техническая группа насчитывала 170 человек и 35 кинооператоров, было отснято 120 км. материала.
✏️ В фильме показан съезд НСДАП в Нюрнберге в 1934 году, речи Гитлера, Геббельса и других идеологов нацизма.
📽 Основной посыл фильма: беды Германии начались с началом Первой мировой войны. Теперь к власти пришли настоящие люди, которые во главе с Гитлером поднимут Германию с колен.
🔥 Название отсылает нас к великим империям: полководцы Древнего Рима праздновали свои триумфы, в один ряд с ними ставится Гитлер. Он, как древнеримский император, въезжает в древнейший славный город Нюрнберг, и восторженная толпа встречает его, отчаянно зигуя.
💡 Название фильма намекает, что воля немецкого народа полностью растворяется в воле фюрера, он неотделим от народа, он выражает его чаяния, надежды и желания. Об этом же говорит и финальная фраза фильма: «Партия — это Гитлер! Гитлер же — это Германия, так же, как и Германия — это Гитлер!».



Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Кадры из фильма «Триумф воли», 1935
🎬 Давайте посмотрим, как сделан фильм 👇
▪️ В Германии никто, кроме Рифеншталь, не располагал такими возможностями: политическая протекция все определила. У съемочной группы были нужные разрешения, план мероприятий членов партии. Группа знала, из какого самолета выйдет Гитлер, по какой дороге и куда поедет — это была уникальная ситуация.
▪️ Рифеншталь пришлось работать не просто с героем или историей, а с массами. Во многом на нее повлиял Эйзенштейн, но они по-разному относились к массе: в ранних картинах Эйзенштейна, например, в «Стачке» или в фильме «Броненосец „Потемкин“» масса играет самостоятельную роль, она — главный герой ленты, а у Рифеншталь масса под Гитлером, он — главный герой, руководящий толпой. Эйзенштейн тоже к этому придет: с укреплением сталинской власти в фильмах Эйзенштейна, например, в «Иване Грозном» толпа станет не героем, а функцией.
Рифеншталь не хотела делать просто репортаж. Она пишет 👇
🗣 «Пришлось поломать голову, какими средствами можно поднять фильм над уровнем хроникальных съемок. Из речей, кадров прохождения войск торжественным маршем и множества однотипных мероприятий было нелегко сделать картину, которая бы не заставила скучать зрителей. Встраивать же в документальный фильм игровое действие было бы явной безвкусицей».
Что придумывает Рифеншталь 🔻
✅ Фиксировать документальные события с разных точек.
✅ Снимать сюжеты не в статике, а в движении. Кинооператоры передвигались на роликовых коньках — это был первый раз, когда подобный прием был применен в документальном кино.
✅ Чтобы добиться подвижности во всех возможных местах было решено уложить рельсовые дорожки. Например, вдоль трибун, где выступает Гитлер. Камеры перемещались вокруг трибуны, это оживляло однообразные речи.
✅ Вмешиваться в реальность — обычно документальная съемка этого не предполагает. Например, съемочная группа не могла снимать иностранных дипломатов: они жили в поезде особого назначения, стоящем на запасном пути нюрнбергского главного вокзала. Там были темно, а высокочувствительную съемку еще не изобрели. Рифеншталь попросила вывезти поезд с крытого перрона и получились выразительные кадры.
🎞 Основная работа случилась на монтаже: Рифеншталь вместе с командой работала сначала по двенадцать часов в день, потом по четырнадцать, потом по шестнадцать, включая выходные и праздничные дни.
Как она монтирует 🔻
✔️ Из долгих речей она берет маленькие выразительные куски, ударные фразы, которые складывают бодрый ритм картины.
✔️ Активно использует музыку.
✔️ Сочетает общие планы с крупными — это работает идеологически. Например, толпа — склейка — крупный план Гитлера. Получается, что толпа большая, но люди в ней — маленькие, а Гитлер — огромный.
✔️ Вставляет реминисценции и отсылки. Например, открывается фильм музыкой Вагнера. Это увертюра из «Нюрнбергских Мейстерзингеров». Вагнер — любимый композитор Третьего рейха, а действие его оперы разворачивается именно в Нюрнберге — городе Ганса Сакса, городе Альбрехта Дюрера, территории съездов национал-социалистов.
✔️ Работает с символами. В первой сцене мы видим облака и самолет. В нем — Гитлер. Он, как посланник небес, спускается к своей пастве, чтобы ее благословить. Он — сверхчеловек.
Расскажем про судьбу фильма.
🎞 Фильм монтировали вплоть до самой премьеры: его даже не успели показать цензуре. Рифеншталь пишет, что даже не успела сходить к парикмахеру, приехала на премьеру даже после Гитлера и очень переживала, так как фильм никто еще не видел 👇
🗣 «Я сидела в основном с закрытыми глазами и все чаще слышала аплодисменты. В конце фильма — продолжительные, нестихающие. В этот момент силы окончательно покинули меня. Когда ко мне подошел Гитлер, поблагодарил и вручил букет сирени, со мной случился приступ слабости — я потеряла сознание».
🏆 Фильм был признан «особенно ценным в государственно-политическом и художественном отношениях». В 1935 году он получил государственный приз и Кубок Муссолини Венецианского кинофестиваля.
❌ После крушения Третьего рейха демонстрация фильма в Германии была запрещена, так как он служил распространению идей национал-социализма. Сегодня его показ в Германии разрешен только в учебно просветительских целях с обязательным вступительным словом киноведа или историка.
После войны Рифеншталь станет утверждать, что этот фильм — исторический, а не пропагандистский. В 1965 году в интервью журналу «Кайе дю синема» она скажет 👇🏼
🗣 «Это чисто исторический фильм. Я уточняю, это документальный фильм, он отражает правду историю 1934 года. Таким образом, это документальный, а не пропагандистский фильм».
🌓 В конце 60-х годов киноведы начали задаваться вопросом: «Можно ли рассматривать эстетические достоинства этого фильма независимо от его идеологического посыла?» То есть может ли эстетика существовать отдельно от этики. И разбились на два лагеря: одни утверждают, что фильм настолько совершенен, что о его политическом и идеологическом посыле нужно забыть, другие — что нужно всегда помнить, что этот фильм отравлен национал-социалистическими идеями.
А какие пропагандистские приемы заметили вы? Какими художественными средствами Рифеншталь передает свою идею? Заметили, какие из них переняло современное телевидение?
Курс из 8 лекций про кино со всего мира. Поможет разобраться в стилях кино разных стран и легко выбирать кино под настроение. Обсудим великих режиссеров со всего мира и с удовольствием посмотрим фильмы, которые давно висели в виш-листе.
4900₽ 2450₽
темах

на лекции и практикумы

средний рейтинг лекции

вебинаров в день