Людвиг ван Бетховен
Пятая «Симфония судьбы»
«Я схвачу судьбу за глотку, совсем согнуть меня ей не удастся» — сказал Бетховен, когда лишился слуха. В этой части слушаем «Симфонию судьбы».
Эту часть целиком посвятим Пятой симфонии Бетховена.
🚪 Пятая симфония известна под названием Schicksalssymphonie — «Симфония судьбы». О первом мотиве якобы сам Бетховен говорил: «Так судьба стучится в дверь». Этот мотив при жизни Бетховена стал символом, а сегодня — самым настоящим мемом.
🐦 Ученик Бетховена Карл Черни рассказывал другую версию: ритм первых тактов композитору подсказало пение лесной птицы. На первый взгляд звучит глупо, но Бетховен работал над Пятой симфонией параллельно с Шестой — «Пасторальной», где как раз много звуков природы и птичьих голосов.
✒️ Мотив судьбы появлялся у Бетховена и в других сочинениях — например, в первой части знаменитой фортепианной сонаты № 23 «Аппассионата».
💪🏼 Понятие судьбы много значило для Бетховена. Он часто употреблял это слово в письмах и дневниках, выписывал афоризмы о судьбе из любимых античных авторов. Бетховен считал, что судьба обошлась с ним крайне жестоко, лишив слуха, но не сдавался: «Я схвачу судьбу за глотку, совсем согнуть меня ей не удастся».
⏳ Бетховен работал над Пятой симфонией долго. Первые наброски появились в 1804 году, сразу после завершения Третьей. Множество черновиков демонстрируют, как кропотливо он оттачивал каждую деталь. Симфония закончена в 1808 году, непростое для Бетховена время, когда и денег, и концертов было мало. Меценатскую субсидию он получил только в следующем году, а пока настроения композитора оставались довольно мрачными.
🇦🇹 В то же время в Вене царил невероятный военный и патриотический подъем: накануне второй оккупации Вены все жаждали воевать с Наполеоном. Поэтому Пятая симфония не только о личной борьбе и победе.
🎶 Симфония впервые была исполнена 22 декабря 1808 года в венском «Театр ан дер Вин» на авторском концерте Бетховена — Академии. Обстоятельства премьеры был и неудачными.
👎 Во-первых, в тот же день в другом зале Антонио Сальери проводил концерт Общества помощи вдовам и сиротам музыкантов, которым он руководил. Не из вредности, а ради успеха своего мероприятия Сальери запретил членам общества участвовать в концерте Бетховена. Тому пришлось срочно искать недостающих музыкантов.
😴 Во-вторых, бетховенская академия была чудовищно длинной: в один вечер прозвучали две симфонии (причем Шестая, «Пасторальная», исполнялась под №5, а Пятая — под №6), Фортепианный концерт №4, несколько крупных вокальных и хоровых сочинений.
😡 Вечер почти закончился скандалом. Программу завершала Фантазия для хора, фортепиано и оркестра. Солировал сам Бетховен, сильно раздраженный к концу концерта. Оркестр не успел как следует отрепетировать Фантазию. Когда музыканты споткнулись на ровном месте, Бетховен прекратил играть и громко закричал: «Еще раз!». Исполнение начали с начала. Можно себе представить, что чувствовали слушатели, просидевшие в холодном зале (декабрь) уже 4 часа.
Послушаем запись Берлинского филармонического оркестра под управлением Герберта фон Караяна.
🤩 Хотя премьера прошла неудачно, Пятая быстро завоевала огромный успех. Ее плакатные образы и сюжетная драматургия притягивали слушателей и будили воображение. Европа уже была одержима романтизмом, и романтики признали Пятую симфонию как свою.
☄️ Гофман под огромным впечатлением писал со свойственной ему аффектацией, что Бетховен раскрывает «царство необъятного и беспредельного. Огненные лучи пронизывают глубокий мрак этого царства, и мы видим гигантские тени, которые колеблются, поднимаясь и опускаясь, все теснее обступают нас».
🌗 Но лучше всего программу Пятой симфонии сформулировал музыковед Адольф Бернхард Маркс (1859), придумавший афористическую формулу: «От мрака к свету, через борьбу к победе». Сам Бетховен этих слов не произносил, но у него была похожая формула — «радость через страдание».
Первая часть
⚔️ Дирижеры и меломаны до сих пор ломают копья, как надо играть первые восемь нот — тему судьбы. Как медленное вступление или в основном темпе Allegro? Какой длины должны быть паузы? Кто-то считает начальный мотив суперэнергичным импульсом к развитию, кто-то утверждает, что эта энергия сразу врезается в стену.
🎼 Первая часть написана в традиционной сонатной форме и удивительна тем, что ее драматические события разворачиваются в очень сжатом времени — часть длится всего около 8 минут. Здесь нет никакой «воды», ни одной лишней ноты.
🎻 Удивительно и то, что главная и побочная партии меняются ролями. Главная — тревожная, мятущаяся (напоминает главную партию Симфонии №40 Моцарта), она звучит у скрипок. А побочная — воинственная, решительная, ее играют валторны.
🤜 В короткой разработке первая кульминация наступает буквально через 30 секунд. Но сражение не заканчивается с наступлением репризы (как бывало обычно), а продолжается до самых последних тактов. Это лишь первый раунд битвы, и победитель еще не определен.
Вторая часть — Andante con moto
⚖️ Это вариации на две темы, они звучат по очереди и каждый раз — в обновленном виде. Первую тему играют альты и виолончели (помните, как эти низкие тембры любит Бетховен). Вот еще один благородный менуэт Бетховена, под который нельзя танцевать.
🇫🇷 Вторая тема напоминает гимны и марши Французской революции, которые Бетховен мог слышать на улице во время оккупации Вены. А теперь военные марши распевали воинственно настроенные австрийцы.
Вторая тема — это торжественный победный гимн. В нем звучит весь арсенал «военных» инструментов: блестящие трубы, валторн и литавры, которые отстукивают ритм судьбы, как бы напоминая, что даже в ликовании нельзя забывать о Роке.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяЧасть третья
🌪 Мы традиционно называем ее Скерцо, хотя у Бетховена этого обозначения нет. Здесь он впервые делает шаг в сторону мрачных, зловещих симфонических скерцо, которые позднее так полюбят композиторы-романтики.
🌗 В скерцо две короткие контрастные темы. Первая поднимается, как призрак из мрачных глубин, — ее играют виолончели и контрабасы. Она завершается на неустойчивой гармонии, как знак вопроса. Ответ на этот вопрос — ритм судьбы, который скандируют валторны.
🔱 По традиции в Скерцо есть контрастная часть — Трио, где появляется оттенок юмора. Виолончели и контрабасы играют быструю виртуозную тему, что производит гротескное впечатление. Затем с этой темой группы оркестра вступают одна за другой, как в фуге, и музыка напоминает хоровод гигантов.
Часть четвертая
✨ Финал следует за Скерцо без перерыва. Возможно, Бетховен хотел, чтобы ослепительный блеск финала моментально поражал слушателей, еще охваченных мрачными образами Скерцо.
💂♂️ Финал начинается как триумфальный марш. Его грандиозность Бетховен усиливает инструментами, которые в первых трех частях не звучали: пронзительная флейта пикколо, три тромбона и рычащий внизу контрафагот — в то время они были инструментами военного оркестра.
⚔️ Впервые Бетховен превращает финал симфонии в поле второго сражения. Он, как и первая часть, написан в сонатной форме. На протяжении всей экспозиции сохраняется ликующий характер, а вот в разработке возвращается тема судьбы — и начинается финальная схватка.
🌟 Наконец, грозная тема окончательно повержена, и симфония на всех парах несется к завершению. Все это звучит как абсолютный апофеоз, победа добра над злом, света над тьмой, если бы не одно но. В стремительной коде Бетховен слишком много раз повторяет тоническое трезвучие (главный устойчивый аккорд, символ безоговорочной победы) — уже можно было бы поставить точку, а он все твердит «да, да, да!», будто продолжая самого себя убеждать в победе.
🏵 Пятая симфония Бетховена сегодня — одно из самых узнаваемых сочинений классической музыки. Оно оказало колоссальное влияние на всю последующую музыку. Уже в 1842 году симфония прозвучала в США — в первом концерте Нью-Йоркского филармонического оркестра. В 1910 ее впервые записали на пластинку.
✌️ С 1848 года ритм «та-та-та-дам» обозначает букву «V» в азбуке Морзе. На восприятие симфонии повлияло сходство латинской цифры V с буквой и символом «V» — Victory.
💽 Первая часть симфонии записана на Золотой пластинке «Вояджера», отправленной в космос в 1977 году.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день