Комедия
Что такое комедия и с чего она началась
Первым художественным фильмом в истории кино была комедия. В этой части обсудим истоки жанра в античности и узнаем, как развивалась комедия в кино.
Давайте узнаем, с чего началась комедия 👇
😁 Комедия — это жанр, который существует с древнейших времен и распространяется не только на кино. Ее цель — рассмешить зрителя, вызвать улыбку, поднять настроение. В этом отношении комедия противоположна трагедии, хотя в античности, когда формировались каноны комедии и трагедии, эти два жанра шли нога в ногу.
Вернемся к древним временам 🔻
📜 Крупнейший представитель античной комедии — Аристофан. Он представитель старой аттической комедии, но влиял он и на средне-аттическую, и на ново-аттическую комедию, и на творчество Менандра.
📜 Менандр — комедиограф 4 века, который повлиял на римскую комедийную театральную традицию, на Платона и Теренция. И уже через этих авторов комедийный жанр развился до Ренессанса: до Ариоста, Аретино, Никколо Макиавелли, а оттуда — на всю Европу. Когда мы говорим о кинокомедии, мы подразумеваем жанр, который берет истоки в глубокой древности.
📜 В соответствии с классицистической расстановкой жанров, комедия — такое произведение, в котором начало может быть пугающим, но конец обязательно радостный.
📜 Данте Алигьери, автор «Божественной комедии», определял жанр так — это всякое поэтическое произведение среднего стиля с устрашающим началом и благополучным концом, написанное на народном языке.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Античная комедия: Аристофан и Менандр
Мы познакомились с зарождением жанра, теперь перейдем к истории кино 👇
🥀 Комедия рождается вместе с кинематографом, потому что первый художественный фильм в истории — «Политый поливальщик» или в другом варианте «Садовник» — относится к жанру комедии.
🎬 Это короткометражный немой фильм, который сняли братья Люмьер. Важную роль в создании сыграл один из них — более творческий Луи. Фильм был показан 28 декабря 1895 года и вошел в первую десятку фильмов, которые братья Люмьер выбрали для первого в истории человечества коммерческого кинопоказа.
📺 Фильм имел большой успех, а еще к «Садовнику» впервые в истории кино подготовили постер. Это не просто один из первых фильмов в истории, это первый сюжетный и постановочный фильм братьев Люмьер, где мы не имеем дело с дорисовкой, взятой из реальности.
«Политый поливальщик», реж. Луи Люмьер, 1895
Посмотрим, кто продолжил начатое братьями Люмьер 👇
🌙 Одним из первопроходцев развития киноязыка был Жорж Мельес. Режиссер создавал фантастические ленты, осваивал и кинохронику, и реконструкцию, и комедии. Самый известный его фильм — «Полет на Луну» (1902). Он начинал творческий путь с подражания братьям Люмьер, в 1896 году даже снял фильм «Поливальщик», где буквально копировал их знаменитую картину.
🤣 Первым всемирно известным комиком в истории стал француз Андре Дид. В начале 20 века он делал черно-белые короткометражные эксцентрические комедии, а его персонажем был Буаро. Имя менялось в зависимости от страны: это делало героя понятнее местным. В России вместо Буаро в картинах фигурировал некий Нлупышкин. Суть комедии Дидо — сплошное шутовство и нелепые истории.
👏 В самом конце нулевых фильмы начинает выпускать Макс Линдер. Это уже настоящий переворот в области жанра, потому что комедию, начиная с братьев Люмьер, воспринимали только как буффонаду с примитивным юмором. Макс Линдер начинает снимать новые комедии, где его герой не глупец, а обычный человек, с которым зритель может себя идентифировать.
🤩 Комический эффект рождается из контраста, который возникает между героем и ситуациями. Все комики после Линдера будут развивать его прием. Остается очень мало тех, кто идет по стопам Андре Дидо. Это стало революцией для жанра.
🎞 Линдер начинает в 1900–1910 годы с фильмов продолжительностью 5–10 минут, но в более поздние годы он делает уже почти полнометражные фильмы.
🎬 Современником Линдера можно назвать Мака Сеннета. Сначала он был актером у Дэвида Уорка Гриффита, а потом на той же студии начал ставить комедии, наполненные тяжеловесным и грубоватым юмором. Он опирался на опыт мюзик-холла и бурлеска. Позже Мак Сеннет основывает студию Кeystone.
📼 Кeystone и кейстоуновская комедия — веха в развитии американской и мировой комедии. Чем они отличаются от других?
1️⃣ Булочные и кондитерские — место действия короткометражных фарсовых фильмов. Такая локация стала отличной причиной кинуть друг другу в лицо тортом или пирогом. Свойственные американской комедии метания пирогов придумал Мак Сеннет.
2️⃣ Погоня — один из основополагающих принципов сюжета, поэтому действие также проходит в автомобилях и на дороге.
🧚♀️ В картинах участвовали купальщицы: они давали зрителю необходимую порцию эротики. Были и так называемые полицейские: бригады артистов, которые выполняли пародийную полицейскую функцию и участвовали в погонях. Со студии Сеннета вышли многие известные актеры, в том числе Чарли Чаплин.
Поговорим о мастерах немого кино, которые очень сильно повлияли на развитие комедийного жанра.
🎬 Чарли Чаплин — великий режиссер, ушедший от эксцентрики и слэпстики. Он был лиричен и глубок, его подход изменил представление о месте комедии в кинематографе. «Огни большого города», «Малыш», «Золотая лихорадка» — его знаковые работы.
📽 Бастер Китон был соперником Чарли Чаплина за любовь зрителя. У Бастера Китона была иная природа творчества: юмор здесь крутится вокруг трюков. В фильме «Шерлок младший» он прокладывает дорогу современному авангарду. А его самый известный фильм — «Паровоз "Генерал"» или просто «Генерал».
🎥 Еще один великий комик эпохи — Гарольд Ллойд. В отличие от Чаплина и Китона он не был кинорежиссером, он только работал перед камерой. Его амплуа — круглые очки в роговой оправе и шляпа канотье. Лучший фильм с участием Гарольда Ллойда — «Конец безопасности» или «Безопасность прениже всего».
1. Чарли Чаплин, 1915
2. Бастер Китон в фильме «Пугало», 1920
3. Гарольд Ллойд в образе Одинокого Люка
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день