Иоганн Себастьян Бах. Концерты и пассионы
Бранденбургские концерты #3 и #6
Третий Бранденбургский концерт часто называют прототипом современного струнного квартета, а в шестом концерте Бах использовал старинные инструменты. Узнаем и другие особенности этих сочинений.
⏳ Третий Бранденбургский концерт соль мажор небольшой подлительности — обычноот 10 до12 минут в зависимости от темпа, который выбирает исполнитель. Концерт, как обычно, трехчастный. В первой части темп не проставлен, номы понимаем, чтопервая часть обычнобыстрая, аллегров том или ином виде. Вторая часть концерта — адажиов ми миноре, а третья — обратнов аллегро. Наибольший интерес представляет вторая часть, потому чтоона полностью состоит из каденции, которая вовремена Баха могла исполняться и на скрипке, и на клавесине. Сейчас чаще всегоисполняется на клавесине.
📀 У американскогоэлектронногомузыканта Венди Карлос есть проект Switched-Оn Brandenburgs — этодвойной альбом, где Карлос исполняет все шесть Бранденбургских концертов на синтезаторе Муг (Moog). Этот проект показывает нам, насколькошироки возможности баховской музыки. И вовторой части Карлос заменяет каденцию на ларгоиз сонаты для скрипки BWV 1021, где есть похожая поладам каденция.
👥 Мы уже говорили, чтов барочной музыке нет понятия формы — она еще тогда не сложилось. Возьмем бетховенские сонаты в похожих тональностях или восьмую и девятую сонаты Моцарта для фортепиано, где в композиции использованы похожие приемы. Казалось бы, можноперевести в минор, транспонировать, новсе равнобудет ощущение чего-точужеродного. А у Баха в третьем концерте при замене второй части такогоощущения не возникает. Чтобы убедиться в этом, давайте послушаем третий концерт Баха, а также вариации Венди Карлос.
→ Иоганн Себастьян Бах. Бранденбургский концерт № 3 соль мажор, BWV 1048
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 13 минут
→ Иоганн Себастьян Бах. Соната соль мажор, BWV 1019
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 3 минуты
→ Иоганн Себастьян Бах. Соната соль мажор, BWV 1021
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 4 минуты
→ Wendy Carlos. Switched-On Brandenburgs. Concerto № 3
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 10 минут
Теперь поговорим о шестом Бранденбургском концерте.
🎻 В шестом концерте очень необычный состав инструментов. Бах написал его для двух виол da braccio, то есть ручных, двух виол da gamba — тех, которые надо упирать в ногу, виолончели и клавесина. При этом странно, что в концерте нет скрипок. К тому времени виола da braccio потеряла эту свою приставку и называлась просто виола. Виола da gamba также была уже устаревшим инструментом. Но друг и покровитель Баха, князь Леопольд Ангальт-Кётенский любил играть на виоле da gamba, поэтому она появилась в концерте.
🌟 Музыка шестого концерта, как и вся музыка Баха, проста и благородна. С одной стороны, в ней нет никаких сложных или необычных гармонических ходов, которые бы возбуждали в публике удивление и попытки угадать, что за сочетание будет дальше. Эту музыку смог бы разложить по гармониям студент музыкального училища. Но, с другой стороны, здесь есть сложность в области полифонии.
🎶 Полифония — одно из самых высоких музыкальных искусств. Там есть сложные правила, которые необходимо соблюсти, чтобы не получилась какофония. То есть нужно создать такую мелодию и таким образом ее развить, чтобы она сочеталась с двумя, тремя, четырьмя соседними голосами, которые представляют ту же мелодию, только транспонированную выше или ниже. Это, конечно же, требует большого умения, и полифония у Баха в последней части шестого Бранденбургского концерта удивительна по своей сложности и красоте. Давайте теперь сами в этом убедимся.
→ Иоганн Себастьян Бах. Бранденбургский концерт № 6 си-бемоль мажор, BWV 1051. Аллегро и адажио
Видеопример
⏱Время прослушивания: 11 минут
→ Иоганн Себастьян Бах. Бранденбургский концерт № 6 си-бемоль мажор, BWV 1051. Аллегро
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 6 минут
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться1. Миниатюры из Las Cantigas de Santa Maria, иллюстрирующие способы игры на смычковых: слева da braccio, справа — da gamba
2. Семейство виол — иллюстрация из трактата Syntagma musicum
3. Леопольд Ангальт-Кётенский
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день