angle-down facebook instagram vkontakte warning

Иоганн Себастьян Бах. Концерты и пассионы

Бранденбургский концерт #5

Бранденбургские концерты Баха считают одними из самых выдающихся концертов во всей барочной музыке. В этой части узнаем, почему, и подробно разберем пятый концерт.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

🎶 Бранденбургские концерты Баха — это цикл из шести концертов, которые были написаны в 1721 году. Посвятил их композитор Кристиану Людвигу, прусскому принцу из династии Гогенцоллернов, маркграфу Бранденбург-Шведтскому. Эти концерты блестящи по своей структуре и устройству, а также тем, как избирателен Бах в отношении инструментов, которые он использует. Здесь достаточно большой набор тембровых сочетаний, позволяющий отразить множеств чувств и красок. Примечательно, что четвертый концерт Бах позднее переработал в концерт для клавесина с оркестром фа мажор. Там всю виртуознейшую партию скрипки он отдал клавесину. Давайте послушаем эти два концерта.

→ Иоганн Себастьян Бах. Бранденбургский концерт № 4 соль мажор, BWV 1049
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 15 минут

→ Иоганн Себастьян Бах. Концерт для клавесина с оркестром фа мажор, BWV 1057 (первая часть)
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 9 минут

→ Иоганн Себастьян Бах. Концерт для клавесина с оркестром фа мажор, BWV 1057 (вторая часть)
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 13 минут

🎹 Пятый концерт был написан в 1719 году, за два года до того, как Бах сам записал все шесть концертов, не используя услуги переписчика. Вероятно, Бах решил создать этот концерт, чтобы продемонстрировать возможности нового клавесина, который он привез из Берлина. Мастер, который сделал этот инструмент — Михаэль Митке. С другой стороны, у Баха должно было быть соревнование с французским композитором и органистом Луи Маршаном в Дрездене. Это можно предположить, потому что в средней части концерта, а именно в аффетуозо в си мажоре, используется одна из тем Маршана. Однако соревнование не состоялось, так как Маршан, по всей видимости, испугался соперничества с Бахом, ведь его слава как превосходного импровизатора и виртуоза была широко известна.

⭐️ Самое главное в пятом концерте, то, что предопределит его место в истории музыки — это необычайно развернутая партия клавесина. Баху было необходимо показать возможности нового клавесина, которые в сочетании с баховской техникой игры, были удивительными. Это привело к тому, что пятый концерт заложил основание для последующих концертов для клавесина или фортепиано. Хотя Бах и не был намерен создать концерт именно для клавесина с оркестром, результат вышел настолько удивительным, что стало понятно, что это надо развивать дальше. Особенно хороша и показательна каденция, которую играет клавесин соло в первой части аллегро. А сам концерт, естественно, трехчастный — аллегро в первой и третьей части, посередине — аффетуозо, медленная часть.

1. Западноберлинская марка, выпущенная к 250-летию Бранденбургских концертов

2. Маркграф Бранденбург-Шведтский Кристиан Людвиг

3. «Белый» клавесин авторства Михаэля Митке, дворец Шарлоттенбург

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Познакомимся с двумя интерпретациями концерта: Карла Рихтера и Нидерландского Баховского общества, где дирижер — Сюнсукэ Сато, а клавесинист — Рихард Эгарр.

🔹 Интерпретация Карла Рихтера отличается от современных тем, что у Рихтера есть отточенность и блеск, ясность фактуры и формы. Музыка у него звучит торжественно и возвышенно. Давайте убедимся в этом и послушаем записи исполнения Рихтера.

→ Иоганн Себастьян Бах. Бранденбургский концерт № 5 ре мажор, BWV 1050. Карл Рихтер, соло клавесина
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 5 минут

⚡️→ Иоганн Себастьян Бах. Бранденбургский концерт № 5 ре мажор, BWV 1050. Карл Рихтер (первая часть)
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 10 минут

→ Иоганн Себастьян Бах. Бранденбургский концерт № 5 ре мажор, BWV 1050. Карл Рихтер (вторая часть)
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 11 минут

🔸 Другая интерпретация пятого концерта — интерпретация Нидерландского Баховского общества, современное исторически информированное исполнительство. Они играют концерт намеренно просто и приглушенно, акценты здесь не яркие. Они противопоставляют свое исторически информированное исполнение пустому концертному блеску. Иногда такой подход имеет смысл. Например, в теме Моцарта мы слушали разные записи Большой мессы в до миноре. Среди них была запись Марка Минковского, где он создает впечатление рутинности этой музыки. Психологически это очень точно — музыка безыскусна, как будто не концерт, а действительно служба в церкви. Но упрощение от обратного, отталкивание от большого концертного звучания работает против Баха, ведь в интерпретации лучше всего идти от самой музыки, а не от традиции ее исполнять. Давайте теперь послушаем эту интерпретацию и сравним с Рихтером.

→ Иоганн Себастьян Бах. Бранденбургский концерт № 5 ре мажор, BWV 1050. Нидерландское Баховское общество
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 21 минута

курс Level One
Как устроена музыка

Курс из 5 лекций, который поможет взглянуть на музыку с научной точки зрения. Дадим ответы на «простые вопросы»: как устроены ноты, аккорды и тональности и почему одна музыка нам нравится, а другая — вызывает дискомфорт. А заодно поймем, что общего у Пифагора, Баха и Моргенштерна, и какой будет музыка будущего.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;