angle-down facebook instagram vkontakte warning

Иоганн Себастьян Бах. Концерты и пассионы

Концерт для клавесина с оркестром #1

Первый концерт для клавесина с оркестром — одно из популярнейших произведений Баха. Есть мнение, что изначально концерт предназначался для скрипки. Что еще скрывает концерт — узнаем из этой части.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Начнем разговор о концертах для клавесина с оркестром Баха и сначала обсудим контекст создания концертов.

📜 Шесть концертов для клавесина с оркестром в каталоге Баха. Для классификации работ Баха есть каталог BWV (Bach-Werke-Verzeichnis — «Каталог работ Баха»). Его составили во второй половине 20 века. Шесть концертов для клавесина входят в каталог под порядковыми номерами с 1052-го по 1059-й. У всех концертов сохранились подлинники-рукописи, которые сейчас хранятся в Берлине.

Время написания концертов мы знаем приблизительно. Один из способов узнать время создания того или иного манускрипта — проверить водяные знаки, которые производители добавляли на каждый бумажный лист. Благодаря исследованиям почерка и водяных знаков установили, что концерты Баха были записаны в районе 1737–1739 годов, самая же ранняя рукопись датируется 1734 годом. Но сделана она была не Бахом, а его сыном Карлом Филиппом Эмануэлем. Эта версия существует как BWV 1052А, и в ней была прописана только партия для оркестра. То, что рукописи, которые сохранились, относятся к 1737–1738 годам, вовсе не означает, что сами концерты были написаны именно тогда. Концерты Бах написал раньше — какую-то музыку Бах написал уже в конце 1720-х, — а потом они были переписаны и собраны вместе по случаю. По всей видимости, это аранжировки и переложения ранее существующих работ композитора. Но точно этого мы не знаем, а почва для этих рассуждений является довольно зыбкой.

👨‍👩‍👧‍👦 Мы знаем период создания музыки, но не знаем повода и можем только предполагать его. Возможно, концерты, первые рукописи которых были изданы в 1738 году, были ответом на органные концерты Генделя того же года. А возможно, что Бах написал концерты для домашнего музицирования. Ведь у композитора была большая семья, а в начале 1730-х, когда его дети подросли и жили вместе с ним, весь дом был наполнен музыкой. Еще одна версия — концерты были написаны ко времени визита к какому-то монаршему дому.

Теперь обратимся к музыке концерта № 1 для клавесина с оркестром ре минор или BWV 1052 ре минор и узнаем, что послужило ее источником. А также обсудим, какие версии есть у исследователей о возможных инструментах, для которых изначально эта музыка создавалась.

🎶 Музыку концерта № 1 можно услышать в двух кантатах, но мы не можем утверждать, что эта музыка была изначально для них написана. Здесь важно помнить, что Бах — это эпоха барокко, когда не было ничего зазорного в самоцитировании. Тогда у художника было совершенно другое восприятие и самого себя, и другими людьми — ближе к ремесленничеству. Концепт музыканта как гения, который разговаривает с музами и несет свет своей гениальности трепетно внимающей публике, — это позднее романтическое изобретение. Тогда же все искусство было гораздо ближе к ремеслу по своему смыслу. А что главное в ремесле? Делать хорошо, и неважно, что одно и то же. Тем более, что музыка хорошая. Давайте послушаем эти кантаты.

→ Иоганн Себастьян Бах. Кантата «Wir müssen durch viel Trübsal» BWV 146:1
Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 36 минут

→ Иоганн Себастьян Бах. Кантата «Ich habe meine Zuversicht» BWV 188
Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 29 минут

🎻 Есть версия, что все концерты, в том числе BWV 1052 ре минор, были изначально написаны совсем для другого инструмента. Долгое время существовало предположение, что это была скрипка, потому что в музыке есть много приемов, которые связаны именно со скрипичной техникой. Пытались даже восстановить концерт для скрипки, который якобы существовал. А в последние годы появилась версия, что это был концерт для органа и оркестра, который Бах написал в первые годы жизни в Лейпциге. Однако исследователи, зачарованные красотой этого открытия, не обращали внимания, что вообще-то у Баха довольно много клавирной музыки, которая написана так, будто она предназначается для скрипки, с соответствующими приемами и ограничениями. Поэтому сейчас считается маловероятным, что концерт BWV 1052 ре минор — это переложение концерта для скрипки. Но истины мы здесь не знаем и не узнаем никогда.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Концерт № 1 BWV 1052

2. Бах дирижирует кантатой

Теперь узнаем, из чего состоит концерт, а потом послушаем его в разных исполнениях.

🤩 Возрождение интереса к музыке Баха в 19 веке. Как и большая часть музыки Баха, музыка к концерту в немузыкальной среде после его смерти была забыта. Ее возрождение началось с круга Феликса Мендельсона в 1830-е годы. Тогда же был издан концерт — спустя 100 лет после создания манускриптов.

🎹 Концерт начинается с оркестра и клавесина или фортепиано, играющих в унисон. Клавесин сначала играет в унисон с оркестром, потом как бы отделяется от него, а потом снова сплетается с его массой. Так происходит в обоих аллегро и в адажио, клавесин как бы поет. А если мы вспомним концерт для фортепиано эпохи классицизма, например, Бетховена или Моцарта, то там обязательно есть длинное оркестровое вступление, потом вступление фортепиано соло, а затем все вместе. У Баха наоборот — все инструменты начинают играть, дают некую общую музыкальную канву происходящего, а потом солирующий инструмент отделяется.

🙏 Музыка концерта очень строгая, наполнена возвышенной красотой, у нее архаичный тональный план. Бах здесь применяет законы, которые в его время были не обязательны в музыке, но это придает дополнительную строгость и суровость.

Теперь слушаем концерт № 1 в трех разных исполнениях — для фортепиано, клавесина и скрипки.

→ Иоганн Себастьян Бах. Концерт № 1 BWV 1052 ре минор
Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 23 минуты

→ Иоганн Себастьян Бах. Концерт № 1 BWV 1052 ре минор
Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 7 минут

→ Иоганн Себастьян Бах. Концерт № 1 BWV 1052R ре минор
Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 22 минуты

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;