angle-down facebook instagram vkontakte warning

Иоганн Себастьян Бах. Концерты и пассионы

Концерт для клавесина с оркестром #5

Пятый концерт тоже был создан на основе утерянного скрипичного концерта. А сейчас его части исполняют в обратном переложении на скрипку.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Теперь обсудим концерт для клавесина с оркестром фа минор BWV 1056 и узнаем особенности музыки к этому концерту.

⌛️ Как и в случае с концертом № 1 почти вся музыка, которая звучит в концерте № 5, уже была написана раньше. Вероятно, что Бах писал аллегро, модерато и престо для скрипичного концерта в соль миноре. Это та тональность, которая лучше всего подходит для исполнения на скрипке. Средняя часть концерта впервые могла появиться в концерте для гобоя в фа мажоре. Но также ее можно услышать в начале кантаты «Ich steh mit einem Fuss im Grabe». Еще у средней части есть некоторое сходство с анданте, которое открывает концерт Георга Филиппа Телемана для флейты — первый такт там почти идентичен. Сейчас давайте послушаем кантату и анданте концерта Телемана.

→ Иоганн Себастьян Бах. Кантата «Ich steh mit einem Fuss im Grabe»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 13 минут

→ Георг Филипп Телеман. Концерт для флейты соль-мажор. Анданте
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 3 минуты

🎹 Свойства фортепианной выразительности имеют свои отличительные черты. Довольно просто назвать музыку для фортепиано, которая так же хорошо не будет звучать ни на одном другом инструменте. Например, это вся музыка Шопена — бывает, что ее играют на скрипке или флейте, но тогда музыка как будто не на своем месте. Переложение может быть интересным, но это все равно будет немного не то, что замыслил композитор. Зато, чем старше музыка, тем легче перенести ее с одного инструмента на другой без существенных потерь. Так, в концерте № 5 мы не находим ничего, для чего могли бы использоваться возможности клавесина. Например, брать аккорды или играть виртуозные пассажи через всю клавиатуру, как это иногда встречается в органной музыке Баха. Но здесь есть голос и его сопровождение — своего рода минимализм выразительных средств. Это тот случай, когда фортепиано должно петь, может быть, не как скрипка, но как человеческий голос.

🎼 Мелодия начинается в унисон с оркестром, взмывает наверх и наконец становится различима. Хочется интерпретировать ее как рассказ, потому что интонации, заложенные в музыке, передают настроение взволнованной речи. То же самое и со средней медленной частью, только там мелодия больше похожа не на речь, а на пение. А вот третья часть наименее связана с голосом.

Мы узнали историю создания концерта № 5, а теперь время послушать, как его исполняют разные музыканты.

🔹 Первое исполнение, с которым мы познакомимся — это исполнение Марии Гринберг. Послушаем живую запись концерта 1958 года, дирижер оркестра — Карл Элиасберг. Кроме возвышенности и строгого, не романтического, а чуть более благородного восторга, в этом исполнении удивительно то, что фортепиано и правда напоминает по звучанию человеческий голос. Как Гринберг этого добивается, непонятно. Это то, что называется секрет туше. Туше (от фр. toucher — касаться) — это манера прикосновения к клавишам при игре на фортепиано. А прикосновение влияет на звук. И этому, в отличие от техники, беглости, пониманию формы, научить нельзя. Звук — это талант. У Марии Гринберг был удивительно прозрачный, свежий и при этом наполненный и живой звук.

→ Иоганн Себастьян Бах. Концерт для клавесина с оркестром фа минор BWV 1056. Мария Гринберг
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 10 минут

🔸 Теперь познакомимся с исполнением Марии Жоао Пиреш, португальской пианистки, интерпретацию которой интересно послушать. Здесь необычный замедленный темп, благодаря которому уходит часть напряжения. Музыка раскрывается с другой стороны, ее легче воспринять как пространство. Интересно, что Пиреш сама говорила, что видит музыку в 3D как некое объемное пространство. Подъемы и спады, напряжение и разреженность — это все для нее как бы скульптурная форма. И если мы можем говорить о форме в этих концертах, то здесь она соблюдена четко и строго.

→ Иоганн Себастьян Бах. Концерт для клавесина с оркестром фа минор BWV 1056. Мария Жоао Пиреш
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 11 минут

🔻 Наконец, поговорим об исполнении концерта Михаилом Плетнёвым в 2005 году. Из всех исполнений это, пожалуй, самое драматичное и очень русское в том смысле, что в нем есть некое страдание, которое придает музыке дополнительную глубину. Это не Бах в прямом смысле слова, не тот Бах, которого сейчас принято играть. Но это интересная интерпретация, поскольку специфически мрачное отношение к жизни Плетнёва делает музыку глубже.

→ Иоганн Себастьян Бах. Концерт для клавесина с оркестром фа минор BWV 1056. Михаил Плетнёв
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 11 минут

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Поговорим о еще двух исполнениях концерта, но уже на клавесине.

🔹 Сначала послушаем Карла Рихтера, одного из пропагандистов клавесинной музыки в 20 веке. Его исполнение — это старая попытка аутентизма. Она заключается преимущественно в использовании другого инструмента и выразительности, которая к этому инструменту подобрана. Здесь интересна и строгость звучания, и темперамент исполнителя. У Рихтера можно услышать налет концертности и необходимости впечатлить.

→ Иоганн Себастьян Бах. Концерт для клавесина с оркестром фа минор BWV 1056. Карл Рихтер
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 10 минут

🔸Последнее исполнение, о котором мы сегодня говорим — исполнение Густава Леонхардта. Его можно назвать современным аутентизмом или исторически информированным исполнительством. У Леонхардта, в отличии от Рихтера, нет ничего направленного вовне, это очень интровертное исполнение. Тембры здесь приглушены, потому что играет оркестр из старинных инструментов. Их особенность — более мягкое и менее звонкое звучание, ведь эти инструменты были рассчитаны на другие, более камерные залы. А если сравнивать с исполнением Марии Гринберг, то у нее музыка оживает благодаря звуку, темпераменту и экспрессии фразы. Здесь же музыка становится живой благодаря самой атмосфере и форме, а также той аккуратности и нежности, с которой Леонхардт подходит к исполнению.

→ Иоганн Себастьян Бах. Концерт для клавесина с оркестром фа минор BWV 1056. Густав Леонхардт
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 10 минут

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;