angle-down facebook instagram vkontakte warning

Иоганн Себастьян Бах. Концерты и пассионы

Оратория «Страсти по Матфею»

«Страсти по Матфею» — одно из самых масштабных произведений Баха, которое состоит из 78 номеров. Узнаем историю создания и исполнения этого пассиона.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Познакомимся с контекстом, в котором существует духовная оратория «Страсти по Матфею».

⚡️Пассионы Баха, или страсти — это произведения на евангельскую тему страдания Христа, которые исполнялись в Великую Пятницу. Всего Бах написал четыре пассиона. В 1724 году — «Страсти по Иоанну», в 1727 — «Страсти по Матфею», а также «Страсти по Марку» и «Страсти по Луке». Полностью до нас дошли только первые два пассиона. Партитура «Страстей по Марку» была утеряна, но так как они включали в себя музыку, которую Бах писал раньше, то их удалось восстановить в общих частях. Со «Страстями по Луке» ситуация сложнее. Есть автограф Баха, но нет уверенности, что Бах музыку именно сочинил, а не переписал. Однако для того времени это не было такой важной проблемой, как сейчас.

🔹 О «Страстях по Матфею» есть два важных высказывания, которые нужно отметить. Николай Андреевич Римский-Корсаков, когда послушал «Страсти» в начале 20 века, записал в своем дневнике, насколько поразительным было умение старых композиторов длить состояние в музыке. Дело в том, что романтизм во многом строился на контрастах, практически монтажной работе с вниманием публики — почти как в современных сериалах. Но это не потому, что композиторы на рубеже 19 и 20 веков хотели всем нравиться, просто это входило их мышление и эстетику. У Баха же была другая эстетика — ему незачем было развлекать публику, он создавал гармонию, славил Бога, и был в этом совершенно искренен.

🔸Второе высказывание про Баха, с которым интересно познакомиться, принадлежит Михаилу Казинику, лектору и популяризатору музыки. В интервью Владимиру Познеру на вопрос «Если бы исчезла вся музыка, то какое произведение вы бы оставили?», он ответил, что выбирать трудно, но, наверное, это были бы «Страсти по Матфею». То есть, есть в них что-то притягательное — может быть, захватывающее начало, может быть, сама структура. Или же удивительное сочетание темпов, настроения и наполненности звучания. Или тот момент, когда Христа сопровождает струнный квартет, и это создает вокруг него как будто нимб.

До начала 19 века оратория не была широко известна. Узнаем, кто поспособствовал возрождению интереса к музыке Баха.

👻 О Бахе существует стереотип, что после смерти его долго не помнили — умер в 1750 году, его забыли, и только к 19 веку он стал известен широкой публике. Это не совсем так. Да, большим спросом его музыка не пользовалась. С другой стороны, она просто не особенно исполнялась. Однако профессиональные музыканты и композиторы прекрасно знали музыку Баха, если не хоральную, то точно клавирную. И если первая ассоциация с Бахом — например, прелюдия и фуга ре минор, то вторая — «Страсти по Матфею». И возрождение интереса к баховской музыке началось в 1829 году, когда Феликс Мендельсон решил исполнить именно «Страсти по Матфею».

🎤 Первое исполнение «Страстей» Мендельсоном прошло в Берлине, 11 марта. Это исполнение было не в традиции аутентизма. Это сейчас считается, что музыку эпохи барокко надо крайне аккуратно восстанавливать. Тогда же, напротив, считалось, что музыку надо улучшать. К тому же «Страсти по Матфею» требуют больших ресурсов — два хора, два оркестра, чего не всегда возможно было найти, тем более для исполнения музыки, 80 лет никому неизвестной. Чтобы публика не скучала, «Страсти» были сокращены — изъяли почти все сольные арии. Но проблема исполнения как такого, в требуемом масштабе, была гораздо меньше, чем проблема «древности» этой музыки. Мендельсон еще много работал над исполнением — всего их было три, все разные, с доработками и улучшениями.

🎉 Первый концерт Мендельсона по «Страстям» имел огромный успех. И на следующее выступление, которое состоялось 21 марта, были раскуплены все билеты. Именно с этого времени началась большая слава и «Страстей по Матфею», и самого Баха. Так, популяризация Мендельсоном музыки Баха привела к основанию в 1850 году Баховского общества в Лейпциге.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Феликс Мендельсон

2. Партитура Мендельсона для исполнения «Страстей»

Обсудим устройство «Страстей» Баха: узнаем, какой была традиция исполнения такого рода произведений до Баха, и как исполнял их сам композитор.

📜 О процессе написания страстей известно очень мало. Есть ранние рукописи, публикации либретто, документы городского совета Лейпцига — из них можно представить хоть какой-то контекст. Но очень много передает и сама музыка, через которую можно прочувствовать цайтгайст, дух времени.

🙏 Мы мало знаем о том, как именно Бах писал «Страсти», но мы знаем, как они в принципе существовали. На Страстной неделе была традиция читать повествование, которое основывалось на евангельском сюжете, в разные дни. «Страсти по Матфею» исполнялись в Великую пятницу. Страсти — это рассказы о последних днях земной жизни Иисуса Христа, их сюжет почти сходится во всех Евангелиях. Сначала — пророчество Иисуса о распятии, предательство Иуды, Тайная вечеря, моление о чаше, поцелуй Иуды, отречение Петра, суд Понтия Пилата, Крестный путь и Распятие.

🎶 Чем старше страсти, тем проще была в них музыка. Раньше они исполнялись одним певцом, который выступал от лица евангелиста. В эпоху Возрождения слова распределялись между служителями храма. Евангелистом был тенор, Иисусом — бас. У Баха сохранилось такое же распределение. Потом стала появляться трудная полифония, страсти с респонсорной структурой. Это значит, что одноголосый евангелист противопоставляется Христу и толпе, у которых партии сложные, полифонические. Потом усложняется еще больше — появляются инструменты, оркестры.

⛪️ Также важно понимать, что церковная музыка не существовала отдельно от музыки светской. Например, у Баха в «Страстях» есть ария da capo, то есть с трехчастной формой ABA. Если говорить о жанре произведения, то, конечно, это оратория. И несмотря на то, что партия Иисуса отдана басу, евангелиста — тенору, здесь есть певцы, которые выступают в разных партиях, они никого не изображают.

1. Копия рукописи Баха «Страстей по Матфею»

2. Титульный лист оригинальной партитуры «Страстей по Матфею»

Рассмотрим текст и музыку оратории и узнаем, кто помог Баху подготовить либретто.

⛪️ Первое исполнение «Страстей по Матфею» произошло в церкви Святого Фомы в Лейпциге 11 апреля 1727 года — в Великую пятницу. Во времена Баха в Германии в каждой земле или княжестве существовали свои правила. Так, в Лейпциге был запрет искажать слова Евангелия в страстях, в Великую пятницу. Поэтому свой первый пассион, «Страсти по Иоанну», Бах в 1724 году написал на евангельский текст.

📜 Над текстом «Страстей по Матфею» Бах работал вместе с немецким поэтом Кристианом Фридрихом Хенрици, который творил под литературным псевдонимом Пикандер. Пикандер писал стихи по большей части сатирического содержания. Но, чтобы реабилитировать свое поэтическое имя, в 1725 году опубликовал сборник церковных стихов «Наставляющие размышления в Чистый четверг и Страстную пятницу». Бах познакомился с этой книгой — в ней были стихи, которые вполне подходили, чтобы использовать в «Страстях» в дополнение к евангельскому тексту. В итоге Пикандер написал либретто для «Страстей по Матфею», а позже и для «Страстей по Марку». Также он был автором либретто к различным ораториям и кантатам Баха.

🙏 Из евангельского текста в «Страстях по Матфею» в первой части используются стихи 26:1–56 из Евангелия от Матфея. Во второй части — стихи 26:57–75 и 27:1–66. Также в открывающей арии из второй части используются стихи из Песни Песней 6:1.

1. Церковь Святого Фомы в Лейпциге

2. Орган в церкви Святого Фомы

3. Мемориальная доска Пикандеру в Лейпциге

Теперь поближе познакомимся с музыкой «Страстей» — узнаем, какие вокальные партии есть в оратории и какие инструменты входят в оркестр.

🙏 В «Страстях по Матфею», как и во всей баховской музыке, много заимствований. Надо помнить, что «Страсти» писались для исполнения в определенном месте — как мы уже знаем, в церкви Святого Фомы, и контексте — Страстная пятница. Также это очень большое произведение, которое никто не стал бы учить с нуля. И это произведение богослужебное, ему необходимо опираться на традицию. Поэтому хоралы, которые использует Бах, уже были в ходу церкви Святого Фомы. Они происходят из разных времен — от 16 века до середины 17-го.

📝 Структура и устройство «Страстей» в связи с этими обстоятельствами также не могли быть очень сложным и непривычным. Библейский текст в основном исполняется в речитативах, а ария и ариозо содержат поэтический текст, который комментирует происходящее в Писании, говорит о чувствах героев.

🎶 В «Страстях по Матфею» Бах использовал два хора и два оркестра. В состав оркестра входили две поперечные и две продольные флейты, две скрипки, два гобоя, гобой d’amore, гобой da caccia, виола, виола da gamba и генерал-бас (basso continuo).

😇 Текст Евангелия исполняет тенор в форме речитатива. Солисты исполняют роли различных действующих лиц, также речитативом. Кроме Иисуса, есть реплики Иуды, Петра, двух первосвященников, Понтия Пилата, жены Пилата, двух свидетелей и двух служанок. Речитативы Иисуса отличаются тем, что они всегда сопровождаются не только basso continuo, но и струнным квартетом с использованием долгих растянутых нот, как бы проливающих неземное сияние. Это создает эффект, который можно назвать «звуковым нимбом» Иисуса.

→ Иоганн Себастьян Бах. «Страсти по Матфею». Munchener Bach Orchester
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 2 часа 6 минут

→ Иоганн Себастьян Бах. «Страсти по Матфею». Nikolaus Harnoncourt
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 2 часа 56 минут

Завершим разговор о «Страстях по Матфею» небольшим рассуждением о значении этого произведения, а также обсудим, почему Бах не писал опер.

⭐️ Мы послушали ораторию «Страсти по Матфею» и сейчас поговорим, что в ней особенного. Если сравнивать Баха с Генделем, то можно сказать, что оперу Генделя можно слушать вполуха, интересоваться постановкой и не понимать, о чем поют. Но «Страсти по Матфею» — это то произведение, на которое стоит обратить внимание. И дело даже не в религиозности или ее отсутствии, а в том, что тут проявляются общечеловеческие вещи, которые имеют вневременной характер.

🙏 Здесь же кроется ответ на вопрос, почему Бах не писал опер. Долгое время считалось, что Бах был духовным композитором, которого не интересовала светская мишура, но это очень упрощенный взгляд. Театр, как известно, искусство дьявольское, актеров даже хоронили за церковной оградой. Но, например, Георг Филипп Телеман писал оперы и серьезно относился к религии. Или Генрих Шютц, композитор из предшествующей Баху эпохи, был автором преимущественно духовных произведений, но у него тоже есть опера «Дафна», которая считается первой немецкой оперой.

🎭 Также надо отметить, что опера во времена Баха могла быть двух видов — комическая, опера-буффа, и серьезная, опера-сериа. Обе происходили из Италии. Бах никогда там не был, итальянского, скорее всего, не знал или знал очень плохо. И пышные представления с закрученными фабулами, бесконечными ариями, где певцы демонстрируют вокальную доблесть, лежали не в той области, где был интерес Баха.

🎤 Бах много писал много музыки для хорового исполнения. В опере же не может быть такого количества хоров. Жанр оратории и церковной музыки имел свойство — над всем была идея или несколько идей, все персонажи намекали на что-то вне непосредственно сюжета, вне взаимоотношений героев. Есть искушение назвать это моралите. Но на самом деле это было музыкальное рассуждение о достаточно отвлеченных вещах, философского свойства, которое было гораздо больше в традиции немецкой музыки, чем яркость и блеск оперы-сериа.

Мы поговорили об оркестровом творчестве Баха и о его духовной оратории «Страсти по Матфею». Давайте вспомним все произведения, которые мы разобрали.

🎼 Концерт № 1 для клавесина с оркестром ре минор. Музыку из этого концерта можно услышать в двух более ранних кантатах Баха, а исследователи долгое время обсуждали, не писал ли Бах концерт изначально для скрипки или органа, а не клавесина.

🎤 Концерт № 5 для клавесина с оркестром фа минор. В этом концерте Бах, казалось бы, не использовал классические возможности клавесина. Однако концерт — пример того, когда клавесин может петь подобно человеческому голосу.

🎻 Бранденбургский концерт № 3 соль мажор. Во второй части концерта очень пластичная каденция — американский электронный музыкант Венди Карлос заменил каденцию из второй части на ларго из сонаты для скрипки. Хуже от этого ничуть не стало.

🎹 Бранденбургский концерт № 5 ре мажор. Бах написал этот концерт, чтобы продемонстрировать возможности нового клавесина авторства Михаэля Митке. Это же привело к тому, что в концерте необычайно развернутая партия клавесина.

👑 Бранденбургский концерт № 6 си-бемоль мажор. Бах использовал для этого концерта старинные инструменты — виолу da braccio и виолу da gamba. Последняя — дань уважения князю Леопольду Ангальт-Кётенскому, который любил этот инструмент.

🙏 Духовная оратория «Страсти по Матфею». Одно из самых известных и влиятельных произведений Баха. Впервые композитор исполнил его 11 апреля 1727 года в церкви Святого Фомы в Лейпциге. Спустя почти 100 лет «Страсти по Матфею» получили вторую жизнь после исполнения их Феликсом Мендельсоном.

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;