angle-down facebook instagram vkontakte warning

Сонаты Бетховена: #1, #8, #14, #17

В чем польза разборов музыкальных произведений

Понять устройство музыки довольно сложно, если ты не имеешь музыкального образования. В этой части мы определим, в чем польза разборов музыкальных произведений, имеющих определенную форму.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Почему интересно делать такие разборы произведений, которые претендуют на форму? Из чего создается форма?

🏛 Если мы говорим о классической музыке или архитектуре, форма создается некоторой регулярностью, опорой на принцип схожести. Представим себе храм, где на входе стоит пять колонн дорического ордера, а шестая справа — античного композитного. Это сразу вызовет ощущение дисбаланса. Но если их чередовать — композитный, дорический, а в центре добавить колонну коринфского ордера, — это уже не будет чистым стилем, но некоторая гармония регулярности появится. Так и в музыке.

🎼 Человеку проще воспринимать произведение с точной и понятной формой, чем хаотичный набор звуков. И эти разборы помогают нам лучше услышать и понять структуру произведения и вникнуть в его суть.

В этом уроке мы послушали и разобрали четыре сонаты Бетховена. Давайте вспомним основные моменты и подведем итоги.

🗣 Сонаты Бетховена — это всегда авторский голос. Он писал о себе самом и своих переживаниях, словно рассказывал историю. Композитор был ближе к романтикам по эмоциональному колориту. От космических законов мироустройства и отражения их в музыке, что является важным постулатом классицизма, он приходит к выражению себя, своего восприятия мира и отношения к нему.

Разобрали и послушали 👇

🎹 Сонату №1, которую можно считать символом ученичества. Она была посвящена учителю Бетховена, Йозефу Гайдну. В ней композитор уже выходит за рамки некоторых канонов классицизма, но не забывает и про форму. В сонате №1 мы слышим то, что составит одну из характерных черт стиля Бетховена — использование контрастных регистров. Композиторы эпохи классицизма всегда старались писать плотнее, но Бетховен не стеснялся пользоваться всей клавиатурой, сопоставляя на контрасте низ и верх.

🥁 Сонату №8 или «Патетическую» сонату, которую Бетховен написал в 1798–1799 годах. Публике она была представлена в 1799 и вызвала одобрительную реакцию, хоть и показалась весьма необычной. Соната состоит из трех частей вместо четырех — композитор пренебрегает правилами построения сонатной формы и избавляется от старомодного менуэта. В эмоциональном плане она как будто рассказывает о тяжелых думах со светлыми моментами в них, потом порыв и буря, которая успокаивается в лирической грусти, появляются даже моменты радости, но мы снова и снова возвращаемся к тому вопросу, который возникает еще в начале произведения.

🌙 Сонату №14, которая была написана в 1800–1801 годах. Она получила название «Лунная» уже после смерти композитора. Одна из версий о происхождении названия гласит, что в 1832 году музыкальный критик Людвиг Рельштаб сравнил первую часть этой сонаты с лунным светом на Фирвальдштетском озере. А другая версия заключается в том, что триоли вступления очень напоминают триоли в начале моцартовского дон Жуана в сцене «Убийство Командора», которая произошла лунной ночью. Соната необычна тем, что начинается сразу с медленной части. Бетховен дал ей подзаголовок «Как бы фантазия», чтобы сделать себе попущения насчет несоблюдения форм и одновременно не получить упреков. Эмоциональное состояние, которое заключено в сонате, очень тяжелое. Если включаться в музыку и сопереживать, то к концу просушивания можно и устать.

🌬 Сонату №17. Узнали, что она была посвящена Джульетте Гвиччарди, в которую был безответно влюблен Бетховен. В ней отражаются боль и смятение, которое испытывал композитор в те годы. Его слух ухудшался, но он продолжал писать прекрасную музыку ради выполнения своего творческого призвания.

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;