angle-down facebook instagram vkontakte warning

Сонаты Бетховена: #1, #8, #14, #17

Соната #14 «Лунная»

Бетховен написал сонату в 1800–1801 годах, она получила номер 14, а название «Лунная» ей дали уже после смерти композитора. В этом уроке разберемся, чем она необычна и как появилось ее название.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

🌙 Название «Лунная» было дано сонате №14 уже после смерти композитора. Есть две версии появления названия. Первая, самая популярная, гласит о том, что в 1832 году музыкальный критик Людвиг Рельштаб сравнил первую часть этой сонаты с лунным светом на Фирвальдштетском озере. Это название вошло в обиход и закрепилось. Вторая версия заключается в том, что триоли вступления очень напоминают триоли в начале моцартовского дон Жуана в сцене «Убийство Командора». Давайте послушаем и потом сравним.

Людвиг ван Бетховен. Соната №14 «Лунная»
Аудио-пример на Ютубе
Время прослушивания: 30 секунд (00:00–00:31)

Вольфганг Амадей Моцарт. Опера «Дон-Жуан» сцена «Убийство Командора»
Аудио-пример на Ютубе
Время прослушивания: 2 минуты (9:02–11:13, 10:08 — следим за триольным аккомпанементом)

🎻 Эта соната необычна тем, что начинается с медленной части (00:00–00:31), а не как «Патетическая», где сначала идет граве, а потом вступает аллегро. Здесь мы слышим очень медленное развитие, а так делать было не принято. Бетховен прекрасно понимал это и дал сонате подзаголовок «Как бы фантазия», чтобы сделать себе попущения насчет несоблюдения форм и одновременно не получить упреков. Вот какие ходы приходится делать, создавая нечто новое.

🚀 Первая часть адажио, вторая аллегретто, третья часть престо ажитато, то есть «оживленно». Если смотреть на темповую фактуру — это движение от медленного к быстрому, примерно, как взлет ракеты, у которой отваливается первая ступень, затем вторая и третья. Первая и третья части наполовину состоят из арпеджио. Те, кто играл на фортепиано «Лунную» сонату целиком, знают насколько увлекательно моторное арпеджио первой части и какое сильное удовольствие приносит сам процесс игры.

🙌🏻 Арпеджио в правой руке в малой октаве, сопровождается аккордами в левой. Сама тема намеренно простая и к ней достаточно долгая подготовка. Соната №1 сразу начиналась с темы, в сонате №8 главную тему пришлось чуть-чуть подождать, но перед ней была подготовка, которая имела эффект ауфтакта. Здесь тема рождается из аккомпанемента (00:31). Арпеджио, которые все это время к чему-то стремились, наконец приобретают завершенность. Триоли — достаточно неустойчивая обтекаемая фигура, которая постоянно находится в движении, но здесь тема приобретает завершенность. Первые две фразы темы — это трижды повторенная нота соль-диез (00:31–00:44). Дальше она продолжится тоже очень простая (00:44–01:27).

Людвиг ван Бетховен. Соната №14 «Лунная»
Аудио-пример на Ютубе
Время прослушивания: 1 минута 30 секунд (00:00–01:27)

Фирвальдштетское озеро, вид которого, по одной из версий, вдохновил критика Людвига Рельштаба назвать сонату №14 «Лунной»

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

🎢 Тональность меняется так, что движение по высоте происходит совершенно незначительное, она становится мажорной и движение, которое происходит — это скорее движение чувств, чем музыки (00:55). Нельзя сказать, что в музыке действительно происходит что-то по-настоящему. Если сравнить это адажио с сонатой №8 или с первой частью сонаты №1, получится более или менее одна и та же картина грустного созерцательного покоя.

🎹 Появляется вторая тема (01:28–02:16), она тоже очень компактна, но это и составляет то решение, которое вполне увязано с концепцией всей этой части. Сегодня, в 21 веке, когда мы говорим о репетитивности — повторе одной и той же мелодической фигуры, у нас сразу всплывает в памяти минимализм. Возьмем к примеру первую часть метаморфоз Филиппа Гласса. У него в отношении гармонии ни то что не богато, а все очень просто и примитивно, как в третьем классе музыкальной школы. И погружаясь в пространство музыки, мы в таких условиях реагируем на мельчайшие изменения. Бетховен в первой части всего на полтона сдвинул звучание темы, а у нас уже рождается совершенно другое чувство. Давайте послушаем оба произведения и сравним.

Людвиг ван Бетховен. Соната №14 «Лунная»
Аудио-пример на Ютубе
Время прослушивания: 1 минута (01:28–02:16)

Филипп Гласс. «Метаморфозы»
Аудио-пример на Ютубе
Время прослушивания: 33 минуты

🌙 После второй темы снова появляется первая (02:16–03:11), она как будто развивается, но на самом деле развития нет, появляется лишь впечатление перемены. В другой тональности и более сжатом виде повторяется первая тема и какие-то реминисценции второй, которые очень долгим путем приводят нас к повтору первой части (03:11–04:12). Так как это «как бы фантазия», она отражает фантазийную связность, и это способ связать псевдо развитие и повторение первой темы. Она начинается точно так же (04:12), и первый раз проводится без изменений, какой мы слышали ее в начале, а второй раз она меняет тональность (04:41), после чего снова появляется вторая тема уже в другой тональности (05:07–05:59).

Людвиг ван Бетховен. Соната №14 «Лунная»
Аудио-пример на Ютубе
Время прослушивания: 5 минут (0:55–05:59)

🎼 Первая часть сонаты завершается кодой, которая очень похожа на подготовку вступления к первой теме, с единственной разницей, что тема сама звучит в басу (05:59). Для этой части название «Лунная» достаточно точное, потому что то, что происходит в самой музыке — медленное начало, неспешность, такая намеренная простота, действительно напоминает игру разных оттенков света. В этом присутствует качество изобразительности. С очень большой натяжкой это можно назвать примером музыкального импрессионизма, но натяжка будет очень большая. Эмоциональное состояние, которое заключено в первой части очень тяжелое. Если включаться в музыку и сопереживать, то к концу просушивания можно и устать.

🥀 Вторая часть — скерцо, дает нам некоторую передышку (07:17–08:10). Лист называл эту часть «цветок между двумя безднами». Конечно, Лист был романтиком и эта метафора с цветками, вглядывающимися в бездны, больше подходит языку романтизма, но все же сообразная красота в этой метафоре есть. В легком по настроению скерцо мы как бы берем передышку и вместе с этим, несмотря на такую круглую музыкальную структуру, понимаем, что чем-то хорошим все это не закончится. Есть в скерцо настроение некоторой обреченности. На что обречена музыка, мы слышим в третьей части, которая начинается яростными стремительными арпеджио. Ее мы разберем дальше, а сейчас давайте послушаем коду и вторую часть, которые разобрали ранее.

Людвиг ван Бетховен. Соната №14 «Лунная»
Аудио-пример на Ютубе
Время прослушивания: 2 минуты (05:59–08:10)

🎼 Третья тема первой группы тем похожа на первую тему первой группы и на первую тему адажио: восьмая с точкой и шестнадцатая, дальше четыре аккорда идут как ее эхо. Во второй части этой темы 4 половинные ноты с форшлагами звучат то в мажоре, то в миноре, хотя меняется всего одна нота в форшлагах и аккомпанементе. Через каденцию все темы повторяются заново с небольшими изменениями и связками между ними.

🎹 Начинается первая и главная тема сонаты в других тональностях. В третий раз звучит вторая группа тем, но первая тема второй группы тем, сначала идет в верхнем голосе, потом переносится в бас. Такой принцип единства мы уже встречали в конце первой части адажио.

💫 Дальше идет подготовка к возвращению темы в оригинальной тональности, просто так это сделать нельзя, должна быть логичная гармоническая связь. Это примерно, как работа коробки переключения передач в машине. Если тронуться с места и включить сразу пятую или шестую, машина или заглохнет, или поедет очень медленно. То же самое, если с шестой передачи переключить на первую, то пропадет тяга, обороты взлетят и для движения это будет в любом случае не очень хорошо. Поэтому нужно переключать передачи последовательно, тогда движение будет равномерным. Так и в музыке — без связок и переходов общая последовательность произведения потеряется. У этого есть достаточно ясные законы, которые связаны с человеческим восприятием: мы почему-то слышим одни созвучия гармоничными, а другие дисгармоничными. Точного и исчерпывающего ответа на этот вопрос современная наука дать не может.

🌙 Снова повторяется первая тема и вторая группа тем с небольшими изменениями. В первой теме движение продолжается, развивается и кажется, что конца и края ему нет, но нужна какая-то остановка. И тут главная тема резко прерывается. Почему Бетховен делает эту резкую паузу, сказать точно нельзя. Мы не знаем наверняка, что хотел сказать автор, мы можем только смотреть на то, что он в итоге сказал. После этого в басу робко начинается первая тема второй группы тем. Она как бы выплывает из глубин баса в верхний голос, и мы слышим развернутую каденцию, после которой вступает третья тема. Она и завершает сонату. Давайте послушаем сонату до конца.

Людвиг ван Бетховен. Соната №14 «Лунная»
Аудио-пример на Ютубе
Время прослушивания: с 08:10

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;