angle-down facebook instagram vkontakte warning

Сонаты Бетховена: #1, #8, #14, #17

Соната #17 «Буря»

Сонату #17 Бетховен написал в 1802 году и посвятил графине Джульетте Гвиччарди, в которую был несчастно влюблен. Соната была написана во время тягостных раздумий, но по эмоциональному колориту кажется легче, чем «Лунная».

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

💔 Влюбленность Бетховена в графиню ничем хорошим закончиться не могла. Он не принадлежал к аристократическому сословию, несмотря на приставку «ван». Дело в том, что род происходил из Голландии, а там такой вид фамилий не является исключительно аристократическим. К тому времени Бетховен уже начал терять слух, и в 1802 году, когда была написана соната, он составил гейлигенштадтское завещание. Из него мы узнаем, что именно он переживал в тот момент. Глухота Бетховена усилилась достаточно сильно и стало понятно, что положение дел со временем не улучшится. Он начал думать о самоубийстве, но старался преодолевать в себе эти мысли для того, чтобы выполнить свое предназначение творца, в которое верил.

💭 Уникальная красота этой сонаты в том, что первые 20–30 секунд, в зависимости от темпа исполнения, нам даются три мотива, которые будут пронизывать всю сонату, иногда изменяясь совершенно до неузнаваемости.

🎹 Произведение начинается с медленного арпеджио, которое является первым мотивом. Второй — звучащие в едином порыве восьмые ноты, которые сгруппированы по двое, что можно считать олицетворением боли. Изящное, закрывающее это движение группетто звучит третьим мотивом. На этой записи за 25 секунд даются все три мотива, давайте послушаем и понаблюдаем дальше за их развитием.

Людвиг ван Бетховен. Соната №17 «Буря»
Аудиопример
Время прослушивания: 25 секунд (00:00–00:25)

Понять, что это три абсолютно разных мотива помогают темпы. Несмотря на то, что ноты — это текст часто весьма неконкретный (хотя Бетховен всегда указывал, что он хочет от исполнителей своих произведений), в них находятся подсказки, которые помогают расшифровывать смысл, если мы его ищем, узнавать устройство, если мы изучаем его. Так же и здесь, проставлены темпы. Первый мотив — темп ларго (он написан сверху нотного стана), второй — аллегро, третий мотив— это адажио. Дальше снова начинается ларго. Тот же самый, арпеджированный аккорд с отзвуками в правой руке. Первый аккорд звучал в тональности ля мажор, второй — в тональности до мажор. Здесь он звучит выше, что предвещает сразу какое-то восходящее движение и увеличивающуюся динамику. Начинается бурное развитие второго мотива, который вместо того чтобы закончиться изящным оборотом из третьего мотива, взмывает ввысь и обрушивается. Сквозь звуковую рябь триолей в басу появляется первый мотив — отзвук арпеджио, а в правой руке мы слышим вариацию на третий мотив.

🎼 Начинается вторая группа тем. В ней, что удивительно, есть точно те же мотивы. Вариация на второй мотив мы слышим в правой руке. Развернутые вариации на третий мотив, которые кажутся нам совершенно незначительными, и которые мы, не глядя в ноты, можем принять за аккуратный каданс, разворачиваются в полноценный аккомпанемент. Его звучание выходит на первый план, вторая нота этого мотива удлиняется с помощью задержания. Тема поднимается наверх, в басу мы снова слышим второй мотив с другой длительностью и акцентами. Начинается каденция.

Людвиг ван Бетховен. Соната №17 «Буря»
Аудиопример
Время прослушивания: 4 минуты (00:00–03:49)

🌸 По всем законам сонатного аллегро за каденцией следует повтор и переход. По смыслу он связан с первой темой, и в этом есть своя красота. Два раза мы начинали с арпеджио в темпе ларго, им и продолжаем — у нас прочно заложен фундамент. В этом состоит огромное мастерство Бетховена и других композиторов, которые писали симфонии и сонаты, — из небольшого материала они создавали такую удивительно красивую музыку, и так искусно прятали «строительный материал». Здесь мы видим не только искусство составить, но и искусство замаскировать — это то, чего не хватало многим российским композиторам. Например, «Шахерезада» Римского-Корсакова стала не симфонией, а симфонической сюитой, потому что он тогда еще не владел в полной мере искусством прятать концы в воду.

🎨 Любое самое высшее мастерство производит впечатление полной естественности, будто создано без усилий. В картинах да Винчи не видна техника, произведение сразу захватывает нас и производит художественный эффект. Так же и в сочинениях великих композиторов, когда не все так очевидно и до внутреннего устройства нужно какое-то время докапываться.

🚀 Вторая часть сонаты №17 «Буря» по устройству очень похожа на первую тему второй группы тем, где первый и второй мотивы звучат в левой руке и постоянно взмывают вверх. Дальше идет весьма длинное возвращение к первоначальной теме. Похожая подготовка ко вступлению первоначальной тональности была в сонате №14, только здесь каждая фраза в ларго дополнена таким задумчивым речитативом, под которым в нотах подписано «выразительно и просто», как некое напоминание о том, из чего родилась эта музыка. Это можно сравнить с мышлением: у нас есть суждение, над которым нужно подумать. Мы начинаем его анализировать и разбирать, приходят ассоциации, что-то новое рождается. И когда мы возвращаемся к первоначальному суждению, оно становится для нас уже в большей степени раскрыто. Здесь происходит нечто похожее.

💫 Звучит повторение второй группы тем в оригинальной тональности ре минор, которое приводит нас к коде. Она начинается с тихого рокота в басу, звучащего как далекий гром и постепенно затухающего. Так заканчивается первая часть сонаты «Буря». Давайте послушаем первую часть до конца и постараемся услышать те моменты, о которых поговорили ранее.

Людвиг ван Бетховен. Соната №17 «Буря»
Аудиопример
Время прослушивания: 4 минуты (03:49–07:57)

курс Level One
Как устроена музыка

Курс из 5 лекций, который поможет взглянуть на музыку с научной точки зрения. Дадим ответы на «простые вопросы»: как устроены ноты, аккорды и тональности и почему одна музыка нам нравится, а другая — вызывает дискомфорт. А заодно поймем, что общего у Пифагора, Баха и Моргенштерна, и какой будет музыка будущего.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;