Сонаты Бетховена: #1, #8, #14, #17
Соната #8 «Патетическая»
Бетховен написал сонату #8, или «Патетическую» сонату, в 1798–1799 годах. Публике она была представлена в 1799 и вызвала одобрительную реакцию, хоть и показалась весьма необычной. Чем она была необычна узнаем в этом уроке.
🎹 В сонате №8, в отличие от сонаты №1, три части и медленное вступление — Бетховен избавляется от старомодного менуэта. Мы уже встречали трехчастную форму в сонате №8 Моцарта. Такая форма имеет больше связи в барочными инструментальными концертами. Менуэт, хоть он и очевидно старомоден, может придать сонате некоторую устойчивость. Как табуретка на четырех ножках устойчива, а на трех нет.
🧩 Первая часть начинается с довольно большого и медленного вступления, что не было необычным для того времени, и Бетховен писал широко. Похожий прием был у Гайдна в его симфонии с интродукцией. Медленное вступление подготавливает слушателя к тому, что будет происходить в сонате, задает настроение и образы. Соната написана в до миноре и открывается до-минорным аккордом (0:01). Цепочка из звучных мрачных аккордов ползет наверх, набирая силу (0:04–0:36), и вдруг через небольшую изящную каденцию (0:38–0:43) напряжение видоизменяется, в чувственном смысле переходит в другой регистр. Вторая часть grave открывается в ми-бемоль мажоре параллельном для до минора (0:44). Кажется, что о мрачном и торжественном патетическом вступлении нам напоминают только аккорды в басу, которыми эта мелодия перемежается (0:49–0:53). Но если мы прислушаемся чуть внимательнее, то заметим, что прозрачные светлые чистые октавы верхнего голоса идут в том же ритме, что и аккорды вступления. Просветленность превращается в настроение томления, доходит до кульминации и вдруг затихает (1:19).
💣 Любое напряжение должно разрешаться, невозможно длить его вечно. Например, у Элгара с его сверхэмоциональностью кульминация идет за кульминацией, а потом за ней еще одна. Элгар считал, что музыка должна исцелять и нести в себе самое доброе и светлое, но для слушателя количество этого света иногда становится невыносимым. Бетховен же руководствовался не только своим бешеным темпераментом, но и законами классицизма, поэтому он снял, растворил это напряжение, убрав звучность инструмента (1:20–1:37). Мелодия колышется, растет и вдруг останавливается, наступает рефлексия. Из этой тихой и печальной задумчивости рождается финальная каденция (1:38–1:45), которая также приводит к до минору, но уже в аллегро. Давайте послушаем ту часть сонаты, о которой поговорили выше, и постараемся услышать все мельчайшие моменты.
→ Соната №8 Людвиг ван Бетховен
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 1:45 минут (0:00–01:45)
🥁 Как и в любом сонатном аллегро, в сонате №8 есть главная тема, побочная и связка между ними. Правая рука взмывает вверх на две октавы и снова возвращается вниз — это такое своеобразное хождение по кругу (1:45–1:52). Аккомпанемент идет чередующимися нотами в октаву, что создает некое гудение, своеобразную подушку для движения первой темы. Она сама в себе циклична и повторяется дважды, как, в общем, и предписывает классицизм. Эта тема — состояние, которое не имеет выхода, оно вроде бы куда-то движется и должно прийти к кульминации, но в итоге оказывается замкнуто в себе самом. Заканчиваясь, музыка первой темы утверждает то, что она начинала (1:57).
🌉 Дальше начинается нисходящая тема связующей партии, как мостик между первой и второй темами, которая устроена по принципу первой темы — она тоже циклична (1:58–2:03). Она начинается с октавы: соль первой и соль второй (1:58 и 2:01), заканчивается на ноте соль первой октавы, усиленной октавой в басу (2:01 и 2:03). Эта нота во второй октаве нужна для красочности, для впечатления утверждения, возгласа. Дальше вступает вторая тема. Она напоминает первую половину первой, восходящую, но там меняется тональность, тема идёт все выше и выше (2:04–2:10). Последовательно мы слышим несколько восходящих тем, а заканчивается она точно также, нисходит, примерно как вторая часть первой темы (1:49–1:51), только повторяющимися созвучиями и в более медленном темпе (2:10–2:14).
🎭 Начинается вторая группа тем, и первая из них начинается в миноре, что необычно (2:16). Классический композитор просто обязан был поменять тональность. Если первая тема в мажоре, то побочную или вторую группу тем нужно писать в миноре и наоборот. Это необходимо для поддержания законов космического равновесия. Как от классика, мы ожидали, что Бетховен будет писать в мажоре, но слышим ми-бемоль минор. Контраст сохраняется, элегичность первой темы из этой группы довольно сильно отличается от того, что мы слышали раньше в этой части, но в конце 18 века писать таким образом было не принято. Тональный план как бы использует то, что уже было в grave. Вступление до, ре, ми-бемоль, ми-бемоль, ре (0:04–0:10)здесь повторяется как ми-бемоль, фа, соль-бемоль (2:17–2:18) (а в лирической части grave это были ми-бемоль, фа, соль (0:44–0:48), потому что там был ми-бемоль мажор). Эта полная светлой грусти и изящества тема сменяется другой, мажорной, хроматически расширяющейся (2:47–2:56). Во второй раз она приходит (3:07–3:10) к чему-то очень похожему на связку между первой и второй темой в первой группе тем (1:56–2:00).
🗣 Потом мы слышим восходящий мотив второй темы первой группы тем (здесь — 3:13–3:16, там 2:03–2:06), который заканчивается аккордовой каденцией (3:16–3:23). И снова начинается повтор первой темы из первой группы тем, самое начало аллегро. По эмоциональному плану у нас были тяжелые думы со светлыми моментами в них, дальше был порыв и буря, которая успокаивается в лирической грусти, появляются даже моменты радости, но все равно все возвращается к первоначальной проблеме, которая пока не решена. Будет ли она решена, мы узнаем дальше. А пока давайте послушаем этот кусочек сонаты Бетховена.
→ Соната №8 Людвиг ван Бетховен
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 4:19 минут (01:45–05:04)
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
💿 Всё то, что мы слышали с начала Allegro повторяется, но репризы внутри него отсутствовали и отсутствуют, здесь есть только одна большая реприза, которая требует повторения всего вместе (3:23–5:04). Для придания формы устойчивости в конце репризы мы снова слышим тему grave, которая идет в соль миноре (5:05). Соль — это доминанта до минора. Если бы на этом все закончилось — это было достаточно интересно в отношении гармонии и мелодии, но никак не претендующее на что-то революционное. Grave модулирует в ми минор (5:33–5:44), и мы снова слышим вторую тему первой группы тем (5:44–5:46), она появляется как способ сообщить движение. До этого она выполняла роль перехода от замкнутого состояния во что-то иное, кажется даже, что она развивается, но здесь это не так. Мы помним, что где-то после граве начинается первая тема аллегро (так на неё похожая), а про вторую лирическую к этому моменту можем забыть. Звучат октавы, взятые из второй мажорной части граве (5:47–5:49, 5:51–5:54). Это удивительное мастерство, когда одна мелодия может звучать с настолько разным настроением, иногда становясь такой не похожей на саму себя.
🎻 В правой руке мы слышим тремоло, которые сопровождали всю первую группу тем аллегро (5:57–6:07). Удивительно, как выбирается и используется «строительный материал». Во второй части сонаты не должно быть того, чего не должно, поэтому композитор использует элементы, которые уже были в первой части. Как в условии математической задачи, где у Паши есть три яблока, у Алены четыре. Мы никогда не сможем решить эту задачу, если нас спросят, сколько слив у детей, потому что нам не говорили ничего про сливы.
🌸 Дальше следует красивейший хроматический пассаж (6:07–6:24), который включает в себя элементы второй темы второй группы тем, второй темы первой группы тем и связки между первой и второй темами. Мы слышим повторение первой темы первой группы тем (6:29–6:37), но кадансовые завершающие аккорды подхватывают движение и развивают его через изменение гармонии (6:37–6:47). Вместо того, чтобы использовать связку и вторую тему первой группы тем, Бетховен будто включает гармонический двигатель и приводит к тому, что мы слышим ту самую удивительной красоты первую тему второй группы тем, но уже в фа-миноре (6:48). Дальше тема снова приходит к до минору (7:02), появляется вторая тема второй группы тем (7:16), только она звучит не в ми-бемоль мажоре, а в параллельном до миноре. Снова появляется граве (7:53) с тихими, плавными гармоническими переходами. Ненадолго вступает первая тема аллегро (8:33), которая так и осталась непобежденной (впрочем, это последнее ее проведение) и она заканчивается аккордами стаккато. Так выглядит финал первой части. Давайте послушаем отрывок, который мы разобрали.
→ Соната №8 Людвиг ван Бетховен
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3:40 минуты (05:04–08:44)
🎻 Вторая часть сонаты — это адажио э кантабиле. Его главная тема начинается в ля-бемоль мажоре, с ноты до, как и первая часть. Это удивительно красивая, ласковая и нежная тема, которая сначала идет в регистре баритона, а потом повторяется на октаву выше в сопрано. Музыканты часто сравнивали первую часть этой темы со звучанием виолончели, а вторую со звучанием скрипки, что вполне справедливо, ведь фортепиано ближе к оркестру, чем к человеческому голосу. И все же хочется сравнить его с голосами, потому что тема очень певучая и имеет вокальную природу. Давайте послушаем опус 32 песню «К надеже» для фортепиано и голоса Бетховена.
→ Людвиг ван Бетховен. Песня «К надежде» для фортепиано и голоса опус 32
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 6 минут
🌐 Адажио вполне можно было бы назвать близким к рондо, если бы оно заканчивалось той же самой первой темой, но у Бетховена все не так просто. Первая и главная тема повторится еще три раза: первый и последний в полном варианте, а средний (второй) раз будет звучать только ее первая часть. Тем не менее тут есть элементы повторяемости. В теме мы слышим два голоса, которые не то чтобы ведут диалог, но находятся в согласии друг с другом. Почему-то вспоминается до диез минорная прелюдия Баха, где по одной из неточных, но очень красивых трактовок происходит диалог мужчины и женщины о Евангелии. Это такая тональность христианского мистицизма.
→ Иоганн Себастьян Бах. Прелюдия и фуга до-диез минор
Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 8 минут
🎹 В следующем за темой эпизоде тоже два раздела — первый в регистре сопрано начинается с настроения томительной грусти, но к концу эта грусть разрешается. Настроение разрешения подхватывается во второй части, которая звучит в регистре баритона и снова приводит к повторению главной темы. Здесь, как мы и говорили в начале, звучит только первая половина главной темы в баритон регистре. Дальше в сопрано вступает тема второго эпизода, которая звучит очень жалобно и в перерывах между фразами мы слышим нисходящее движение триолей в баритональном регистре. Партия правой руки доходит до кульминации и потом все успокаивается, стихает и снова в третий раз начинается главная тема, но с другим аккомпанементом. Если раньше она покоилась на волнообразном движении шестнадцатых и тихом подчеркивании гармонии в басу, то здесь мы слышим триоли, которые вносят беспокойство в звучание этой темы. Вступает кода с еле слышными отголосками второй части граве, с которого началась соната. Послушаем ту часть сонаты №8, которую разобрали.
→ Людвиг ван Бетховен. Соната №8 «Патетическая»
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 5 минут (08:49–13:35)
🎨 Третья часть — аллегро написана в форме рондо. Последние части сонат у Бетховена всегда имеют очень яркие и запоминающиеся темы. Вспомним, к примеру, финал первого концерта для фортепиано с удалой кабацкой мелодией, слушателю из 21 века слегка напоминающую песню «Одесса-мама». Давайте послушаем.
→ Людвиг ван Бетховен. Концерт №1 для фортепиано
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 6 минут (02:36–08:39)
⛅️Рондо написано в титульном до миноре. Главная тема (13:36–13:58) имеет настроение некоторой взволнованной, но не тяжкой грусти. Интереснее всего смотреть не на тему, а на то, чем Бетховен ее перемежает. Структура рондо, допустим, a, b, a, c, a, и нам здесь интереснее b и c. Так после темы идет первый контрастный эпизод (13:58–14:55) где мы замечаем перекличку голосов. До этого тема была представлена голосом и аккомпанементом, а здесь она как бы разделяется надвое (сначала 14:22, потом 14:41 и дальше). Этот эпизод по духу вполне себе моцартовский и обращен назад, к музыке прежней эпохи. Дальше снова идет тема, а во втором контрастном эпизоде (15:17–16:09) начинается самое интересное. То, к чему нас готовила эта старомодность.
🎼 Мы слышим контрапункт, который тоже обращен в прошлое. Конечно, это не барочная фуга Баха, но из-за строгости правил и специфики устройства, контрапункт всегда опознаваем. Можно запутаться в сонатном аллегро, где какая тема и какая часть, но контрапункт на слух отличить можно всегда. Даже в модернистской музыке, где много из того, что составляло канон, не подвергающийся сомнению и пересмотру (особенно — тональность), был отринут или просто вывернут наизнанку.
🧩 Контрапункт приносит в эту очень эмоциональную музыку дух рацио. Наступает эффект погружения в другое пространство, когда мы перестаем следить за движением, потому что оно вдруг усложняется и за всем, что происходит трудно уследить. А потом снова возвращается тема (16:09). После нее идет следующий контрастный эпизод (16:27), который начинается со второй темы первого. Если вторая тема первого была написана в параллельном до минору ми-бемоль мажоре, эта тема звучит в до мажоре. Вскоре она замедляется, практически останавливает свое движение (17:11), но это рондо, и потому мелодия снова оживляется темой (17:16).
💫 Сонату завершает кода (17:31–18:14), которая составлена из конструктивных элементов второй темы первого эпизода. Главная тема этой части появляется перед каденцией в тональности в ля-бемоль мажор (18:04), она дает эффект остановки, замирания действия перед стремительной каденцией, заканчивающейся до минором. Давайте послушаем заключительную часть сонаты №8.
→ Людвиг ван Бетховен. Соната №8 «Патетическая»
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 4:28 минут (13:36–18:04)
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день