Сонаты Бетховена часть 2: #21, #23, #29
Соната #23 «Аппассионата»
Соната #23 под названием «Аппассионата» произвела большое впечатление на публику, в том числе и на русских композиторов. Ленц сравнивал ее с «извержением вулкана», Улыбышев называл «вулканической сонатой», «композицией одновременно исступленной и возвышен
🤴🏼 Сонату №23 «Аппассионата» композитор посвятил графу Францу Брунсвику. Название, как и к «Лунной» сонате, придумал не сам Бетховен — оно появилось уже после его смерти и в переводе с итальянского означает «страстно». Соната сочинялась в период с 1804 по 1807 год, когда именно шла над ней работа мы точно не знаем: нам известно, когда он ее начал и когда она была издана. В 1807 году эта соната стала одним из сложнейших произведений для фортепиано, выхватив пальму первенства у сонаты №21, о которой мы уже говорили, и таковой продолжала считаться до появления сонаты №29 «Хаммерклавир».
🎹 Сегодня любой студент второго курса консерватории с этой сонатой может справиться неплохо. Исполнительская техника ушла далеко вперед. Но во времена композитора это было нечто на грани возможного. Название «Аппассионата» дали сонате в издании, где ее переложили для двух фортепиано, потому что сыграть ее на одном казалось нереальным.
🔴 В Советском Союзе она приобрела особенную известность, благодаря словам Ленина: «ничего не знаю лучше «Аппассионаты», прекрасная, нечеловеческая музыка». Так он сказал на квартире у Екатерины Павловны Пешковой. Советское музыковедение и так сделало из Бетховена композитора-революционера, а это высказывание добавило еще больше значений. Хотя ни о какой революции там не было и речи, соната была посвящена графу. Вот такие превратности судьбы музыкальных произведений — они бывают очень причудливы.
🎹 Первая часть — аллегро начинается с первой темы без подготовки и без долгих вступлений. В левой и в правой руках эта тема идет одним голосом на расстоянии двух октав и существует внутри фа минорного арпеджио (00:01). Дальше мы слышим ту же самую тему, но ровно на полтона выше (00:12) и, благодаря повторению финала, тема возвращается в родную тональность (00:24).
🎼 Звучат четыре ноты (00:27), которые напоминают мотив судьбы, мы его знаем по симфонии №5 Бетховена. Этот мотив достаточно прочно вошел в музыкальную литературу. Его отзвуки можно найти даже во втором концерте Прокофьева для фортепиано с оркестром. Там он немного изменен, но учитывая обстоятельства создания этого концерта, кому он был посвящен, само настроение музыки, вполне можно сказать, что это влияние Бетховена.
🎷 Все еще идет экспозиция, нам предъявляют те «инструменты», которые будут использованы в создании произведения. В нотах ре-бемоль и до есть интересная связь. Мы только что слышали эти ноты — первая тема начиналась с до, эта же тема, поднятая на полтона, начинается с ре-бемоля и возвращается к до. Это как бы такая сумма используемых гармоний.
🌊 Звучит робкая попытка темы вернуться в прежнее русло (00:31), но мотив судьбы настойчив, он повторяется ровно на тех же нотах (00:32-00:34). Мелодия правой руки и музыка всей сонаты подчиняются. Немного вопросительно звучат терции (00:34). И после третьего повторения этого мотива (00:37–00:38) музыка взрывается каденцией и приходит к повторению первой темы (00:48). Но эта тема разорвана восходящими аккордами. Как в звучании первой темы вмешался мотив судьбы, здесь точно так же прерывают аккорды с очень драматическим звучанием.
→ Людвиг ван Бетховен. Соната №23 «Аппассионата»
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 1 минута (00:00–01:00)
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
✈️ Начинается путешествие ко второй теме (01:03) в сопровождении триолей восьмыми, которые создают достаточно сильное нервное напряжение. Вступает вторая тема (01:22), которая идет октавами и является вариантом первой темы — первая была в миноре, вторая звучит в мажоре. Мы слышим неторопливую нисходящую каденцию, которая взрывается движением завершающей экспозицию темы (01:50–01:58). Снова звучит мотив судьбы (02:03–02:12).
💫 Такой переход приводит нас к развитию — повторяется первая тема (02:27), а если точнее, первые три ее звука. Она немного отличается и начинается не с до, а с си. В первом проведении темы она поднималась на полтона, а здесь она опускается. Сначала неуверенно пробует проявиться, но потом находит устойчивость и разворачивается во всей своей красе.
🎹 Мы слышим несколько раз повторенную вторую часть темы и еще один повтор всей темы в сопровождении тремоло шестнадцатых (03:05), которое превращается в арпеджио (03:10). Это не то, чтобы демонстрация композиторских возможностей, потому что интересное здесь можно найти только с точки зрения гармонии. А так, провести тему сначала в две октавы, потом оставить один голос и сопроводить гармониями, которые создают шестнадцатые, — в этом нет никакого особенного изыска, это было и у Гайдна, и у Моцарта. Здесь интересна сама эмоциональная окраска музыки. Тема вначале звучит как серьезное заявление с суровым героическим звучанием. Но сколько всего оказывается в ней можно проявить. Это можно сравнить с подсветкой скульптуры «Моисей с рогами».
🕍 Скульптура «Моисей с рогами» авторства Микеланджело стоит в римской церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи. Близко к нему подойти нельзя, можно наблюдать с расстояния 10–15 метров с естественным светом и в разное время суток. В зависимости от освещения, он выглядит каждый раз немного по-разному. Также его можно подсветить дополнительно, бросив монетку в автомат, который включит свет на одну минуту. Дело не в том, что со светом его становится лучше видно, а в том, что меняется ощущение от самой скульптуры. Нечто похожее происходит и с первой темой «Аппассионаты».
🎻 Дальше мы слышим тему перехода (03:34) в сопровождении дроби триольных восьмых. Аккорды спускаясь на полтона вниз, снова напоминают нам о мотиве судьбы, и начинается вторая тема (04:05), которая претерпевает очень сложный тональный переход.
→ Людвиг ван Бетховен. Соната №23 «Аппассионата»
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3 минуты (01:03–04:05)
💫 Вторая тема первой части сонаты претерпевает очень сложный тональный переход (04:05). Начинается подготовка к чему-то (04:36), рояль как бы вспенивается волнами, и мы понимаем, к чему нас готовили — снова звучит мотив судьбы (04:36). Дальше начинается первая тема в оригинальной тональности, но в несколько другом изложении — в фа миноре, и потом поднимается на полтона. Аккомпанемент отличается — мы слышим пульсацию триолей из темы перехода. В паузах между темами постоянно звучит мотив судьбы.
🎻 Повторяется тема, прерванная аккордами. Ее тональность меняется — до этого она была в миноре, ее звучание было грозным, наполненным драматизмом, теперь мы слышим ее в фа мажоре. Остается впечатление такой же грозной силы, но если в миноре ее эмоциональная направленность была совершенно понятна и органична — тема стремилась куда-то, то в мажоре это движение исчезает. Несмотря на то, что в музыке остается движение, оно никуда не приводит. Этот эпизод можно назвать удивительным, потому что мы не знаем, подразумевал ли его Бетховен или это получилось случайно.
🌾 Наступает оживление, которое звучит в теме перехода (05:57). После него мы слышим вторую тему в фа мажоре (06:16), в которой сохраняется спокойное убаюкивающее движение. Через медленную каденцию начинается переход (06:32) с темы судьбы (07:06–07:08), после которого вступает первая тема в сопровождении быстрых арпеджио шестнадцатых (07:19). Тема постоянно меняет свою гармонию, пока не приходит к развернутой виртуозной каденции (07:48). Снова возникает мотив судьбы (08:22), как воспоминание о том, что мы слышали в экспозиции, только это уже кода.
🔮 Мотив судьбы постепенно замедляется, начинается взрыв, после которого мы слышим вторую тему. Она оказывается более гибкой, чем первая. Тема звучит в фа миноре, все предыдущие проведения она была мажорной, но не теряет своего смысла и мелодического очарования и в минорной тональности. Тогда как первая тема в мажоре становится бессмысленной, бравурной и вместе с тем несколько душноватой. Тем не менее, для связности формы, это все необходимо.
🎹 Начинается подготовка к последнему проведению первой темы (09:09). Она появляется в сопровождении тремоло шестнадцатых и постепенно затихает (09:21). Так заканчивается первая часть сонаты. Давайте послушаем ее.
→ Людвиг ван Бетховен. Соната №23 «Аппассионата»
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 5 минут (04:05–09:21)
🎼 Вторая часть сонаты — это анданте, и по структуре оно представляет собой тему с вариациями. Основная тема проводится дважды (09:45–10:11) и всю вторую часть она будет звучать в оригинальной тональности по барочным стандартам. Первая вариация звучит с небольшими изменениями и тоже повторяется дважды (10:36). Во второй вариации мы слышим синкопу (11:26) — тема в правой руке звучит лиричными шестнадцатыми, все легато, все плавно и благостно, что интересным образом напоминает музыку к какому-нибудь лирическому моменту голливудской мелодрамы.
🎢 В четвертой вариации тема звучит сверху, а в левой руке ее сопровождает подвижная ткань тридцать вторых, а потом они меняются местами — тридцать вторые уходят наверх, а тема в левую руку (14:09). С точки зрения драматургии, такая эмоциональная разрядка совершенно необходима. Если бы это было произведение классического периода Моцарта или Гайдна, то необходимые контрасты между драматическими и лирическими частями были заложены уже в первой части. А здесь постоянно повторяющийся мотив судьбы никакой разрядки не дает, даже элегическая вторая тема является инверсией первой — драматической и суровой. Никакой мажор не приносит нам отдохновения, островки мажора посреди бури минора даже не очень интересны. После такого количества напряжения появляется вторая часть, которая избавлена от всего мрачного и трагичного. Это то, с чем мы уже сталкивались у Бетховена, например, в «Лунной» сонате.
🌙 Вариации — это очень успокаивающая форма. Можем вспомнить Гольдберг-вариации Баха по заказу Германа Карла фон Кейзерлинга, которые были написаны от бессонницы. Эта наполовину легенда, наполовину реальная история, которая появилась уже позже Гольдберг-вариаций, но некоторое успокаивающее воздействие у них действительно есть. Когда мы слушаем сонату или симфонию, у нас перед взором открываются множество разных пространств, которые как бы собираются гением-композитором воедино. Есть главная тема, побочная тема, конфликт, разрешение и так далее. От вдумчивого прослушивания таких полных драматизма сонат можно утомиться, а вот с вариациями все по-другому. Темой задается одно пространство, которое остается вечно изменчивым, как калейдоскоп, и мы постоянно в нем находимся и путешествуем из заданной точки.
😴 В этой сонате выбор вариации психологически очень точен, потому что от первой части очень хочется отдохнуть. В эпоху барокко вариации любили и широко использовали, тогда не было понятия формы, был абсолютно другой взгляд на музыку. Можно вспомнить слова Римского-Корсакова, который в начале 19 века впервые услышал исполнение «Страстей по Матфею» Баха и был впечатлен тем, «как же умели композиторы прошлого бесконечно долго длить одно состояние». Во второй части сонаты как раз задача была продлить состояние самым легким для восприятия способом.
🎹 Завершающее проведение темы звучит на другой октаве (15:11). Следом мы слышим арпеджированный аккорд, который выводит нас из блаженного состояния и готовит к третьей части (15:59).
→ Людвиг ван Бетховен. Соната №23 «Аппассионата»
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 6 минут (09:45–15:59)
🎹 Третья часть сонаты — аллегро начинается с уменьшенного септаккорда в широком изложении и через небольшую каденцию приводит нас к первой теме (16:29). Она достаточно развернута и длится больше минуты. Еще до введения второй темы, первая сразу переходит к развитию (17:48). Вторая тема звучит очень острыми и вырывающимися из всего ритма за счет синкопы октавами (18:08). Переход тоже производит впечатление движения, которое стремится вырваться из тех сфер, в которых оно на данный момент существует (18:27). Мы слышим каденцию, которая чем-то напоминает каденцию первой части (18:34), но здесь она нужна для того, чтобы создать контраст. После нее вступает удивительной красоты музыка повтора (19:11–23:00)
🚀 Начинается кода (23:04), идут последовательности аккордов, после которых повторяется первая тема третьей части, но уже в более быстром темпе — престо (23:24). Время как будто сжимается, ускоряется последовательность событий — мы переживаем то же самое с большей интенсивностью. После проведения первой темы начинается каденция (23:34), которая приводит к завершающим сонату аккордам.
🌸 В этой сонате много красоты, но и много технической сложности, особенно в третьей части, где нужна и виртуозная аккордовая техника, и беглость. Соната рассказывает нам про то, как мир скатывается в пропасть. Единственный светлый момент — это вариации во второй части. Мог ли Бетховен написать не такую драматическую первую или третью часть? Конечно мог, но, очевидно, не хотел. Это эсхатологическое ощущение, которое прорастает сквозь всю музыку, в какой-то степени предопределило весь романтизм. Потому что такая концентрация чувств была несвойственна композиторам прежней эпохи.
🗣 Как говорил Гайдн Бетховену, «композитор — это прежде всего его характер, нельзя быть таким угрюмым». Гайдн был еще жив, когда была написана соната «Аппассионата», и Бетховен с его мятежным духом был в большом соответствии с духом времени, которое еще не вполне наступило, но будет совсем неспокойным. Давайте послушаем сонату до конца.
→ Людвиг ван Бетховен. Соната №23 «Аппассионата»
Аудио-пример на Ютубе
⏱Время прослушивания: 31 минута (16:29–47:55)
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день