angle-down facebook instagram vkontakte warning

Библия и литература

Библейские образы в литературе 19-20 веков

В русской и западной литературе много произведений, где используется библейский контекст. В 19-м и 20-м веках Библия стала материалом для личных высказываний писателей.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки

🤝 Библия и литература находятся в постоянном диалоге. Европейская культура тесно связана с христианством. Писатели пытаются эту культуру переосмыслить, перестроить, рассмотреть с разных сторон, рассказать свою историю через библейские образы.

🌿 Любая библейская аллюзия в художественном тексте создает вторую смысловую ветвь. Этот второй смысловой ярус дарит больше пространства для слова, добавляет глубину восприятия. Писатели 19–20 веков активно этим пользуются. Бывают случаи, когда автор знает про этот волшебный механизм, который способен расширить смыслы текста, и используют его неразумно.

📚 Не обязательно пересказывать библейские истории. В Средние века надо было существовать в контексте одних и тех же сюжетов Священного Писания, не отходить далеко от первоисточника. Теперь достаточно просто намекнуть: можно назвать героя определенным образом, создать похожую ситуацию или вставить цитату из Библии. Дальше воображение читателя дополнит образ самостоятельно.

☄️ Библейские смыслы становятся важными в век войн. «Как Бог такое допустил?» — это главный вопрос, волнующий людей в 20-м веке. Они пытаются разобрать, где правда, а где ложь, сопоставить страшную реальность с библейскими текстами. В мире, где ситуация нестабильна, человеку хочется найти какую-то точку опоры и задать важные вопросы себе и миру.

🎵 Джордж Байрон — английский поэт-романтик, работал с библейским текстом на уровне мотивов. Библия всю жизнь лежала на его столе. Он искал в ней защиту от духовной катастрофы. Байрон создал три произведения на библейские темы:

🔸 Цикл «Еврейские мелодии» — предназначался для переложения на музыку как собрание духовных гимнов.

🔸 Мистерия «Каин» — самая мрачная мистерия Байрона.

🔸 Мистерия «Небо и земля».

📝 Стихотворения цикла «Еврейские мелодии» посвящены Ветхому Завету. Байрона больше всего инересовала история Саула, героя «Книги Царств». Его особо волновал момент, когда Саул вызывает дух своего умершего учителя Самуила, и тот предсказывает ему гибель.

🖍 Одно из стихотворений о Сауле перевел Михаил Лермонтов. Оно называется «Душа моя мрачна». Это слова, сказанные Саулом, когда он в припадке глубокой меланхолии зовет юного Давида и просит его взять в руки арфу и играть, чтобы успокоилась его душа.

📖 Джордж Байрон. «Душа моя мрачна»

Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!

Вот арфа золотая:

Пускай персты твои, промчавшися по ней,

Пробудят в струнах звуки рая.

И если не навек надежды рок унес,

Они в груди моей проснутся,

И если есть в очах застывших капля слез —

Они растают и прольются.

Пусть будет песнь твоя дика. — Как мой венец,

Мне тягостны веселья звуки!

Я говорю тебе: я слез хочу, певец,

Иль разорвется грудь от муки.

Страданьями была упитана она,

Томилась долго и безмолвно;

И грозный час настал — теперь она полна,

Как кубок смерти, яда полный.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

📕 Отголоски Библии звучат в советской литературе. Коммунизм, как абсолютно мессианская идея, направлен на построение идеального мира, но не на небе, а здесь и сейчас — на земле. Возникает красное христианство без Христа, в котором остаются только узнаваемые формы.

✍️ В романе Максима Горького «Мать» отразились идеи «богостроительства». Горький использует библейские образы, сравнивает героев то с ангелами, то с апостолами. Первомайская демонстрация названа «крестным ходом», главного героя Павла Власова автор сравнивает с Христом. Мать Власова становится недвусмысленным намеком на Богородицу.

📖 Библейские образы использует Михаила Булгакова в романе «Мастер и Маргарита». Но они не так очевидны, как кажется. Мы привыкли видеть в Иешуа Христа, а в Ершалаиме Иерусалим, но это не так. Иешуа отличается от своего библейского прототипа довольно сильно. Это можно проследить в мелочах: в разговоре с Пилатом Иешуа отрицает свой вход в Ершалаим на осле, он входит в город один, в сцене допроса он боится Крысобоя, стремится избежать боли.

🧩 Иешуа и Понтий Пилат — это собирательные образы. Булгаков использовал материал из религиозных и исторических книг. Своим героям он не давал одного определенного прототипа. Литературные критики проводят много параллелей между героями «Ершалаимских глав» и остальными действующими лицами книги.

📃 Рукопись Мастера связана с инфернальными силами романа. Она не горит потому, что ответственность художника за привнесенное в мир зло отменить нельзя. Вспомним, как вводятся «Ершалаимские главы», их начинает озвучивать Воланд, а продолжает Мастер. Таких нюансов в романе множество. Награда Мастера и Маргариты — вечный покой, не является Раем. Это место, где нет времени, а вишни никогда не зацветут. Хотя изначально плодовые деревья находились только в Раю.

курс Level One
Как влюбиться в литературу Латинской Америки

Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6300₽ 3150₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;