angle-down facebook instagram vkontakte warning

Александр Блок

Воспоминаниях современников и памятники Блоку

Александр Блок оказал влияние на многих поэтов, например, Марина Цветаева посвятила ему целый цикл стихотворений. Сегодняшний день начнем с анализа цикла Цветаевой «Стихи к Блоку», сделаем обзор музеев памяти Александра Блока, а также узнаем, каким осталс

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александра Котовская
Переводчик, филолог-литературовед, лауреат престижных премий в области литературы и просвещения, в том числе именных стипендий им. А. И. Солженицына и А. Вознесенского

☀️ Цветаева восхищается Блоком. В стихотворениях цикла «Стихи к Блоку» (1918) чувствуется практически обожествление его как поэта, он для Цветаевой непререкаемый авторитет. Во вступительном стихотворении цикла «Имя твое — птица в руке» она обращается к нему как к идеальному герою, практически рыцарю без страха и упрека:

Имя твое — ах, нельзя! —

Имя твое — поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век,

Имя твое — поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток.

С именем твоим — сон глубок.

💬 Главная художественная особенность цикла — обращение. На этом построены все стихотворения данного цикла. Таким образом Цветаева предельно сокращает дистанцию между ними и создает особую доверительную атмосферу в поэтическом пространстве:

Голубоглазый

— Меня — сглазил

Снеговой певец.

☁️ Цветаева подчеркивает неземную сущность Блока. Она использует по отношению к нему следующие эпитеты и метафоры: «снеговой певец», «снежный лебедь», «ангел». Так она подчеркивает особое место, которое занял в истории русской литературы Блок, несмотря на то что этот цикл написан еще при жизни Блока, за пять лет до его смерти.

📝 Страдание — главное понятие, которое у Цветаевой связано с Блоком. Она будто предчувствует его несчастливую судьбу, предсказывая его скорую смерть:

Думали — человек!

И умереть заставили.

Умер теперь. Навек.

— Плачьте о мертвом ангеле!

📩 «Удивительно не то, что он умер, а то, что он жил» — так Цветаева описывает свои эмоции о кончине Блока в одном из писем Анне Ахматовой. В нем она поражается, как вообще мог в реальности жить такой человек, как Блок:

🗣 «Блок был такой удивительный. Такой стройный, тонкий, молодой. Если бы не лицо. Ах, какое лицо! Темное, большеглазое, как лики святых на рублевских иконах. И над ним сияние, да, да, настоящее сияние, как на иконе. Не верите? Спросите других».

📝 Евгений Замятин. Писатель вспоминал, что Блок был по жизни одиночкой и нередко держался особняком в обществе, будто на возвышении по отношению к остальным:

🗣 «Я помню отчетливо: Блок на каком-то возвышении, на кафедре — хотя знаю, никакой кафедры там не могло быть — но Блок все же был на возвышении, отдельно от всех. И помню: сразу же — стена между ним и всеми остальными, и за стеною — слышная ему одному и никому больше — варварская музыка пожаров, дымов, стихий».

📝 Зинаида Гиппиус. Поэтесса, одна из ключевых фигур эпохи символизма, придавала словам Блока особый вес и так отзывалась о его особой манере говорить и строить беседу:

🗣 «Никакие мои разговоры с Блоком невозможно передать. Надо знать Блока, чтобы это стало понятно. Он, во-первых, всегда, будучи с вами, еще был где-то — я думаю, что лишь очень невнимательные люди могли этого не замечать. А во-вторых, каждое из его медленных, скупых слов казалось таким тяжелым, так оно было чем-то перегружено, что слово легкое или даже много легких слов не годились в ответ».

📝 Константин Бальмонт. Поэт вспоминал о том, что Блок как никто другой умел «красиво и выразительно молчать»:

🗣 «Вторая встреча, когда он сидел в углу молча и мы обменялись лишь двумя-тремя словами, всего красноречивее сейчас поет в моей памяти. Я никогда не видал, чтобы человек умел так красиво и выразительно молчать. Это молчанье говорило больше, чем скажешь какими бы то ни было словами. И когда я ушел из той комнаты, а близкая мне женщина, бывшая в той же комнате, еще оставалась там около часу, Блок продолжал сидеть и молчать».

📝 Андрей Белый. Одна из ключевых фигур русской литературы 20 века после смерти Блока оставил воспоминания, где сравнивал своего соперника с самим Пушкиным:

🗣 «Это сердце, которое, отображая Россию, так билось грядущим, всечеловеческим; и не мирясь с суррогатами истинно-нового, не мирясь с суррогатами вечно-сущего в данном вокруг, — разорвалось: Александр Александрович, не сказав суррогатам того и другого „да будет“ — задохся; „трагедия творчества“ не пощадила его; мы его потеряли, как Пушкина; он, как и Пушкин, искал себе смерти: и мы не могли уберечь это сердце; как и всегда, бережем мы лишь память, а не живую, кипящую творчеством бьющую жизнь».

📝 Мария Бекетова. Родная тетка поэта оставила обширные воспоминания о Блоке. Например, так она отзывается о доброте, интеллигентности и аккуратности племянника:

🗣 «Так как у него все было в величайшем порядке, и он никогда не откладывал исполнения того дела, которое было на очереди, то он все делал спокойно и отчетливо, не суетясь, справлялся со своими аккуратными записями, быстро находил то, что нужно, так как все лежало на определенном месте. Часть его работы и бумаг была в той комнате, где я ночевала. Он часто туда заходил, доставал что-то из стоявшего там стола и писал то, что ему было нужно. Мое присутствие по временам, несомненно, его стесняло, но он ни разу не дал мне этого почувствовать и вообще был со мной бесконечно деликатен. И в этот приезд он, помнится, задал мне обычный вопрос: „Тетя, тебе не надо денег?“ Он часто задавал мне этот вопрос и всегда заботился о том, чтобы у меня были деньги».

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

📝 В 1897 году шестнадцатилетний Блок заполнил анкету «Признания». Из нее можно узнать о жизненных ценностях будущего поэта, что находил важным в людях и кем он восхищался.

▫️ Нерешительность — главная черта моего характера.

▪️ Ум — качество, какое я предпочитаю в мужчине.

▫️ Красота — качество, какое я предпочитаю в женщине.

▪️ Слабость характера — мой главный недостаток.

▫️ Театр — мое любимое занятие.

▪️ Непостоянство — мой идеал счастья.

▫️ Однообразие во всем — было бы для меня величайшим несчастьем.

▪️ Силой воли — таким природным свойством я желал бы обладать.

▫️ На сцене от разрыва сердца — таким образом я желал бы умереть.

▪️ Гоголь, Пушкин — мои любимые писатели-прозаики.

▫️ Иностранные Шекспир, русские Пушкин, Гоголь, Жуковский — мои любимые поэты.

▪️ Гамлет, Петроний, Тарас Бульба — мои любимые герои в художественных произведениях.

▫️ Наташа Ростова — мои любимые героини в художественных произведениях.

Есть два ключевых адреса, с которыми связана жизнь Александра Блока. Первое — усадьба его деда в подмосковном Шахматово, где поэт в юности часто проводил время. Второе — последняя квартира в Петрограде на улице Декабристов. Там поэт прожил девять лет и умер в 1921 году.

1️⃣ Государственный музей-заповедник Александра Блока в Шахматово. Здесь Блок впервые побывал, когда ему было всего шесть месяцев. С тех пор поэт всегда гостил здесь в летние месяцы — влюблялся, писал стихи и проводил время со своими родственниками.

🌿 Шахматово было для Блока окном в окружающий мир. Описание русских пейзажей в лирике поэта родом именно отсюда. При входе в усадьбу всех гостей встречает высаженная дедом поэта гречиха. Именно он привил юному Блоку любовь к природе: они вместе очень много гуляли по окрестностям усадьбы и изучали местный растительный мир.

🕯 После 1916 года Блок ни разу не был в Шахматово. В 1921 году в усадьбе случается пожар, после чего дом родителей поэта несколько раз реставрировался. В 1981 году в Шахматово был открыт мемориальный музей Александра Блока. В настоящее время удалось восстановить главный усадебный дом и хозяйственные пристройки. В доме представлены подлинные вещи Блока и его жены Любови Менделеевой: в основном это предметы быта — мебель и книги. Один из самых ценных экспонатов музея — зеркало-псише, принадлежавшее жене поэта.

2️⃣ Музей-квартира Александра Блока. Находится в Санкт-Петербурге по адресу улица Декабристов, 57. Это последний адрес Блока: с 1912 по 1921 год арендовал две соседние квартиры. Сейчас обе квартиры представляют собой мемориальную экспозицию, посвященную жизни и творчеству поэта: в квартире №21 представлены жилые комнаты поэта, квартира №23 переоборудована под литературную экспозицию.

📚 В первой квартире находится мемориальная экспозиция, где воссозданы комнаты, в которых жил Блок: спальня, столовая, комната его жены и кабинет. Именно в этом кабинете Блок написал свои самые известные произведения — сборники «Кармен» и «Итальянские письма», поэму «Двенадцать», пьесу «Роза и крест».

🪑 Во второй квартире Блок прожил последний год своей жизни, там же умер в 1921 году. Экспозиция рассказывает о жизненном и творческом пути поэта: здесь представлены его личные вещи, книги, рисунки, уцелевшие рукописи, семейные фотографии и архивные документы.

курс Level One
Как влюбиться в литературу Латинской Америки

Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4500₽ 2250₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;