Александр Блок
Воспоминаниях современников и памятники Блоку
Александр Блок оказал влияние на многих поэтов, например, Марина Цветаева посвятила ему целый цикл стихотворений. Сегодняшний день начнем с анализа цикла Цветаевой «Стихи к Блоку», сделаем обзор музеев памяти Александра Блока, а также узнаем, каким осталс
☀️ Цветаева восхищается Блоком. В стихотворениях цикла «Стихи к Блоку» (1918) чувствуется практически обожествление его как поэта, он для Цветаевой непререкаемый авторитет. Во вступительном стихотворении цикла «Имя твое — птица в руке» она обращается к нему как к идеальному герою, практически рыцарю без страха и упрека:
Имя твое — ах, нельзя! —
Имя твое — поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век,
Имя твое — поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим — сон глубок.
💬 Главная художественная особенность цикла — обращение. На этом построены все стихотворения данного цикла. Таким образом Цветаева предельно сокращает дистанцию между ними и создает особую доверительную атмосферу в поэтическом пространстве:
Голубоглазый
— Меня — сглазил
Снеговой певец.
☁️ Цветаева подчеркивает неземную сущность Блока. Она использует по отношению к нему следующие эпитеты и метафоры: «снеговой певец», «снежный лебедь», «ангел». Так она подчеркивает особое место, которое занял в истории русской литературы Блок, несмотря на то что этот цикл написан еще при жизни Блока, за пять лет до его смерти.
📝 Страдание — главное понятие, которое у Цветаевой связано с Блоком. Она будто предчувствует его несчастливую судьбу, предсказывая его скорую смерть:
Думали — человек!
И умереть заставили.
Умер теперь. Навек.
— Плачьте о мертвом ангеле!
📩 «Удивительно не то, что он умер, а то, что он жил» — так Цветаева описывает свои эмоции о кончине Блока в одном из писем Анне Ахматовой. В нем она поражается, как вообще мог в реальности жить такой человек, как Блок:
🗣 «Блок был такой удивительный. Такой стройный, тонкий, молодой. Если бы не лицо. Ах, какое лицо! Темное, большеглазое, как лики святых на рублевских иконах. И над ним сияние, да, да, настоящее сияние, как на иконе. Не верите? Спросите других».
📝 Евгений Замятин. Писатель вспоминал, что Блок был по жизни одиночкой и нередко держался особняком в обществе, будто на возвышении по отношению к остальным:
🗣 «Я помню отчетливо: Блок на каком-то возвышении, на кафедре — хотя знаю, никакой кафедры там не могло быть — но Блок все же был на возвышении, отдельно от всех. И помню: сразу же — стена между ним и всеми остальными, и за стеною — слышная ему одному и никому больше — варварская музыка пожаров, дымов, стихий».
📝 Зинаида Гиппиус. Поэтесса, одна из ключевых фигур эпохи символизма, придавала словам Блока особый вес и так отзывалась о его особой манере говорить и строить беседу:
🗣 «Никакие мои разговоры с Блоком невозможно передать. Надо знать Блока, чтобы это стало понятно. Он, во-первых, всегда, будучи с вами, еще был где-то — я думаю, что лишь очень невнимательные люди могли этого не замечать. А во-вторых, каждое из его медленных, скупых слов казалось таким тяжелым, так оно было чем-то перегружено, что слово легкое или даже много легких слов не годились в ответ».
📝 Константин Бальмонт. Поэт вспоминал о том, что Блок как никто другой умел «красиво и выразительно молчать»:
🗣 «Вторая встреча, когда он сидел в углу молча и мы обменялись лишь двумя-тремя словами, всего красноречивее сейчас поет в моей памяти. Я никогда не видал, чтобы человек умел так красиво и выразительно молчать. Это молчанье говорило больше, чем скажешь какими бы то ни было словами. И когда я ушел из той комнаты, а близкая мне женщина, бывшая в той же комнате, еще оставалась там около часу, Блок продолжал сидеть и молчать».
📝 Андрей Белый. Одна из ключевых фигур русской литературы 20 века после смерти Блока оставил воспоминания, где сравнивал своего соперника с самим Пушкиным:
🗣 «Это сердце, которое, отображая Россию, так билось грядущим, всечеловеческим; и не мирясь с суррогатами истинно-нового, не мирясь с суррогатами вечно-сущего в данном вокруг, — разорвалось: Александр Александрович, не сказав суррогатам того и другого „да будет“ — задохся; „трагедия творчества“ не пощадила его; мы его потеряли, как Пушкина; он, как и Пушкин, искал себе смерти: и мы не могли уберечь это сердце; как и всегда, бережем мы лишь память, а не живую, кипящую творчеством бьющую жизнь».
📝 Мария Бекетова. Родная тетка поэта оставила обширные воспоминания о Блоке. Например, так она отзывается о доброте, интеллигентности и аккуратности племянника:
🗣 «Так как у него все было в величайшем порядке, и он никогда не откладывал исполнения того дела, которое было на очереди, то он все делал спокойно и отчетливо, не суетясь, справлялся со своими аккуратными записями, быстро находил то, что нужно, так как все лежало на определенном месте. Часть его работы и бумаг была в той комнате, где я ночевала. Он часто туда заходил, доставал что-то из стоявшего там стола и писал то, что ему было нужно. Мое присутствие по временам, несомненно, его стесняло, но он ни разу не дал мне этого почувствовать и вообще был со мной бесконечно деликатен. И в этот приезд он, помнится, задал мне обычный вопрос: „Тетя, тебе не надо денег?“ Он часто задавал мне этот вопрос и всегда заботился о том, чтобы у меня были деньги».
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
📝 В 1897 году шестнадцатилетний Блок заполнил анкету «Признания». Из нее можно узнать о жизненных ценностях будущего поэта, что находил важным в людях и кем он восхищался.
▫️ Нерешительность — главная черта моего характера.
▪️ Ум — качество, какое я предпочитаю в мужчине.
▫️ Красота — качество, какое я предпочитаю в женщине.
▪️ Слабость характера — мой главный недостаток.
▫️ Театр — мое любимое занятие.
▪️ Непостоянство — мой идеал счастья.
▫️ Однообразие во всем — было бы для меня величайшим несчастьем.
▪️ Силой воли — таким природным свойством я желал бы обладать.
▫️ На сцене от разрыва сердца — таким образом я желал бы умереть.
▪️ Гоголь, Пушкин — мои любимые писатели-прозаики.
▫️ Иностранные Шекспир, русские Пушкин, Гоголь, Жуковский — мои любимые поэты.
▪️ Гамлет, Петроний, Тарас Бульба — мои любимые герои в художественных произведениях.
▫️ Наташа Ростова — мои любимые героини в художественных произведениях.
Есть два ключевых адреса, с которыми связана жизнь Александра Блока. Первое — усадьба его деда в подмосковном Шахматово, где поэт в юности часто проводил время. Второе — последняя квартира в Петрограде на улице Декабристов. Там поэт прожил девять лет и умер в 1921 году.
1️⃣ Государственный музей-заповедник Александра Блока в Шахматово. Здесь Блок впервые побывал, когда ему было всего шесть месяцев. С тех пор поэт всегда гостил здесь в летние месяцы — влюблялся, писал стихи и проводил время со своими родственниками.
🌿 Шахматово было для Блока окном в окружающий мир. Описание русских пейзажей в лирике поэта родом именно отсюда. При входе в усадьбу всех гостей встречает высаженная дедом поэта гречиха. Именно он привил юному Блоку любовь к природе: они вместе очень много гуляли по окрестностям усадьбы и изучали местный растительный мир.
🕯 После 1916 года Блок ни разу не был в Шахматово. В 1921 году в усадьбе случается пожар, после чего дом родителей поэта несколько раз реставрировался. В 1981 году в Шахматово был открыт мемориальный музей Александра Блока. В настоящее время удалось восстановить главный усадебный дом и хозяйственные пристройки. В доме представлены подлинные вещи Блока и его жены Любови Менделеевой: в основном это предметы быта — мебель и книги. Один из самых ценных экспонатов музея — зеркало-псише, принадлежавшее жене поэта.
2️⃣ Музей-квартира Александра Блока. Находится в Санкт-Петербурге по адресу улица Декабристов, 57. Это последний адрес Блока: с 1912 по 1921 год арендовал две соседние квартиры. Сейчас обе квартиры представляют собой мемориальную экспозицию, посвященную жизни и творчеству поэта: в квартире №21 представлены жилые комнаты поэта, квартира №23 переоборудована под литературную экспозицию.
📚 В первой квартире находится мемориальная экспозиция, где воссозданы комнаты, в которых жил Блок: спальня, столовая, комната его жены и кабинет. Именно в этом кабинете Блок написал свои самые известные произведения — сборники «Кармен» и «Итальянские письма», поэму «Двенадцать», пьесу «Роза и крест».
🪑 Во второй квартире Блок прожил последний год своей жизни, там же умер в 1921 году. Экспозиция рассказывает о жизненном и творческом пути поэта: здесь представлены его личные вещи, книги, рисунки, уцелевшие рукописи, семейные фотографии и архивные документы.
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
4500₽ 2250₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день