Александр Блок
Поэма «Двенадцать»
Вершиной творчества Александра Блока литературоведы единогласно считают поэму «Двенадцать» (1918), называя ее эпиграфом столетия. Поэт пишет поэму под впечатлением от событий Февральской и Октябрьской революций, участником которых был он сам. Анализ поэмы
🕒 Блок пишет поэму за несколько дней. В это время он находился в Петрограде, который был пропитан революционными настроениями недавних событий. Постоянный страх чего-то неизведанного только играл на руку Блоку, и итоговый вариант поэмы, опубликованный в марте 1918 года, родился через месяц после начала работы над ней. «Страшный шум, возрастающий во мне и вокруг. Этот шум слышал Гоголь», — такая фраза появляется в записной книжке Блока в начале работы над «Двенадцать».
🔥 Перед смертью Блок сжег все экземпляры и рукописи поэмы. Исследователи творчества считают, что это произошло из-за изменения взгляда на поэму со стороны большевиков, с которыми после революции сотрудничал Блок. Хотя в поздних публикациях поэт настаивал на том, что «Двенадцать» никоим образом не причастна к политике.
✍️ Разница в интерпретации названия. Существует несколько версий, почему поэма называется именно так. Первая и самая очевидная ассоциация — количество библейских апостолов. Недаром в финале поэмы появляется образ Христа «в белом венчике из роз». Вторая — ровно столько красноармейцев патрулировали ночной Петроград в тот период, столько же их и в поэме. Третья — отсылка к тексту Николая Некрасова «12 разбойников». Эта теория интересна тем, что в этом случае Блок проводит параллель между революцией и разбойным грабежом.
❓ Неоднозначность в названии породила споры. Было неясно, как Блок относится к революции: является ли поэма сатирой на революцию, или же наоборот, автор прославляет революционеров. Видя непонимание со стороны читателей, Блок написал к поэме обширные комментарии. Так Блок отвечает на обвинения в прислуживании советской власти:
🗣 «Во время и после окончания «Двенадцати» я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг — шум слитный (вероятно, шум от крушения старого мира). Поэтому те, кто видит в «Двенадцати» политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой,— будь они враги или друзья моей поэмы».
👁 С точки зрения композиции, интересен финал поэмы. Финальная сцена с появлением Иисуса до сих пор вызывает споры со стороны критиков. Формалист Виктор Шкловский в одной из своих статей называет последнюю сцену поэмы «вещью, которая как бы имеет эпиграф сзади, она разгадывается в конце — неожиданно». По его мнению, Блок и сам до конца своих дней относился к финалу поэмы с легким недоумением.
📖 Сюжет поэмы «Двенадцать» прост. 12 красноармейцев патрулируют неспокойный Петроград, главной темой их разговора становится Катька, возлюбленная Петрухи, одного из них. Они встречают Катьку с ее новым любовником Ванькой, начинается перестрелка. Ваньке удалось спастись, но Катька убита случайной пулей Петрухи. Раскаиваясь внутри, он веселеет внешне. Красноармейцы продолжают патрулировать город и встречают Иисуса Христа.
🪓 Меняется время — меняются идеалы. Месть Петрухи за предательство возлюбленной становится разрушительной силой: от шальной пули погибает не Ванька, а Катька. После случившегося герой надевает на себя маску равнодушия: дескать, ему все равно, жива ли его возлюбленная или нет. Такова эпоха: революция требует глобальных перемен и смены ориентиров как в стране в целом, так и для конкретного человека в частности. Герои-красноармейцы лишились своих старых идеалов, а новые еще не успели создать — Россия вновь на перепутье.
🩸 Проблема жестокости революции. Блок осознает ее, эта проблема его очень волнует. Герои убивают Катьку на фоне полуразрушенного Петрограда. Революция требует жертв, которые как были, так и будут. Чтобы добиться своих целей, революционеры идут на крайние меры — на убийство. Их ничто не останавливает ради светлой цели господства мировой революции, а хаос, который они сеют, — побочный эффект от их действий.
🌹 Появление Христа в финале — главная тайна поэмы. Блок считал, что все изменения в стране могут приходить только с Божьей помощью. Из этого можно сделать вывод о благословении автором революции. Традиционный терновый венец на голове Христа сменяется венчиком из роз, в руках у него — красный флаг, который, с одной стороны, вызывает прямую ассоциацию с революцией, а с другой, является намеком на будущие жертвы — недаром применительно к нему Блок употребляет эпитет «кровавый».
🐶 Образ пса — символ уходящей эпохи. Появившись в финальной сцене поэмы, голодный пес следует за Христом. Так Блок олицетворяет старое время и старые идеалы. Также это следствие революционных изменений — разрушение и голод. Еще здесь уместно вспомнить образ пса как фольклорной бесовской стихии — один из ликов Мефистофеля в «Фаусте» Гете. Контраст между светлым образом Христа и голодным псом поражает и становится завершающим впечатлением от поэмы.
⚔️ Главная тема поэмы — революция 1917 года. Разрушительная, с одной стороны, и созидающая, с другой, она уже второе десятилетие не дает Блоку покоя. Поэма становится апогеем темы революции в его творческой биографии. Поэт не имеет однозначного отношения к революции. Однако существует дневниковая запись поэта о том, как он слышит за стеной декламацию стихотворения «Бесы» Пушкина. Буквально через пару дней он начинает работу над поэмой. Осознанно или бессознательно, но так или иначе «Двенадцать» во многом — поэма о бесовской, дьявольской стихии революционных настроений. Существует литературоведческое исследование Дины Магомедовой, в котором доказывается, что «Двенадцать» построены на схожем ритме, что и пушкинские «Бесы».
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
🌓 Основной прием поэмы — контраст. Главное противопоставление всей поэмы — противоборство светлого и темного. Это мы видим с первых строк поэмы, в которых для описание экстерьера повествования Блок использует такие эпитеты:
Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
В финале поэмы появляется другой контраст, но уже смысловой — встреча голодного пса и светлого лика Христа:
Так идут державным шагом —
Позади — голодный пес,
Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.
📕 Изменение ритмического строя поэмы. Ритм от части к части меняется: такие неожиданные переходы придают повествованию особенную трагическую выразительность. Поэт Осип Мандельштам, отмечая эту особенность поэмы Блока, называет «Двенадцать» монументальной драматической частушкой, которая «обречена на бессмертие, как фольклор».
🏡 Влияние фольклора. Действительно, многие исследователи отмечают влияние традиционного и городского фольклора на «Двенадцать». Отдельные строки напоминают то лозунги, то городскую частушку, то народную песню:
Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить —
В красной гвардии служить —
Буйну голову сложить!
Немаловажно отражение современных эпохе Блока жаргонизмов: в речи красноармейцев мы встречаем такие выражения, как «сукин сын», слова «падаль» и «жрать». Лексически поэма «Двенадцать» очень богата.
➖ Коллеги по цеху, поэты-символисты, поэму не приняли. В основном это были те, кто отказывались поддерживать советскую власть в принципе. Некоторые из них буквально отреклись от Блока: например, Анна Ахматова однажды отказалась выступать с ним на одной площадке, а ее муж, Николай Гумилев заявил, что Блок «вторично распял Христа и расстрелял государя». В предательстве его обвиняла и Зинаида Гиппиус. В одном из своих стихотворений она обратилась к Блоку с такими строчками: «Я не прощу. Душа твоя невинна. Я не прощу ей — никогда». А писатель Иван Бунин и вовсе со злой издевкой отнесся к позиции Блока:
🗣 «Блок перешел к большевикам, стал личным секретарем Луначарского, после чего написал брошюру „Интеллигенция и Революция”, стал требовать: „Слушайте, слушайте музыку революции!” и сочинил „Двенадцать”, написав в своем дневнике для потомства очень жалкую выдумку: будто он сочинял „Двенадцать” как бы в трансе, „все время слыша какие-то шумы — шумы падения старого мира”».
✍️ Поэма «Двенадцать» не нашла прижизненного признания. Даже поддерживающего революцию Маяковского, совершившего революцию Ленина крайне смущала неоднозначность финала поэмы. Андрей Белый, бывший соперником за сердце Любови Менделеевой, отнесся к высказыванию Блока ровно: с одной стороны, Белый восхищался его отвагой и мужеством, с другой, — призывал быть мудрее и осторожнее.
📖 Уже после смерти Блока поэма заинтересовала формалистов. Юрий Тынянов, Виктор Шкловский, Борис Эйхенбаум с восторгом писали о фольклорных мотивах, лексическом и стилистическом многообразии поэмы. Также «Двенадцать» оказала влияние на стихи Велимира Хлебникова и Бориса Пастернака.
🚪 В последние годы Блоку пришлось нелегко. Работая на советскую власть, поэт берет паузу в творчестве. Он осознал, что быть услышанным совершенно не всегда означает быть понятым.
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
6300₽ 3150₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день