angle-down facebook instagram vkontakte warning

Александр Блок

Поэма «Двенадцать»

Вершиной творчества Александра Блока литературоведы единогласно считают поэму «Двенадцать» (1918), называя ее эпиграфом столетия. Поэт пишет поэму под впечатлением от событий Февральской и Октябрьской революций, участником которых был он сам. Анализ поэмы

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александра Котовская
Переводчик, филолог-литературовед, лауреат престижных премий в области литературы и просвещения, в том числе именных стипендий им. А. И. Солженицына и А. Вознесенского

🕒 Блок пишет поэму за несколько дней. В это время он находился в Петрограде, который был пропитан революционными настроениями недавних событий. Постоянный страх чего-то неизведанного только играл на руку Блоку, и итоговый вариант поэмы, опубликованный в марте 1918 года, родился через месяц после начала работы над ней. «Страшный шум, возрастающий во мне и вокруг. Этот шум слышал Гоголь», — такая фраза появляется в записной книжке Блока в начале работы над «Двенадцать».

🔥 Перед смертью Блок сжег все экземпляры и рукописи поэмы. Исследователи творчества считают, что это произошло из-за изменения взгляда на поэму со стороны большевиков, с которыми после революции сотрудничал Блок. Хотя в поздних публикациях поэт настаивал на том, что «Двенадцать» никоим образом не причастна к политике.

✍️ Разница в интерпретации названия. Существует несколько версий, почему поэма называется именно так. Первая и самая очевидная ассоциация — количество библейских апостолов. Недаром в финале поэмы появляется образ Христа «в белом венчике из роз». Вторая — ровно столько красноармейцев патрулировали ночной Петроград в тот период, столько же их и в поэме. Третья — отсылка к тексту Николая Некрасова «12 разбойников». Эта теория интересна тем, что в этом случае Блок проводит параллель между революцией и разбойным грабежом.

Неоднозначность в названии породила споры. Было неясно, как Блок относится к революции: является ли поэма сатирой на революцию, или же наоборот, автор прославляет революционеров. Видя непонимание со стороны читателей, Блок написал к поэме обширные комментарии. Так Блок отвечает на обвинения в прислуживании советской власти:

🗣 «Во время и после окончания «Двенадцати» я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг — шум слитный (вероятно, шум от крушения старого мира). Поэтому те, кто видит в «Двенадцати» политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой,— будь они враги или друзья моей поэмы».

👁 С точки зрения композиции, интересен финал поэмы. Финальная сцена с появлением Иисуса до сих пор вызывает споры со стороны критиков. Формалист Виктор Шкловский в одной из своих статей называет последнюю сцену поэмы «вещью, которая как бы имеет эпиграф сзади, она разгадывается в конце — неожиданно». По его мнению, Блок и сам до конца своих дней относился к финалу поэмы с легким недоумением.

📖 Сюжет поэмы «Двенадцать» прост. 12 красноармейцев патрулируют неспокойный Петроград, главной темой их разговора становится Катька, возлюбленная Петрухи, одного из них. Они встречают Катьку с ее новым любовником Ванькой, начинается перестрелка. Ваньке удалось спастись, но Катька убита случайной пулей Петрухи. Раскаиваясь внутри, он веселеет внешне. Красноармейцы продолжают патрулировать город и встречают Иисуса Христа.

🪓 Меняется время — меняются идеалы. Месть Петрухи за предательство возлюбленной становится разрушительной силой: от шальной пули погибает не Ванька, а Катька. После случившегося герой надевает на себя маску равнодушия: дескать, ему все равно, жива ли его возлюбленная или нет. Такова эпоха: революция требует глобальных перемен и смены ориентиров как в стране в целом, так и для конкретного человека в частности. Герои-красноармейцы лишились своих старых идеалов, а новые еще не успели создать — Россия вновь на перепутье.

🩸 Проблема жестокости революции. Блок осознает ее, эта проблема его очень волнует. Герои убивают Катьку на фоне полуразрушенного Петрограда. Революция требует жертв, которые как были, так и будут. Чтобы добиться своих целей, революционеры идут на крайние меры — на убийство. Их ничто не останавливает ради светлой цели господства мировой революции, а хаос, который они сеют, — побочный эффект от их действий.

🌹 Появление Христа в финале — главная тайна поэмы. Блок считал, что все изменения в стране могут приходить только с Божьей помощью. Из этого можно сделать вывод о благословении автором революции. Традиционный терновый венец на голове Христа сменяется венчиком из роз, в руках у него — красный флаг, который, с одной стороны, вызывает прямую ассоциацию с революцией, а с другой, является намеком на будущие жертвы — недаром применительно к нему Блок употребляет эпитет «кровавый».

🐶 Образ пса — символ уходящей эпохи. Появившись в финальной сцене поэмы, голодный пес следует за Христом. Так Блок олицетворяет старое время и старые идеалы. Также это следствие революционных изменений — разрушение и голод. Еще здесь уместно вспомнить образ пса как фольклорной бесовской стихии — один из ликов Мефистофеля в «Фаусте» Гете. Контраст между светлым образом Христа и голодным псом поражает и становится завершающим впечатлением от поэмы.

⚔️ Главная тема поэмы — революция 1917 года. Разрушительная, с одной стороны, и созидающая, с другой, она уже второе десятилетие не дает Блоку покоя. Поэма становится апогеем темы революции в его творческой биографии. Поэт не имеет однозначного отношения к революции. Однако существует дневниковая запись поэта о том, как он слышит за стеной декламацию стихотворения «Бесы» Пушкина. Буквально через пару дней он начинает работу над поэмой. Осознанно или бессознательно, но так или иначе «Двенадцать» во многом — поэма о бесовской, дьявольской стихии революционных настроений. Существует литературоведческое исследование Дины Магомедовой, в котором доказывается, что «Двенадцать» построены на схожем ритме, что и пушкинские «Бесы».

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

🌓 Основной прием поэмы — контраст. Главное противопоставление всей поэмы — противоборство светлого и темного. Это мы видим с первых строк поэмы, в которых для описание экстерьера повествования Блок использует такие эпитеты:

Черный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

В финале поэмы появляется другой контраст, но уже смысловой — встреча голодного пса и светлого лика Христа:


Так идут державным шагом —

Позади — голодный пес,

Впереди — с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз —

Впереди — Исус Христос.

📕 Изменение ритмического строя поэмы. Ритм от части к части меняется: такие неожиданные переходы придают повествованию особенную трагическую выразительность. Поэт Осип Мандельштам, отмечая эту особенность поэмы Блока, называет «Двенадцать» монументальной драматической частушкой, которая «обречена на бессмертие, как фольклор».

🏡 Влияние фольклора. Действительно, многие исследователи отмечают влияние традиционного и городского фольклора на «Двенадцать». Отдельные строки напоминают то лозунги, то городскую частушку, то народную песню:

Как пошли наши ребята

В красной гвардии служить —

В красной гвардии служить —

Буйну голову сложить!

Немаловажно отражение современных эпохе Блока жаргонизмов: в речи красноармейцев мы встречаем такие выражения, как «сукин сын», слова «падаль» и «жрать». Лексически поэма «Двенадцать» очень богата.

Коллеги по цеху, поэты-символисты, поэму не приняли. В основном это были те, кто отказывались поддерживать советскую власть в принципе. Некоторые из них буквально отреклись от Блока: например, Анна Ахматова однажды отказалась выступать с ним на одной площадке, а ее муж, Николай Гумилев заявил, что Блок «вторично распял Христа и расстрелял государя». В предательстве его обвиняла и Зинаида Гиппиус. В одном из своих стихотворений она обратилась к Блоку с такими строчками: «Я не прощу. Душа твоя невинна. Я не прощу ей — никогда». А писатель Иван Бунин и вовсе со злой издевкой отнесся к позиции Блока:

🗣 «Блок перешел к большевикам, стал личным секретарем Луначарского, после чего написал брошюру „Интеллигенция и Революция”, стал требовать: „Слушайте, слушайте музыку революции!” и сочинил „Двенадцать”, написав в своем дневнике для потомства очень жалкую выдумку: будто он сочинял „Двенадцать” как бы в трансе, „все время слыша какие-то шумы — шумы падения старого мира”».

✍️ Поэма «Двенадцать» не нашла прижизненного признания. Даже поддерживающего революцию Маяковского, совершившего революцию Ленина крайне смущала неоднозначность финала поэмы. Андрей Белый, бывший соперником за сердце Любови Менделеевой, отнесся к высказыванию Блока ровно: с одной стороны, Белый восхищался его отвагой и мужеством, с другой, — призывал быть мудрее и осторожнее.

📖 Уже после смерти Блока поэма заинтересовала формалистов. Юрий Тынянов, Виктор Шкловский, Борис Эйхенбаум с восторгом писали о фольклорных мотивах, лексическом и стилистическом многообразии поэмы. Также «Двенадцать» оказала влияние на стихи Велимира Хлебникова и Бориса Пастернака.

🚪 В последние годы Блоку пришлось нелегко. Работая на советскую власть, поэт берет паузу в творчестве. Он осознал, что быть услышанным совершенно не всегда означает быть понятым.

курс Level One
Как влюбиться в литературу Латинской Америки

Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4500₽ 2250₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;