Александр Блок
Стихи и циклы Блока
Давайте познакомимся с творчество Александра Блока: любовной лирикой и гражданской.
Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» (1901–1902) — вершина поэзии Серебряного века. Он по праву занял достойное место в истории русской литературы, так как Блок сумел соединить в своих стихотворениях два, на первый взгляд, не совместимых друг с другом мира — реального и мистического.
📖 Основанный на реальной истории отношений, сборник полностью автобиографичен. С одной стороны, Блок описывает переживание земной любви. С другой стороны, чувственное восприятие любви проанализировано Блоком через символистское понимание мира. Таким образом, документальная сторона истории зашифрована при помощи мистического языка и художественных особенностей.
1️⃣✍️ Начнем с одного из самых известных стихотворений Блока «Вхожу я в темные храмы». Оно считается центральным стихотворением цикла. Лирический герой Блока по сюжету стоит в храме в ожидании своей возлюбленной. Храмовая атмосфера проникнута таинственностью и мистицизмом:
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный.
Только образ, лишь сон о Ней.
📝 Образ главной героини прописан легкими мазками. Это не четко прорисованный портрет женщины, а скорее туманный образ, о котором мечтает поэт. Прекрасная Дама у Блока — это воплощение вечной женственность, чего-то божественного, неизведанного, до конца не понятого. Она всегда представляет собой мечту или мимолетное виденье — это роднит его с женским образом у Пушкина. По символистской философии Прекрасная Дама — божественный идеал и символ неземной красоты:
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.
👩🏻 Образ Прекрасной Дамы — ключевой для Блока, он проходит нитью через всю его любовную лирику. Она же выступает в роли Незнакомки, героини одноименного стихотворения 1906 года. Этот же образ встречается и в стихотворении 1910 года «В ресторане», где мимо героя Блока проносится божественный образ, «легкий, как сон». Несмотря на то, что образ со временем становится все реальнее, а замутненный взгляд проясняется, герой все также надеется на чудо.
2️⃣👫 Настроение лирического героя в стихотворении «Предчувствую тебя. Года проходят мимо» меняется. На смену восхищению Прекрасной Дамой приходит легкая тревога. Блок ощущает, что реальность вот-вот вторгнется в его мироощущение, мистический образ Дамы может быть разрушен:
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.
👁 Отличительная черта лирического героя Блока — переживание бури эмоций внутри себя. Он не в состоянии кричать о своих чувствах миру. Пелена восприятия Прекрасной Дамы как мистического образа спадает с глаз поэта. Трагическую ноту вносит ощущение, что мечта не совпадает с действительностью, что привносит мотив разочарования.
🎓 Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» тесно связан с философией Владимира Соловьева, крупнейшего теоретика символизма Серебряного века. Он оказал влияние не только на поэзию Блока, но и на творчество других поэтов-символистов: Андрея Белого, Вячеслава Иванова, Валерия Брюсова. Основной идеей его теории был образ Софии — Души мира, понимаемой младосимволистами как мистический образ, который объединяет Бога и земной мир.
✍🏻 Стихотворение «Незнакомке» ознаменовало переходный этап в поэзии Блока. Сама поэзия, как и образ Прекрасной Дамы, становится более приземленной и реальной, хотя лирический герой все также остается мечтательным романтиком.
❤️ История создания стихотворения связана с любовным треугольником «Блок — Белый — Менделеева». В 1906 году в личной жизни Блока начался сложный период: его жена увлеклась другим поэтом-символистом Андреем Белым. Пытаясь забыться и уйти прочь от негативных мыслей, Блок бродил по окрестностям Петербурга и набрел на маленький ресторанчик, в котором сразу же стал завсегдатаем.
🍷 Стихотворение интересно своей композицией. Первая половина — это описание полного пьяниц, прокуренного ресторана, олицетворение пошлости реального мира. Вторая — встреча с таинственной незнакомкой, романтическим идеалом, который внезапно врывается в мир героя стихотворения. Фраза In vino veritas, повторенная дважды по-латыни и по-русски разделяет эти два мира.
👩🏻 Образ незнакомки — воплощение Поэзии и вечной Женственности. Она одинока, как и лирический герой Блока: их будто притягивает друг к другу одиночество. Незнакомка, как и Прекрасная Дама в раннем цикле Блока, предстает перед героем, как некое видение:
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?)
Девичий стан шелками схваченный
В туманном движется окне.
👩🦰 В отличие от Прекрасной Дамы, чей образ был прописан очень смутно, незнакомка реальна. Ее образ неясен и туманен, но отличается конкретными деталями, на которые Блок обращает внимание: «и шляпа с траурными перьями, и в кольцах узкая рука». Женский образ в поэзии Блока меняется от ранних к поздним стихам: если в первых циклах Прекрасная Дама — бесплотное видение, к которому лирический герой едва ли смеет прикоснуться, то в поздних стихах она — реальный человек.
👁 Мир, рожденный в мечтах поэта, — хрупкий. Последняя строфа стихотворение становится финалом в душевном перевороте лирического героя: она говорит об избранности героя и упрочении романтического идеала. Вино выступает как символ откровения и ключа к тайне прекрасного.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю истина в вине.
📝 В стихотворении звучит романтический мотив невозможности соединения родственных душ. Несмотря на то, что оба героя — одиноки, им обоим поручены «глухие тайны», их миры не могут быть связаны воедино. Трагическому решению данной темы придается ироническая нота: поэт по отношению к незнакомке использует метафору «пьяное чудовище». Так Блоком охарактеризован компромисс между реальностью и иллюзией — двумя полюсами, между которыми пребывает лирический герой.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
🎭 В 1906 году Блок часто посещал театр имени Комиссаржевской. Он был заядлым театралом и с удовольствием смотрел новые спектакли, в театре он ощущал себя свободно и весело. Однако не только любовь к искусству, но и очередная влюбленность тянула его туда.
👩🏻 Музой для написания сборника «Снежная маска» (1906–1907) стала актриса Наталья Волохова. Много лет спустя Блок вспоминал, что в январе 1907 года, он «слепо отдался стихии»: его захлестнул вихрь страсти, стихов и музыки. Так описывает Волохову в своих мемуарах Мария Бекетова, тетка поэта:
🗣 «Кто видел ее тогда, тот знает, какое это было дивное обаяние. Высокий тонкий стан, бледное лицо, тонкие черты, черные волосы, и глаза, именно «крылатые», черные, широко открытые „маки злых очей”. И еще поразительна была улыбка, сверкавшая белизной зубов, какая-то торжествующая победоносная улыбка. Кто-то сказал тогда, что ее глаза и улыбка, вспыхнув, рассекают тьму».
📖 Блок пишет сборник «Снежная маска» в январе 1907 года очень стремительно, буквально за две недели. Бывает, что он пишет по пять-шесть стихотворений в день. Блок вспоминает, как они с Волоховой гуляли пешком или на повозке по Петербургу. Хрупкий и туманный мир, присущий ранней лирике Блока, рассеивается. На его смену приходит пышущее жизнью, практически карнавальное настроение:
И под знойным снежным стоном
Расцвели черты твои.
Только тройка мчит со звоном
В снежно-белом забытьи.
Ты взмахнула бубенцами,
Увлекла меня в поля…
Душишь черными шелками,
Распахнула соболя.
💔 Короткое увлечение обернулось для Блока безответной любовью. Эти трагические мотивы отразились в стихах цикла. Блок порывается ехать с Волоховой на гастроли, забрасывает ее любовными письмами. Но Волохова ценила его как поэта и уважала как человека, но не видела в нем мужчину всей своей жизни. Любовь Менделеева вспоминала, что спросив однажды Волохову, хочет ли она прожить с Блоком всю жизнь, та ответила отказом.
📗 Сборник «Фаина» (1907–1908) был написан Блоком тоже под впечатлением от встречи с Волоховой. Женский образ, описанный в стихотворениях сборника, — все ближе и ближе к реальному, мистический облик пропадает. Удивительно, но несмотря на пережитое потрясение несчастной любовью, Блок в те же годы пишет стихотворение «О, весна без конца и без краю», которое наполнено светлым чувством и мечтой о будущем. Его отношение к жизни, подобно весне, расцветает и преисполнено воодушевлением:
Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита…
Никогда не откроешь ты плечи…
Но над нами — хмельная мечта!
И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель — я знаю —
Все равно: принимаю тебя!
Сборник «Кармен» (1914) рождается под впечатлением от встречи с четвертой музой Блока, оперной певицей Любовью Дельмас.
🎭 Их первая встреча состоялась в театре. Блок сидел в зрительном зале, а Дельмас исполняла арию Кармен в одноименной опере. Эта роль была, по отзывам критиков, ее единственной сценической удачей. Блок был поражен голосом Дельмас и очарован ей как женщиной.
👩🦰 По воспоминаниям современников, Дельмас не была привлекательна: «рыженькая, некрасивая» — писали о ней. Но у Блока было нестандартное представление о женской красоте: все его возлюбленные были не столько привлекательны, сколько являлись прекрасным образом, чудесным творением, созданным самим поэтом:
🗣 «Я — не мальчик, я много любил и много влюблялся, — писал поэт актрисе. — Не знаю, какой заколдованный цветок Вы бросили мне, не Вы бросили, но я поймал. Когда я увидел Вас без грима и совершенно не похожей на ту, на Вашу Кармен, я потерял голову больше, чем когда я видел Вас на сцене…»
🔥 Страсть Блока и Дельмас потухла так же быстро, как и зародилась. Они были разными людьми и, как пишет один из биографов Блока Владимир Орлов, «как бы ни старался он приобщить эту женщину к своему миру, разность понятий, самый уровень духовности давали о себе знать — и чем дальше, тем больше».
📖 Их связь осталась в проникновенных стихах. Цикл «Кармен» был написан так же стремительно быстро, как и «Снежная маска», вдохновленная его предыдущей возлюбленной. Их разрыв был болезненным и для Дельмас, которая ушла с головой в гастроли, и для Блока — он нашел утешение в творчестве.
Ты — как отзвук забытого гимна
В моей черной и дикой судьбе.
О Кармен, мне печально и дивно,
Что приснился мне сон о тебе.
Вешний трепет, и лепет, и шелест,
Непробудные, дикие сны,
И твоя одичалая прелесть –
Как гитара, как бубен весны!
🔙 Любовная лирика в творческой биографии Александра Блока сменяется гражданской. Революция 1905 года произвела на Блока колоссальное впечатление. События Кровавого воскресенья вырвали его из повседневного образа жизни — с этого момента любовная поэзия перестает играть ключевую роль в его творчестве. Блок озабочен мыслями о судьбе России, каждое его стихотворение о Родине является размышлением о прошлом, настоящем и будущем его родной страны.
⚔️ В 1908 году Блок обращается к событиям прошлого — к Куликовской битве. Несмотря на то, что это дела давно минувших дней, — сражение между Дмитрием Донским и ханом Мамаем произошло в далеком 1380 году, — именно эти события стали поворотным моментом для снятия монголо-татарского ига в Древней Руси. Блок чувствует, что в современной ему России близятся такие же поворотные для истории события. Поэтому битва, произошедшая более полувека назад, кажется ему актуальной и по сей день:
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь.
📖 «На поле Куликовом» — лиро-эпическое произведение. Этот жанр нечасто встречается у поэтов первой половины 20 века, поэтому Блока в этом смысле можно назвать новатором. С одной стороны, в основе сюжета лежат реальные события, с другой, — все повествование проникнуто тревожным лирическим отношением к месту России в историческом контексте.
✍🏻 «На поле Куликовом» — это небольшой цикл, состоящий из пяти стихотворений. Каждая из частей имеет собственный сюжет, но при этом в цикле прослеживается сквозная идея: Россия часто по ходу ее истории находится на перепутье, постоянно борется за свою свободу, поэтому прошлое у Блока идет в параллели с настоящим.
🔎 Последние две части цикла — взгляд на современные Блоку исторические события сквозь призму древней истории. Недаром Блок выбирает в качестве эпиграфа к последней части цикла цитату философа Владимира Соловьева — «И мглою бед неотразимых текущий день заволокло». Поэт чувствует: революционные настроения уже поселились в умах его соотечественников, совсем скоро мысли будут приведены в действия:
Я слушаю рокоты сечи
И трубные крики татар,
Я вижу над Русью далече
Широкий и тихий пожар.
Да, мы еще не видим «грома битвы» — каких-то конкретных действий для свержения монархии, однако в воздухе уже витают революционные настроения:
Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало,
И плеск, и трубы лебедей.
🐎 Степная кобылица символизирует Россию. Она объединяет повествование всех частей цикла. Мятущаяся, устремленная в будущее, она олицетворяет отношение Блока к судьбе страны: грядут перемены, к которым Россия настолько же близка, насколько быстро бежит по полю кобылица:
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
🌾 Россия для Блока — живой организм. Он использует в цикле «На поле Куликовом» огромное количество олицетворений: «Река раскинулась. Грустит лениво и моет берега», «слышал я Твой голос сердцем вещим» и другие. Мотив того, что природа оживает и будто помогает в борьбе с врагом, встречается не только у Блока: достаточно вспомнить, например, «Слово о полку Игореве». Сквозной для всей поэзии Блока образ Вечной Женственности встречается и здесь: из раза в раз поэт обращается к России как к женщине, жене.
И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
Не спугнув коня.
☀️ Цикл построен на контрасте добра и зла. Блок уверен, что светлое начало обязательно победит, поэтому в цикле используется множество церковных метафор: «твой лик нерукотворный светел навсегда», «в степном дыму блеснет святое знамя» и другие. Финалом цикла становится молитва за будущее России:
Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. — Молись!
✍️ Стихотворение «Россия» — еще один текст, в котором Блок признается в любви своей Родине. Оно написано в кризисный для Блока период жизни. Он несколько разочарован властью монархии и результатами первой русской революции. Но поэт не перестает симпатизировать революционным настроениям, зарождающимся в обществе. Находясь в ожидании социальных перемен, Блок твердо уверен в одном — в любви к России.
🌲 Оно построено как монолог-обращение к России. Это искренний разговор с родной землей, наполненный теплыми чувствами по отношению к ней. Несмотря ни на что, автор остается верен своей Родине, всей душой поддерживая ее в трудные времена. Россия в то время пребывает не в лучшем ее состоянии, однако Блок любит ее бесконечной любовью:
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, —
Как слезы первые любви!
🔜 Проблема стихотворения — тревога за судьбу России. Блок не стыдится быть максимально откровенным в выражениях: он называет Россию нищей, но в этих словах кроется, помимо любви, желание повлиять на ее будущее. Поэт уверен: истинное отношение к Родине проявляется не в жалости, не в постоянном восторгании ее достоинствами, а в преданности и деятельном сочувствии:
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
👩🏻 Блок отождествляет родную землю с женщиной. Это традиционный мотив как для его лирики, так и для литературы и искусства в целом. Мы вновь, как и в цикле «На поле Куликовом», встречаем множество метафор и олицетворений:
Пускай заманит и обманет, —
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…
🛤 Другой важный символ — дорога и перепутье. Будучи начитанным и образованным человеком, поэт осознает свою преемственность по отношению к русским писателям 19 века: здесь вполне уместным будет вспомнить образ дороги в поэме «Мертвые души» Николая Гоголя. Блок понимает: совсем скоро России предстоит выбрать новый путь. Он будет долгим и сложным и, исходя из исторических предпосылок, — неизбежным.
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
6300₽ 3150₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день