angle-down facebook instagram vkontakte warning

Творчество Марины Цветаевой

Образы Москвы, рябины и музыки у Цветаевой

Сегодняшний день посвящаем трем образам в поэзии Марины Цветаевой: ее родному городу Москве, образу рябины и музыки.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Екатерина Буслаева
Выпускница Московского педагогического государственного университета, преподаватель школы 1370 в Москве, финалист конкурса «Учитель года».

Какая она — цветаевская Москва 👇

🛤 Летом 1916 года Цветаева на время переезжает в Александров. Исследователи позже назовут эти несколько месяцев «александровским» периодом в творческой биографии поэта. Именно там, скучая по родному городу, она пишет цикл «Стихи о Москве». Разлука была кратковременной, но даже этот короткий период расставания с любимым городом заставил взглянуть на Москву с иной точки зрения.

По улицам оставленной Москвы

Поеду — я, и побредете — вы.

🏡 Цветаева отождествляла себя с родным городом. В контексте русской литературы Цветаева всегда воспринималась как представительница литературной Москвы. Когда она читала свои стихи в Петербурге, всегда помнила, что выступает от лица Москвы. Также образ героини тесно переплетается с пространством города: лирическое «я» героини невозможно представить вне контекста Москвы, а Москва показана сквозь призму восприятия героини цикла.

📝 Москва — ключевая героиня ранней поэзии Цветаевой. С первых же строк цикла «Стихи о Москве» читателя охватывает чистая и светлая любовь к ее родному городу:

Москва! Какой огромный

Странноприимный дом!

Всяк на Руси — бездомный.

Мы все к тебе придем.

⛪️ Важный образ этого цикла — православие. Москву невозможно представить без старинных церквей, поэтому Цветаева не смогла обойти их в своих стихах стороной. Она воспринимает Москву как огромный очищающий и всепрощающий храм:

Облака — вокруг,

Купола — вокруг,

Надо всей Москвой,

Сколько хватит рук.

Восприятие Москвы как первопрестольной державы переплетается с будничной жизнью города. Это выразилось в особом речевом колорите большинства стихотворений — нестандартное смешение высокой церковнославянской лексики с бытовой речью горожан.

💔 То, что столицей со времен Петра I был Санкт-Петербург, а не Москва, Цветаева переживала как личную трагедию. Для Цветаевой Москва оставалась сердцем России:

Над городом, отвергнутым Петром,

Перекатился колокольный гром.

Она пишет эти строчки и еще не знает, что буквально через два года ее родной город вновь станет столицей России.

🌱 Ветка рябины — мера любви к родине. В стихотворениях разных периодов она выступает символом безмерной теплоты, светлого чувства, которое Цветаева испытывала по отношению к родной земле. Еще в 1916 году молодая Цветаева в одном из своих стихотворений сравнивает свою судьбу с горечью пылающей на морозе рябины:

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

✍🏻 Образ рябины проходит красной нитью через всю творческую биографию поэта — встречается и в ранних сборниках, и в стихотворениях эмигрантского периода. В 1934 году, уже живя в Париже вдали от родины, в одном из стихотворений Цветаева олицетворяет срубленное дерево рябины со сломленной судьбой родной страны:

Рябину

Рубили

Зорькою.

Рябина —

Судьбина

Горькая.

Рябина —

Седыми

Спусками…

Рябина!

Судьбина

Русская.

🪓 Короткие, рубленные стихотворные строки напоминают удары топора. Цветущий Россия-сад уничтожен, как уничтожена и русская душа. Здесь можно найти параллель с последней сценой пьесы «Вишневый сад» Чехова, когда читатель слышит, как сад начинают рубить: «Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву».

🌿 Образ рябины присутствует в одном из самых знаменитых текстов Цветаевой — в стихотворении «Тоска по родине! Давно...». По воспоминаниям Лидии Чуковской, Цветаева однажды прочла это стихотворение без двух последних строк. Только через много лет Чуковская познакомилась с оригинальным вариантом, что вызвало у нее восхищение глубиной внутреннего противоречия в строчках Цветаевой:

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все — равно, и все — едино.

Но если по дороге — куст

Встает, особенно — рябина…

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

🎼 Мать Цветаевой была пианисткой, ученицей Николая Рубинштейна. Поэтому маленькая Марина росла под звуки классической музыки. Музыка встречается в стихотворениях разных периодов — от самых ранних сборников до поздних стихотворений эмигрантского периода.

🎻 Героями цветаевской прозы и поэзии становились разные музыкальные инструменты. Это были как современные эпохе, в которой жила Цветаева, так и русские народные инструменты: цитра, кифара, виолончель, лютня, гусли, рояль, скрипка, лира, гитара, бубен, орган, альт, флейта и многие другие.

🪕 Упоминания инструментов нередко сопровождается уникальными эпитетами. Например, в стихотворении 1918 года есть такие строки:

На смех и на зло:

Здравому смыслу,

Ясному солнцу,

Белому снегу —

Я полюбила:

Мутную полночь,

Льстивую флейту...

Или в стихотворении «Нет, правды не оспаривай», которое датируется 1923 годом, Цветаева так описывает альт:

Нет, правды не оспаривай.

Меж кафедральных Альп

То бьется о розариум

Неоперенный альт.

📖 Лира как музыкальный инструмент встречается у Цветаевой так же часто, как и лира как символ поэтического творчества. Несмотря на то, что с детства Марина противопоставляла обязательные занятия с матерью на фортепьяно и свободу поэзии, она чувствовала близость и родственность музыки и поэзии, их связь, единство целей и предназначения.

Та ж молодость, и те же дыры,

И те же ночи у костра…

Моя божественная лира

С твоей гитарою — сестра.

Помимо этого генетического родства литературы и музыки Цветаева испытывает острое эмоциональное тяготение к ней: она обращается к музыке в минуты скорби и верит в ее спасительную силу.

Так плыли: голова и лира,

Вниз, в отступающую даль.

И лира уверяла: мира!

А губы повторяли: жаль!

курс Level One
Как влюбиться в литературу Латинской Америки

Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4500₽ 2250₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;