angle-down facebook instagram vkontakte warning

Творчество Марины Цветаевой

Проза Цветаевой

Начиная с 1920-х годов Марина Цветаева пишет все меньше стихотворений и отдает предпочтение прозаическим произведениям большой формы — поэмам и трагедиям. Значительная часть прозы была создана в период эмиграции с 1932 по 1937 год.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Екатерина Буслаева
Выпускница Московского педагогического государственного университета, преподаватель школы 1370 в Москве, финалист конкурса «Учитель года».

👏 «Стихи не кормят, кормит проза» — говорила Цветаева. Прозу слушали охотнее, аудитория воспринимала ее легче, за прозу платили больше, чем за стихи — это Цветаева поняла достаточно рано. Для нее это было важно, ведь во Франции она с семьей жила в бедности.

🙅🏻‍♂️ Европейские издатели отказывались печатать ее стихи. Редактор парижского журнала «Современные записки» опасался не окупиться и требовал от Цветаевой более понятные по форме и содержанию тексты, которые будут продаваться лучше. А пражский журнал «Воля России», который с удовольствием публиковал ее стихи, закрылся в 1932 году.

👤 Проза выражала отчужденность Цветаевой в эмиграции. Подобно другим современникам, — Бунину и Куприну, — Цветаева ощущает себя непрошеным гостем в чужом доме. Это чувство усилилось с переездом во Францию, хотя в эмигрантской среде у нее было немало знакомых и друзей, которые помогали ей. Чувство глубокого одиночества не оставляло Цветаеву.

🙌 Цветаева меньше общалась с людьми и выражать через лирику было нечего. Обычно именно отношения с другими людьми вдохновляли ее на поэзию. С каждым годом оставалось меньше душевного покоя. По словам Цветаевой, она становилась все «суше», преодолевая бесконечную бытовые заботы и нужды.

✍️ У Цветаевой появилась потребность в дневниковой прозе. Цветаева хотела все больше осмыслять обыденные жизненные события, книги, встречи с друзьями и писателями. Так сбывались для Марины Цветаевой пушкинские слова: «Лета к суровой прозе клонят». В годы эмиграции она переписывалась с Борисом Пастернаком и Райнером Мария Рильке — из этой переписки получились своего рода эпистолярные романы.

📖 Героями ее мемуаристики и эпистолярной прозы становятся известные писатели и поэты — В.Брюсов, К.Бальмонт, О.Мандельштам, М.Волошин, М.Кузмин, А.Белого, юные С.Голлидэй, П.Антокольский, Ю.Завадский, а также сама Марина Цветаева — человек необычайно одаренный, но в то же время трагически одинокий.

Марина Цветаева восхищалась Александром Пушкиным всю жизнь: отражение пушкинского творчества есть у нее и в лирике, и в прозе.

🔎 «Мой Пушкин» — ключевой текст для понимания творчества Цветаевой. Это, пожалуй, самая интимная и исповедальная проза о Пушкине, написанная когда-либо. Сквозь призму судьбы великого поэта Цветаева рассуждает о себе как о поэте, своем месте в мире и литературе.

👩🏻 «Не было бы пушкинской Татьяны — не было бы и меня» — эта цитата из статьи дает читателю понять, насколько важной для нее была и фигура героини поэмы «Евгений Онегин», с которой она сама себя часто олицетворяла. Также Цветаева с удивительной теплотой вспоминает своего первого Пушкина — поэму «Цыганы».

👁 «Мой Пушкин» — не литературоведческая работа. Это скорее попытка воскрешения детских впечатлений от прочтения сказок и стихов Пушкина, проникнутая глубоким психологизмом. При всей наивности, которая прослеживается между строк, этот текст является олицетворением не только воспоминаний из детства, но и зарождением нравственных понятий.

🗝 Основное содержание статьи — детские воспоминания Цветаевой о ее любимом городе, в котором она росла, Москве. Она рассказывает о том, как родители водили ее гулять по Страстному бульвару к памятнику Пушкина; упоминает картину со сценой дуэли Пушкина с Дантесом, которая висела в квартире ее родителей в Трехпрудном переулке. С ранних лет она понимала, что поэт — это не тот, кто пишет стихи. В первую очередь он — живой человек, который может испытывать боль.

«Первое, что я узнала о Пушкине, это — что его убили. Потом я узнала, что Пушкин — поэт, а Дантес — француз. Дантес возненавидел Пушкина, потому что сам не мог писать стихи, и вызвал его на дуэль, то есть заманил на снег и там убил его из пистолета в живот. Так я с трех лет твердо узнала, что у поэта есть живот, и — вспоминаю всех поэтов, с которыми когда-либо встречалась, — об этом животе поэта, который так часто не сыт и в который Пушкин был убит, пеклась не меньше, чем о его душе».

«Мой Пушкин» наполнен афористически точными оборотами. Например, вот ее описание впечатлений от памятника Пушкину:

«Памятник Пушкина был не памятник Пушкина (родительный падеж), а просто Памятник-Пушкина, в одно слово, с одинаково непонятными и порознь не существующими понятиями памятника и Пушкина. Памятник Пушкина был цель и предел прогулки: от памятника Пушкина — до памятника Пушкина. Памятник Пушкина был и цель бега: кто скорей добежит до Памятник-Пушкина».

🔗 После революции пушкинское наследие приобрело статус общегосударственного. Цветаева остро ощущала политизацию имени и творчества Пушкина не только в России, но и со стороны эмиграции. Она старается отстоять пушкинское кредо политической независимости, как отстаивает свое. По воспоминаниям Анастасии, сестры Цветаевой, ее делом было оплакивание судьбы поэта, подобно судьбе любимого человека.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Актриса Софья Голлидэй, с которой Цветаева познакомилась в театре Вахтангова в 1918 году, была самой загадочной личностью из тех, кто оставил отпечаток на судьбе поэтессы.

🎭 По словам Цветаевой, Софья была главным человеком в ее жизни.

Современники вспоминают, что Софья была слишком независимой и самобытной для традиционной театральной карьеры. Потерпев ряд неудач на актерском поприще, она уехала в провинцию, где вышла замуж за бесталанного актера.

⚰️ Поводом для написания повести стала смерть Голлидей в 1934 году. Цветаева пишет текст очень стремительно и эмоционально: эта работа возвращала ее на родину, во времена их театрального романа. Несмотря на то, что знакомство с Софьей продлилось всего лишь три месяца в 1919 году, ее воспоминания о ней теплы и живы.

💦 Сюжет повести «Повесть о Сонечке» — душераздирающее прощание Цветаевой и Голлидэй. Лирическая героиня Цветаевой пытается помочь Софье быть востребованной: пишет специально для нее пьесы и поэмы, ни одной из которых не было суждено быть поставленными на театральной сцене. После мимолетного периода известности Голлидей перестает быть востребованной актрисой, после чего покидает Москву.

📒 Текст повести написан через 18 лет после описываемых событий. Несомненно, для Цветаевой прошлое видится иначе, нежели когда оно было настоящим. Воскрешая в «Повести о Сонечке» не столько события, сколько чувства того времени, Цветаева корректирует их с точки зрения прожитых лет. В центре повествования — она сама: «я», как называет себя рассказчица; «Марина», «Марина Ивановна» — обращаются к ней другие.

🗣 «Еще одно: меня почему-то задевало, раздражало, оскорбляло, когда о ней говорили Софья Евгеньевна (точно она взрослая!), или просто Голлидэй (точно она мужчина!), или даже Соня — точно на Сонечку не могут разориться! — я в этом видела равнодушие и даже бездушие».

📝 Особенность текста — его достоверность. С одной стороны, может показаться, что действующие лица вырваны из контекста и существуют только в подсознании рассказчика. А с другой, повесть является чуть ли не единственным документальным свидетельством о Голлидэй — других воспоминаний о ней практически не осталось.

🗣 «Еще скажу: глаза немножко жмурые: слишком много было ресниц, казалось — они ей мешали глядеть, но так же мало мешали нам их, глаза, видеть, как лучи мешают видеть звезду. И еще одно: даже когда они плакали — эти глаза смеялись. Поэтому их слезам не верили».

курс Level One
Открывая сказки

Курс из 8 лекций о любимых сказках: перечитаем Щелкунчика, Алису, Гарри Поттера, Хоббита и взглянем на знакомые истории с новой стороны. Изучим схему сказки и ее главные элементы: от обряда инициации до пути героя и волшебных даров. Поймем, как рассказывать истории, которые остаются у людей в сердцах, и даже создадим свою сказку в финале курса.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;