angle-down facebook instagram vkontakte warning

Творчество Марины Цветаевой

Сборники Цветаевой

Эпиграфом для всего творческого пути Марины Цветаевой можно считать стихотворение «Моим стихам, написанным так рано», одно из ключевых для понимания цветаевского мифа об особом статусе поэта и его взаимоотношениях со временем. Давайте обсудим пять сборник

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Екатерина Буслаева
Выпускница Московского педагогического государственного университета, преподаватель школы 1370 в Москве, финалист конкурса «Учитель года».

Начнем с «Вечернего альбома» 👇

✍🏻 Цветаева писала стихи с 6 лет. Свой первый сборник начала готовить сразу после смерти матери — «Вечерний альбом» был опубликован, когда Марине не было и 18 лет. Сборник Цветаева издала на собственные деньги и включила в него 111 стихотворений. Юная Цветаева не столько отбирала свои лучшие стихотворения для дебютного сборника, сколько стремилась к достаточно полному представлению своих поэтических опытов.

👩‍👧 Первые тексты были посвящены матери Цветаевой. Тоска о рано ушедшей из жизни матери переполняла ее: это видно по стихотворению «Маме», которое датируется 1907 годом:

Все бледней лазурный остров — детство,

Мы одни на палубе стоим.

Видно грусть оставила в наследство

Ты, о мама, девочкам своим!

Глубокие философские тексты соседствуют с поистине детскими попытками выразить подростковые переживания. Однако этот сборник был моментально замечен и оценен видными авторами Серебряного века: Валерием Брюсовым, Николаем Гумилевым, Максимильяном Волошиным.

👧🏻 Тема счастливого детства. Это — не менее важная тема, поднятая Цветаевой в первом сборнике. Детство Цветаевой было хоть и вполне счастливым, но далеко не всегда безоблачным, что также отражается в стихотворениях «Вечернего альбома». В них наивно, но искренне она намечает основные мотивы ее будущего творчества: жизнь, смерть, любовь и дружба. Однако, уже в этом сборнике были стихи, в которых слышался голос не просто талантливого подростка, но и практически сформировавшейся личности. Например, лирическая героиня стихотворения «Молитва», переполненная любовью к жизни, произносит такие строки:

Люблю и крест, и шелк, и каски,

Моя душа мгновений след…

Ты дал мне детство — лучше сказки

И дай мне смерть — в семнадцать лет!

👩‍❤️‍👨 Второй сборник «Волшебный фонарь» посвящен мужу. Свадьба Цветаевой и Эфрона, которая состоялась в 1912 году, нашла отклик в стихотворениях этого сборника. Коллеги, однако, приняли его сдержанно. «Волшебный фонарь» продолжал избранную Цветаевой в начале творчества тему детства и во многом повторял и старые мотивы.

Переживание исторических событий 1917–1920 годов, — Октябрьской революции и Гражданской войны, — отразились в сборниках «Версты», «Лебединый стан» и «Ремесло».

⚔️ Основная тема сборника «Версты» — восприятие Цветаевой политического переворота. Для нее как для человека и поэта эти события стали крушением всех надежд. Главный пространственный образ книги — образ праздничной фольклорно-сказочной Москвы. В этом сборнике возникает широкий исторический фон, а лирическая героиня Цветаевой соотносит свою судьбу с судьбой города и его историей.

👤 Ключевой мотив сборника — мотив разлуки. Он красной нитью проходит сквозь всю поэзию Цветаевой. Она будто предчувствует в этом сборнике свою скорую разлуку с Россией, которой ей будет не хватать на протяжении всей жизни.

💡 Сборник «Лебединый стан» — последний крик души в трагических обстоятельствах. Цветаева стремится найти параллели между личными переживаниями исторических событий и своим восприятием культуры, народной поэзии. По сравнению с более ранними сборниками ощущение царящего в мире хаоса усиливается, что ведет за собой будущее приближение к экспрессионистской поэзии.

🖤 Разлука с любимым переплетается с историческим фоном. Цветаева тяжело переживает не только уход Эфрона на фронт, но и сопереживает трагической судьбе царской семьи, поражение белогвардейцев и разрушенной стране.

Исторический идеал Цветаева находит в далеком прошлом — в допетровской России. В стихотворении «Петру» Цветаева выражает свою позицию:

Но нет! Конец твоим затеям!

У брата есть — сестра... —

На Интернацьонал — за терем!

За Софью — на Петра!

➡️ Сборник «Ремесло» — переходный в поэзии Цветаевой. Так характеризуют сборник, опубликованный уже в Берлине в 1923 году, многие исследователи ее творчества. В него вошли стихотворения 1918–1922 годов, кризисного этапа в творческой биографии Цветаевой. Он знаменует собой завершение первого этапа творчества поэта и переход к новой, эмигрантской жизни, которая продлится почти 20 лет.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

В 1925 году семья Цветаевой переезжает во Францию, где они прожили большую часть периода эмиграции. Спустя три года был издан сборник «После России», ставший последней прижизненной публикацией Цветаевой.

📖 Сборник состоит из 160 стихотворений, написанных в первые годы эмиграции. В заметках Цветаевой и анонсах периодики зафиксированы несколько вариантов его названий: «Умыслы», «Тетрадь», «Игры слов и смыслов», «Соломонов перстень».

🛤 Уже в первые годы эмиграции Цветаева ощущает разрыв с родиной. В письме Горькому она просит опубликовать сборник «После России»:

🗣 «Если бы Вы каким-нибудь образом могли устроить ее доступ в Россию, было бы чудно (политики в ней никакой)— вещь вернулась бы в свое лоно. Здесь она никому не нужна, а в России меня еще помнят».

Эмоциональный напор наряду с дневниковостью — важная черта сборника. По словам поэта Владислава Ходасевича, поэзия Цветаевой стремится стать дневником, а она сама так дорожит каждым впечатлением, что главной заботой становится закрепить наибольшее число их в наиболее строгой последовательности, не расценивая, не отделяя важного от второстепенного.

✍🏻 Цветаева взволнована, как сборник примут читатели и критики. Не получив разрешение на его публикацию в России, она находит издателя в Париже. Помимо рецензии Ходасевича, известны еще две рецензии на «После России» — писателей Георгия Адамовича и Марка Слонима. Вот выдержки из них:

🗣 «Признаюсь, я не нахожу в себе ни сил, ни желания довести эстетизм до такого предела, чтобы, сознавая это, стихи Цветаевой отвергнуть. Поэтому я их «принимаю». И все оговорки мои не колеблют этого основного признания» (Георгий Адамович).

🗣 «Стихи и в самом деле полны такой подлинной страсти, в них такая, почти жуткая насыщенность, что слабых они пугают, — им не хватает воздуха на тех высотах, на которые влечет их бег Цветаевой». (Марк Слоним).

Сборник «После России» стал последним прижизненным изданием поэзии Марины Цветаевой.

курс Level One
Как влюбиться в литературу Латинской Америки

Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6300₽ 3150₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;