«Неаполитанский квартет» Элены Ферранте
Тема эмпатии в романе
С темой гениальности в романах Ферранте связана тема эмпатии. Но ей обладают не все, главной героине Элене Греко сложно понимать окружающих людей. Давайте на примерах рассмотрим, как героиня строит отношения с семьей и друзьями.
💔 Эмпатия — это способность сочувствовать и сопереживать другому человеку. Элена Греко не обладает этой способностью, это показано во всех книгах. Но особенно явно это показано в третьей книге, когда у Греко разрушится семейная жизнь из-за того, что она не понимает своего мужа.
💓 Даром эмпатии обладают гении. В романе этот дар у Рафаэллы, она способна понять любого, а особенно свою подругу. Элена Греко ненавидит Лилу за это, но в то же время очень ценит.
🙈 Мы не видим и не слышим Рафаэллу. Повествовательная структура романов Ферранте устроена так, что читатель узнает обо всем со слов Элены Греко. Но ее оценки нельзя считать адекватными. Она не способна разобраться в собственных отношениях, понять мотивы действий своей гениальной подруги и оценить действия своих родных.
📖 Ферранте дает возможность высказываться человеку, который не понимает себя и других. Элена Греко практически слепа с психологической точки зрения. Она пытается в этом романе высказать себя. И это у нее то получается, то нет:
🗣 «Сильвия сказала, что я должна забрать дочерей, Мариароза возразила, что, пока моя жизнь не наладится, Деде и Эльзе лучше пожить у бабушки с дедушкой, а Франко, похвалив мой выдающийся ум, который он иронично назвал мужским, сказал, что я должна двигаться вперед, не обременяя себя женскими обязанностями. Потом я долго не могла заснуть. Что для моих дочерей хуже, а что лучше? Что хуже и что лучше для меня и совпадает ли первое со вторым? Той ночью Нино отступил на второй план, вытесненный Лилой. Она явилась одна, без поддержки в лице моей матери. Мне хотелось обложить ее последними словами и крикнуть ей: "Хватит меня критиковать, возьми на себя ответственность и скажи, что мне делать!" В конце концов я заснула. На следующий день я уехала в Геную и без всякой подготовки, при Гвидо и Аделе, объявила Деде и Эльзе: "Девочки, у меня сейчас много работы, через несколько дней мне снова придется уехать, потом еще раз и еще. Вы хотите ездить со мной или останетесь с бабушкой и дедушкой?»
Даже сегодня, когда я пишу эти строки, мне стыдно, что я задала им этот вопрос. Деде, а за ней и Эльза ответили: «Мы останемся с бабушкой и дедушкой. А ты приезжай, когда сможешь, и привози нам подарки».
🗣 «На время своих отлучек я оставляла девочек на золовку, но вскоре обнаружила, что большую часть времени ими занимается Франко.
Как-то вечером, когда Мариарозы не было дома, мой бывший пизанский любовник, кивнув на девочек, с криками носившихся по квартире, сказал мне серьезным и печальным голосом: "Подумать только, а ведь это могли быть наши дети". – "Могли, только были бы старше на пару лет", – согласилась я. Он опустил взгляд, уставившись на свои ботинки, а я смотрела на него и пыталась отыскать черты того богатого и увлеченного учебой студента, которого знала пятнадцать лет назад. Передо мной был он и в то же время не он».
👀 В отношениях с матерью Элена была особенно слепа. Материнскую любовь она принимала за равнодушие, боль — за придирчивость. С матерью Элена не виделась годами, а после ссоры из-за развода перестала с ней общаться свовсем. Сложности с матерью соединились в эпизоде со сложностями с Лилой. Ее заботу Греко снова принимает за соперничество:
🗣 «С виа Тассо наш квартал представлялся бесцветными каменными развалинами, едва различимыми у подножия Везувия. Мне хотелось, чтобы так оно и было: теперь, когда я стала другим человеком, мне верилось, что больше ему меня не засосать. Но и на сей раз моя решимость оказалась не такой твердой, как я воображала. Когда первая суета по обустройству квартиры осталась позади, я выдержала дня три, от силы четыре, а потом старательно нарядила девочек, сама оделась получше и объявила: "Пойдем навестим бабушку Иммаколату, дедушку Витторио и ваших дядей".
Мы вышли рано утром и сели в метро на пьяцца Амедео. Девочки были в восторге: ветер, поднятый поездом, трепал волосы, раздувал подолы платьев, перехватывал дыхание. Я не видела мать с того самого скандала во Флоренции. Я боялась, что она не захочет со мной разговаривать, и потому не звонила заранее и не предупреждала о нашем приходе. Признаться честно, была и еще одна причина, заставившая меня отправиться в родной квартал. Скажем так, я решила убить двух зайцев одним выстрелом. Квартал для меня был в первую очередь связан не с родней, а с Лилой. Все это время меня мучил вопрос, как теперь быть с ней, — за ответом на него я туда и поехала. Именно поэтому я так наряжала девочек и прихорашивалась сама — вдруг столкнемся с ней случайно на улице. Мне хотелось, чтобы она увидела: я прекрасно выгляжу, мои дочери не брошены, не страдают и всем довольны».
🗣 «Когда я поднималась по разбитым ступеням дома, в котором родилась, сердце у меня колотилось. Деде с Эльзой пришли в радостное возбуждение: им все это казалось настоящим приключением. Я выставила девочек вперед и позвонила в дверь. Послышалось шарканье хромых ног, и дверь открылась. Мать смотрела на нас вытаращив глаза, будто ей явились сразу три привидения. Я тоже впала в ступор: слишком велика была разница между ожиданием и реальностью. Мать очень изменилась. На какую-то долю секунды мне даже почудилось, что это не она, а ее кузина, которую я несколько раз видела в детстве, она была очень на нее похожа, только старше лет на шесть или семь. Мать еще больше исхудала, на лице выступили скулы, нос и уши как будто стали еще крупнее.
Я хотела ее обнять, но она увернулась. Отца не было дома, Пеппе и Джанни тоже. Узнать, где они, не представлялось возможным, поскольку за целый час мать не сказала мне ни слова. Зато с девочками была очень ласкова, нахваливала их, потом надела на обеих огромные фартуки, чтобы не запачкались, и повела делать сахарные леденцы. Я не знала, куда мне деться, а она делала вид, что меня нет. Я сказала девочкам, что сладостей на сегодня хватит, но Деде тут же нашлась:
— Бабушка, можно нам еще?
— Ешьте сколько хотите, — ответила мать, не глядя в мою сторону.
Та же история повторилась, когда мать разрешила внучкам пойти поиграть во дворе. Ни во Флоренции, ни в Генуе, ни в Милане я не отпускала их на улицу одних.
— Нет, девочки, во двор нельзя, — сказала я, — играйте здесь.
— Бабушка, можно нам во двор? — хором переспросили они.
— Я же сказала, что можно.
Мы остались одни.
— Я переехала. Живу на виа Тассо, — сказала я и поймала себя на мысли, что, как в детстве, боюсь ее.
— Хорошо.
— Три дня назад переехали.
— Хорошо.
— Я написала еще одну книгу.
— А мне-то что?
Я замолчала. Она с недовольным видом разрезала на две части лимон и отжала в стакан сок.
— Ты пьешь воду с лимоном? Заболела?
— Еще бы! Смотрю на тебя — и желудок аж скручивает.
Она налила воды в стакан, добавила щепотку соды и выпила залпом, шумно сглатывая.
— Ты плохо себя чувствуешь?
— Отлично».
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
6300₽ 3150₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день