angle-down facebook instagram vkontakte warning

«Неаполитанский квартет» Элены Ферранте

Тема гениальности в романе

Первый роман цикла называется «Моя гениальная подруга». И уже в этом романе Ферранте ставит главный вопрос: «Кто из героев действительно гениален?». И героини оценивают друг друга с точки зрения гениальности.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александра Котовская
Переводчик, филолог-литературовед, лауреат престижных премий в области литературы и просвещения, в том числе именных стипендий им. А. И. Солженицына и А. Вознесенского

🙌 Героини ответят на этот вопрос по-разному. В глазах Рафаэллы гениальна Элена: она смогла получить образование и вырваться за пределы своего квартала. С другой стороны, Ферранте ставит саму Греко в ситуацию, когда героиня постоянно осознает свою бездарность, и сравнивает себя с Рафаэллой Черулло.

🤸‍♂️ Все началось с соревнования в школе. Рафаэлла была во всем лучше: она знала языки, ей легко давались новые предметы, а Греко приходилось много учить, чтобы не отставать от подруги. Элена Греко чувствует себя проигравшей.

😍 Элена Греко считает гениальной Рафаэллу. Девушка продолжает усердно учиться, потому что хочет доказать Черулло, что и она чего-то стоит:

🗣 «С самого начала нашей дружбы сложилось так, что я все время ее догоняла; стоило мне остановиться хоть на минуту, и я рисковала отстать навсегда. Но и второй путь ничем не лучше: чем подробнее я буду описывать свою жизнь, тем вернее сыграю ей на руку. "Вот и правильно", — скажет она, — "кого может заинтересовать моя жизнь, если даже ты не находишь в ней ничего заслуживающего внимания. Что я такое? Помарка на странице! Разве мне место в твоей книге? Плюнь на меня, Лену. Про помарки романов не сочиняют"».

🗣 «Что же мне делать? В очередной раз признать ее правоту? Согласиться, что взросление — это в первую очередь умение уйти в тень, слиться с пейзажем до степени полной неразличимости? И честно сказать себе, что чем дольше мы знакомы, тем меньше я знаю Лилу?

Сегодня утром, преодолев скопившуюся усталость, я снова сяду за письменный стол. Именно теперь, когда я вплотную подошла к самому болезненному этапу нашей истории, мне очень важно соблюсти точный баланс между собой и Лилой; пусть он появится хотя бы на страницах моей рукописи, если в жизни мне так и не удалось отыскать его даже в себе...»

💔 В Черулло были влюблены все. Она умна, одарена и очень красива. Но девушка не пользовалась своей женской привлекательностью. У Греко постоянно возникала тема женской привлекательности: ей хотелось нравиться, быть приятной для всех, и для мужчин в этом квартале. Она постоянно соревновалась с Рафаэллой еще и в этом. Вот как со стороны оценивали Лилу уже взрослой:

🗣 «Красота, которая с детства была у Черулло в голове, не нашла приложения, Греко, и переместилась в лицо, грудь, бедра и жопу — в такие места, где она быстро проходит. Только что была — и вот ее уже нет».

🧠 Рафаэлла Черулло прекрасно осознает свои способности. Но при этом испытывает большую боль из-за того, что не смогла их реализовать и получить систематическое образование. Ее гениальность всегда подразумевается, как константа, которая по-разному оценивается разными людьми в различных обстоятельствах.

🗺 Ей пришлось пройти сложный путь. Она вышла замуж без любви за состоятельного человека. Ей хотелось красивой семейной жизни, как на картинке. Но он разорился, и Рафаэлла в нем разочаровалась. Позже она ушла от мужа.

🥓 Рафаэлла устраивается работает на колбасную фабрику. В этот момент девушка снова начинает общаться с другом детства Энцо, который в нее влюблен. Черулло заболевает и ей приходится уйти с колбасной фабрики.

😎 Девушка реализует себя в бизнесе. Она живет вместе со своим другом детства. Они начинают осваивать компьютер и проходят заочные курсы в Цюрихе. В итоге оба получают работу в IBM. Рафаэлла и ее друг становятся востребованными специалистами и получают большие деньги.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

📚 Проблема гениальности возникает в первой первой книге романа и будет разрешаться до последней. Для Ферранте важно показать, что ее повествователь Элена Греко не только не одарена, но и не гениальна.

💫 Ферранте рефлексирует о своих писательских способностях. Она как будто говорит читателю: «Гениальным может быть то, на что я смотрю, то, о чем я размышляю, но я не гений».

💡 В классических романах о гениях всегда есть гениальный герой. Он реализует себя чаще всего в искусстве, и на него смотрит какой-то сторонний наблюдатель. У Ферранте тема заявлена, но нельзя сказать, что Рафаэлла реализовала себя как гений.

🙅‍♀️ Лила не художник. Она не занимается искусством, живет обычной бытовой жизнью. Но Греко оценивает ее как гениальную подругу. И сама хочет стать гением, но ей не дано.

👀 Элена Греко не может полностью оценить достоинство и гениальность Рафаэллы Черулло. Чтобы видеть гения, нужно тоже обладать определенными способностями.

курс Level One
Открывая сказки

Курс из 8 лекций о любимых сказках: перечитаем Щелкунчика, Алису, Гарри Поттера, Хоббита и взглянем на знакомые истории с новой стороны. Изучим схему сказки и ее главные элементы: от обряда инициации до пути героя и волшебных даров. Поймем, как рассказывать истории, которые остаются у людей в сердцах, и даже создадим свою сказку в финале курса.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;