«Неаполитанский квартет» Элены Ферранте
Роман о писателе
Ферранте поднимает тему творца в своих романах. И делает это особым образом — давайте узнаем, каким.
📚 Главная героиня — писательница. Она заканчивает филологический факультет, но не остается преподавать в университете и начинает писать. Сначала Греко пишет небольшую повесть, посвященную своей юности. Она наивно излагает события собственной жизни, но заменяет имена героев.
📖 В повести она говорит откровенно. Первая книга Греко — это попытка избавиться от того драматичного опыта, который у нее был. И повесть приносит ей успех и известность. Они длятся недолго, но героиня этим очень гордится и дорожит.
📃 Вторая книга — это брошюра-эссе о правах женщин. Ее тоже все хвалят, но она мало вносит в интеллектуальную жизнь Италии.
👀 Элена Греко — героиня с неустоявшимся мировоззрением. Она не может определиться до конца, кто она и постоянно «мимикрирует под окружающую дейтсвительность». В родном квартале Элена может выругаться на диалекте, в профессорской среде говорит на литературном итальянском, а если она не знает предмета разговора, то помалкивает.
🧩 Элена постоянно подстраивается под интеллектуальную среду. Ей это выгодно, потому что это единственный для нее способ выжить. Она пытается сливаться с пейзажем, с этим общим контекстом. Героиня выходит замуж за филолога из приличной семьи. Она отказывается от своих коммунистических убеждений и пишет под влиянием свекрови эссе о правах женщин.
🎗 Ферранте отдает авторство Элене Греко. Героиня пишет сначала повесть, потом брошюру-эссе о правах женщин, дальше она пишет роман, который читатель сейчас читает. Героиня пишет роман Элены Ферранте внутри романа. У Греко будет написана еще одна книга — детектив по реальным событиям. Но она не будет иметь успеха.
📖 Роман о художнике (нем. «Künstlerroman») во многом продолжил традицию «романа воспитания», и служил для осознания художника и искусства.
📜 Истоки жанра в Средневековье. Первые черты романа о художнике можно проследить в «Тристане и Изольде», «Исповеди» Августина и «Истории моих бедствий» Абеляра. Окончательно он сформировался в 19 веке. Первым классическим романом о художнике принято считать «Годы учения Вильгельма Мейстера» Иоганна Гете.
Классификация романа о художнике 👇
✍️ По содержанию роман о художнике относят к разновидности романа воспитания. Немецкий историк и философ Вильгельм Дильтей выделили три типа романа воспитания, для каждого из которых ввел свой термин. Он делит роман воспитания на:
▫️ роман развитие,
▫️ роман образование или педагогический роман,
▫️ роман о художнике или о представителе искусства.
🎨 По методу изображения выделяют два типа романа о художнике: реалистически-объективный и романтический. В реалистически-объективном романе окружающий мир — это основа для творчества, художник стремится преобразить существующую реальность, сделать мир лучше. В романтическом романе художник не видит для себя возможности реализации в действительности, бежит от нее в идеальную придуманную страну, поэтический мир, где он может найти и воплотить себя.
🧩 В России роман о художнике сложился позже. Тексты, относящиеся к этой традиции, можно найти только в начале 20 века. К середине столетия появляются романы Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», Владимира Набокова «Дар» и Бориса Пастернака «Доктор Живаго» — все они становятся яркими романами о художнике в русской литературе.
🌾 К 20 веку в России появляется больше романов о творце. Авторы пишут тексты о художниках в широком смысле этого слова. Это «Пушкинский дом» Андрея Битова, произведения Владимира Маканина — «Андеграунд, или Герой нашего времени» и «Где небо сходилось с холмами», «Компромисс» Сергея Довлатова.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
📜 Как делают классики. В привычных текстах о художниках писатели обычно говорят о творцах, которые осознают себя через художественное признание. Они могут быть талантливы, как в «Моцарте и Сальери» у Александра Пушкина, или неталантливы, как герои «Чайки» Антона Чехова. Миры таких произведений строятся на теме искусства, отношений с искусством, теме дара и бездарности.
✍️ Тема писательства в романах Ферранте. Автор намекает на традицию романов о художниках: ее главная героиня — писательница, ее образ раскрывается с помощью произведений, которые она пишет и отношения к ним.
😉 Но дальше намека дело не идет. Элена Ферранте описывает писательскую судьбу Греко. Она заявляет тему судьбы художника, но раскрывает ее не совсем так, как это принято традиционно — не концентрирует внимание читателя только на этом.
📚 Роман написан Эленой Греко. Но она не осознает его, как большой литературный труд. Все предыдущие и последующие произведения Греко воспринимала как оформленное высказывание. Но роман о себе не казался ей таковым.
🙏 Роман как исповедь. Элена Греко описывает свою жизнь и размышления о своей гениальной подруге, чтобы освободиться от призраков, которые накопились в ее жизни. Для нее роман — это вид психотерапии, он помогает высказать мысли, которые ее донимают.
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
6300₽ 3150₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день