angle-down facebook instagram vkontakte warning

Георг Фридрих Гендель

Опера «Агриппина»

«Агриппина» — это опера-сериа, либретто к которой создал кардинал Винченцо Гримани. Узнаем, чем опера была нетипична для своего времени.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

👑 Опера «Агриппина» повествует о матери Нерона и о том, как она способствовала его восхождению на трон. Здесь снова неронианский сюжет: мы говорили об опере Генделя «Нерон», которая дошла до нас в виде либретто. Часть музыки оттуда, судя по всему, дошла до «Агриппины». Этот сюжет Генделю был хорошо знаком, но интересно не только это.

📜 Все использовали два исторических источника, чтобы написать либретто на похожий сюжет: «Анналы» или «Анналами» Тацита и «Жизнь Клавдия» авторства Светония. Кроме этого либреттисты ориентировались на уже созданные оперы. Здесь хотелось бы назвать оперу Генделя «Нерон», но скорее всего другие композиторы ее не заметили и даже могли не знать о ней. Но есть опера, которую невозможно опустить при разговоре о неронианских сюжетах, как невозможно рассказывать про теорию относительности, избегая труды Эйнштейна. Эта опера — «Коронация Поппеи» Клаудио Монтеверди.

🎭 Опера «Коронация Поппеи» Клаудио Монтеверди тоже была написана к Венецианскому карнавалу, но в 1642 году. Это была первая опера не на мифологический, а на исторический сюжет, что само по себе удивительно. Удивительны в ней еще две другие вещи.

🔹 Во-первых, для того времени опера была очень точна психологически — за некоторыми принятыми в то время оперными схемами вдруг проступает живое чувство. Эта опера не про богов, героев античных мифов, не про аллегории, а про исторических персонажей, которых знали и на которых проецировали свои ощущения мира и жизни.

🔸 Во-вторых, Монтеверди написал эту оперу уже в достаточно преклонном возрасте. Удивительно, что композитор смог в таком возрасте совершить величайший прорыв, который относится не только к его творчеству, но и к истории оперы вообще.

🆎 Для оперы эпохи барокко было важно хорошее либретто, а работа либреттиста в финансовом отношении ценилась гораздо выше, чем работа композитора. При этом опер на одно и то же либретто могло быть множество, и часто музыка менялась от сезона к сезону. Например, к сезону писали оперу, а в следующем на то же самое либретто звучала уже совершенно другая музыка — ее ценили не так высоко. Можно сказать, что в эпоху барокко были любимые композиторы, но точнее — что были излюбленные певцы и излюбленные сюжеты. Тогда не было золотого фонда музыки, а сам концепт восприятия искусства как чего-то высокого появился только в эпоху романтизма.

❤️ Бережное отношение к чувствам, которое у нас вызывает то или иное искусство — это порождение романтизма и культуры переслушивания. Это произошло отчасти из-за усложнения репертуара. С другой стороны, человечество создало совершенно другую философию, в которой была потребность иметь непреходящие ценности и вне поля религии. Так вне религии из высокого и вечного у человека осталось искусство. Это мы можем увидеть на примере культа Вагнера: секты, которая откололась от музыкального мейнстрима, а потом уже разрослась в целую мировую вагнерианскую религию. В 20 веке все это было развенчано, тональность разрушена и «романтический бог» низвергнут. Хотя и не совсем — большая часть сегодняшнего оперного и концертного репертуара родом из эпохи романтизма — так романтическое сознание все еще продолжает в нас работать.

⚜️ Либретто к «Агриппине» написал кардинал Винченцо Гримани, выходец из очень знатной венецианской семьи. У семьи Гримани даже был собственный оперный театр, который считался самым богатым театром Венеции — это театр Малибран, который в то время назывался Сан-Джованни Кризостомо. Кардинал питал большой интерес к искусству: тогда это было модно, для служителей церкви высокого ранга не считалось чем-то зазорным, а церковь и монастыри уже перестали быть интеллектуальными центрами.

🐉 Гримани был человеком макиавеллиевского склада, хитроумнейший политик, что отразилось в либретто. Дело в том, что тогда при Папском дворе было время интриг, Ватикан пытался удержать и увеличить свое влияние, в борьбе за испанское наследство Папа и Ватикан преимущественно поддерживали Францию и Испанию. А Гримани был противником тогдашнего Папы Иннокентия XI, поддерживал Габсбургов. Возможно, отчасти потому, что за Гримани стояла влиятельная семья и старый род. Но только отчасти. Для такого противостояния нужно иметь достаточно смелости и быть в целом личностью особого склада, какие и идут в большую политику. Как бы там ни было, сила личности Гримани отразилась в либретто: Папа Иннокентий XI выведен в роли Клавдия (а какой Клавдий, еще посмотрим), либретто практически лишено доброго юмора и наполнено разрушительными инстинктами, чувствами, и даже то хорошее, что там присутствует, оборачивается во зло.

🕳 Что еще в «Агриппине» необычно для оперы того времени? В ней нет моралите, нет победы сил добра и даже нет наказания преступников. Здесь можно вспомнить оперу Моцарта конца 18 века «Дон Жуан, или Наказанный развратник», где есть дань традиции. Когда в самом финале черти утаскивают Дон Жуана в ад, это впечатляет. Но еще больше впечатляет сцена перед этим, когда к Дон Жуану приходит Командор — тягостное, зловещее ощущение от визита Командора не может развеять даже приближающаяся преисподняя. В «Агриппине» же нет ничего похожего. С одной стороны, здесь есть жестокость, которая часто правит в мире. С другой же, Гримани и Гендель вплотную подбираются к тому, что в античной культуре называлось хюбрис или гибрис.

⬛️ Хюбрис — одно из самых страшных понятий, которые можно себе представить в античной культуре. Это человек, который или бросает вызов богам, или не принимает их волю, желая обожествить себя. И такое поведение не обязательно должно быть связано с властью. Например, современный философ Александр Гельевич Дугин, к которому можно относиться по-разному, в гостях у Солодникова в шоу «Ещенепознер» приводил наглядный пример хюбриса. Когда сражаются два человека, пока они в схватке — они равны, убийство полностью оправдано и предопределено богами. А вот дальше, когда уже убив противника, победитель не может остановиться и выходит за пределы законов, которые установлены богами или разумом, расправляется с семьей врага, сжигает его деревню, это — хюбрис. Когда гордыня застилает человеку глаза, он перестает воспринимать реальность и творит ужасные вещи. Так Агриппина ослеплена материнской любовью, что толкает ее на коварства. А по древнегреческим канонам это обязательно ведет к исчезновению удачи, к скорому и неизбежному возмездию. Поэтому ее сын Нерон так трагично окончил свою жизнь.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Познакомимся с либретто оперы «Агриппина», послушаем оперу и узнаем, какие постановки стоит посмотреть.

⚪️ Действие первое. Агриппина узнает, что ее муж, император Клавдий, утонул и решает короновать Нерона — своего сына от предыдущего брака. Она просит помощи у Палласа и Нарцисса и обещает каждому из них, что на самом деле будет править именно он. Но появляется слуга Клавдия и сообщает, что императора спас полководец Отон. Дальше приходит сам Отон и заявляет, что в знак благодарности Клавдий хочет сделать его своим наследником. Хотя на самом деле Отона трон не особо интересует — он влюблен в прекрасную Поппею. Агриппина идет к Поппее и говорит, что Отон согласился отказаться от ее любви в пользу Клавдия, который тоже ухаживал за Поппеей, взамен на трон. Агриппина советует Поппее сказать Клавдию, что Отон попросил ее отказать ему. Поппея так и делает, потому что расстроена из-за предательства любимого.

⚫️ Действие второе. Клавдий объявил Отона предателем, все отвернулись от него, а сам Отон ничего не понимает. Поппея начинает догадываться, что что-то не так, узнает от Отона правду и клянется отомстить Агриппине. Появляется Нерон и признается в любви Поппее. Паллас и Нарцисс понимают, что их использовали и больше не поддерживают Агриппину. Но она убеждает Клавдия, что Отон не оставил своего плана и просит передать трон Нерону.

🔴 Действие третье. Поппея убеждает Клавдия, что он все перепутал и что не Отон, а Нерон заставил ее отказать ему. Император в ярости на Нерона. Сам Нерон решает забыть Поппею и заняться политикой. Но Клавдий уже узнал от Палласа и Нарцисса о первоначальной затее Агриппины с коронацией сына и обвиняет ее в измене. Агриппина же уверяет его, что так она хотела сохранить трон для самого Клавдия. В конце концов, Клавдия отдает приказ, которым довольны все: Нерон становится его наследником, Отон женится на Поппее.

⭐️ В опере «Агриппина» нет смысла выделять конкретные арии: можно найти любую в любом исполнении. «Агриппина» — это произведение, которому нужно уделить время и посмотреть целиком через призму характеров, чтобы пережить те идеи, которые были заложены в текст либретто. Давайте послушаем.

Георг Фридрих Гендель. Опера «Агриппина».
Видеопример
Время просмотра: 3 часа

Георг Фридрих Гендель. Опера «Агриппина». Ария Non ho cor che per amarti
Видеопример
⏱ Время просмотра: 5 минут

→ Георг Фридрих Гендель. Опера «Агриппина». Ария L'alma mia frà le tempeste
Видеопример
⏱ Время просмотра: 3 минуты

→ Георг Фридрих Гендель. Опера «Агриппина». Ария Volo pronto e lieto il core
Видеопример
⏱ Время просмотра: 3 минуты

✏️ Также рекомендуем посмотреть самую последнюю постановку «Агриппины» Барри Коски в Ковент-Гардене; постановку Дэвида Маквикара в Метрополитен-опера и запись с дирижером Максимом Емельянычевым, оркестром Ill Pomo d'Oro и Джойс Дидонато.

Постановка «Агриппины» Барри Коски в Ковент-Гардене

Постановка «Агриппины» Дэвида Маквикара в Метрополитен-опера

Фото с конценрта с участием меццо-сопрано Джойс Дидонато и камерного оркестра Il Pomo d'Oro под управлением дирижера Максима Емельянычева

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;