Георг Фридрих Гендель
Опера «Альмира»
Первую оперу Гендель написал для Гамбургской оперы. В этой части обсудим, как создавалась опера, где впервые была поставлена и погрузимся в ее сюжет.
🔢 Опера «Альмира» или «Альмира, королева Кастильская» имеет каталожный номер 1 — оригинальное название выглядит как Almira, Königin von Castilien, HWV 1. Аббревиатура HWV расшифровывается как Händel-Werke-Verzeichnis («Каталог работ Генделя»). Это система нумерации всех известных произведений Генделя, которую составили в 1970–80-х годах — она считается наиболее полной. Похожий пример находим у Гайдна: при упоминании произведений будет стоять Hob. или H. и уже дальше номер, Hob. — это отсылка к каталогу Хобокена. Но номер в каталоге не указывает на порядок написания, а в случае с Генделем не означает, что опера «Альмира» была первым произведением композитора. Со старой музыкой есть проблема сохранности рукописей: далеко не все издавалось, далеко не все ценилось в ту эпоху. Композитор за жизнь мог написать 200 опер — закономерно, что к произведениям относились с меньшим пиететом.
⭐️ И тем не менее, «Альмира» — первая опера, которую написал Гендель, первое крупное его сочинение, которое, хотя и не полностью, но дошло до наших дней. Опера была написана в 1704 году, а впервые исполнена в 1705-м на сцене того самого оперного театра Генсемаркт в Гамбурге, где Гендель был скрипачом в оркестре и имел очень хорошие отношения с музыкальным руководителем театра — Райнхардом Кайзером, который и помог поставить оперу.
🇩🇪 Оперный театр Генсемаркт (Oper am Gänsemarkt) — был первым публичным оперным театром Германии. Здесь нужно сделать отступление, чтобы понять важность постановки «Альмиры». Изначально опера была искусством исключительно аристократичным. Как жанр зародилась в Италии в самом конце 16 века, публичной стала в Венеции в 1630-е годы — тогда был открыт первый общедоступный оперный театр. Процесс движения оперы к народным массам был неуклонным, но все же занял некоторое время. В Германии это время наступило в 1678 году, когда в Гамбурге был построен театр Генсемаркт.
👑 Между публичным оперным театром и оперным театром при дворе была качественная разница. Публичный театр был в большей степени открыт эксперименту, более того, этот эксперимент был ему необходим — иначе театр не смог бы постоянно увлекать публику чем-то новым и так обеспечивать свое существование. Придворная же опера всегда была вещью дотационной, она служила увеселением монарху, повышала престиж, а оркестру не грозил роспуск из-за того, что у нанимателя кончались средства.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Ситуация с постановкой оперы «Альмира» молодого Генделя уже говорит о том, насколько ярким был его талант. Клавирабенд Моцарта очень просто организовать — для этого нужен маленький Моцарт и клавесин. А вот поставить оперу не так просто.
👏 Постановка оперы и тогда, и сейчас — дело затратное: нужен оркестр, нужны декорации и певцы, нужно время на подготовку и изучение партий. Хотя в ту эпоху вся музыка была довольно типовой, в ней не было таких различий, какие есть сейчас. Например, сегодня мы один вечер мы играем Пёрселла, завтра Стравинского, а через вечер — Чайковского. Это совершенно разная музыка, между исполнением которой может быть непросто переключиться.
⛔️ «Альмира» — единственная опера Генделя без партии для кастрата, которые тогда царили в опере. Тогда в каждом театре, в каждой труппе была не только prima donna и primo tenoro, которые остались в театрах и сегодня, но были и primo uomo — т.е. «первый мужчина». Кастраты стоили дороже других артистов, стоимость постановки увеличивалась — вполне возможно, что для первого эксперимента Генделя таких трат не могли позволить, поэтому и отказались от партии кастрата.
👯 В опере «Альмира» есть текст на двух языках: итальянском и немецком. Это связано с тем, что тогда еще не родилась национальная опера и сам концепт национальной музыки. В «Альмире» речитатив и некоторые части арий звучат на немецком, другая же часть арий — на итальянском. Такое сочетание для театра тогда было традиционным, ни у кого не вызывало вопросов, хотя итальянский язык считался лучше приспособленным для пения. Сам Кайзер, который помог Генделю осуществить постановку оперы и давал ценные советы по поводу ее написания, был поклонником итальянской оперы. Обсуждения на эту тему ведутся до сих пор: есть некоторое недопонимание между горячими поклонниками итальянской оперы и фанатами немецкой оперы и камерной музыки.
🥁 Опера «Альмира» отнесена к жанру зингшпиль и подразумевает наличие разговорных диалогов. Только в опере их нет и, насколько известно, никогда не было. Но есть другие составляющие: и комедия, и драма, и балет, и театральное действо, и маскарад. А также «барочный» сюжет, в котором хитро сплетены любовные линии.
Сюжет оперы «Альмира» уже в самом начале выглядит чрезвычайно интересно — начинается опера со сцены коронации, хотя обычно коронация хороша для финала и ею завершается долгий путь героев к славе и успеху через трудности и интриги.
👸🏻 В древнем испанском городе Вальядолиде коронуют Альмиру, принцессу Кастильскую, которая унаследовала трон от своего отца. После коронации появляется опекун Альмиры — Консалво. Он сообщает молодой королеве, что почивший король, ее отец, высказал ему перед смертью свое желание: Альмира должна сочетаться браком с кем-то из дома Консалво. А единственный, кто это может быть, — сын Консалво, армейский офицер Осман. Он неплохой, но довольно бестолковый парень, к тому единственный сын Консалво — отец стремится всеми правдами и неправдами устроить жизнь сына.
💔 Альмире новость о последней воле отца радости не приносит, и дело не только в Османе — она влюблена в другого, в своего личного секретаря Фернандо, сироту с неясным происхождением. Проблема есть и с другой стороны: Осман не против стать королем, но влюблен не в Альмиру, а в принцессу Эдилию. Страсти накаляются к концу первого акта: в один из вечеров, когда весь двор собирается вместе на пиршестве, Альмире начинается казаться, что ее возлюбленный Фернандо флиртует с Эдилией, хотя он с ней просто галантен. Но внутри Альмиры все же зажигается ревность. В то же время Осман покидает пир и отправляется на другой праздник, чем и кончается первый акт.
🔥 Во втором акте действующих лиц и неразделенной любви становится еще больше. Оказывается, что в Османа, который любит принцессу Эдилию, влюблена принцесса Белланте. Но на пути Белланте стоит не только соперница, но и Консалво, отец Османа — он откровенно и настойчиво проявляет ей знаки внимания, чем Белланте недовольна. Сам Осман размышляет о своем жизненном пути, понимает, что несмотря на свою любовь к Эдилии, недурно все-таки было бы стать королем и решает, что все же нужно жениться на Альмире. Поэтому он просит Фернандо быть его представителем перед Альмирой: он знает, что у них близкие отношения, но не подозревает, насколько — любовь Альмиры для всех остается тайной.
👺 При дворе Альмиры появляется переодевшийся мавританским послом король Мавритании Раймондо. Он тоже пытается завоевать любовь и расположение Альмиры, но та отвечает холодно — она любит Фернандо и наконец решает ему открыться. Но ей мешает Осман: он уже осознает Фернандо как своего соперника и пытается его убить, но Альмира останавливает Османа. Здесь принцесса Эдилия узнает, что Осман хочет жениться на Альмире, хотя был влюблен в нее. Эдилия не понимает его желания, она не знает, что им движет стремление стать королем — и тоже начинает ревновать.
💌 Табарко, слуга Фернандо, читает письма всех героев, которые они писали друг другу — это очаровательная и очень смешная сцена. Табарко Генделя как персонаж очень интересно пересекается с моцартовским Лепорелло, слугой Дон-Жуана.
🎭 Третий акт начинается с маскарада, а заканчивает тройной свадьбой. Раймондо, мавританский король, здесь уже ясно виден как персонаж комический — он ухлестывает за принцессой Эдилией, забыв о королеве Альмире, к которой проявлял интерес во втором акте. Но Эдилия любит Османа, в него же влюблена и принцесса Белланте, которая тоже присутствует на маскараде. В разгар маскарада появляется Табарко, слуга Фернандо, и вручает Альмире прощальное письмо от своего хозяина и его фамильную реликвию — единственное, что у того осталось от семьи.
💍 Консалво узнает этот фамильный рубин и понимает, что Фернандо — его давным-давно пропавший сын. Все складывается в счастливый барочный конец: Альмира теперь может выйти замуж за любимого Фернандо и заодно выполнить предсмертное желание своего отца, принцесса Белланте выходит замуж за Османа, а Эдилия, в которую был влюблен Осман, в конце концов принимает предложение Раймондо — все празднуют.
⭐️ Опера была встречена с большим восторгом, а музыка из нее дальше долго существовала в том или ином виде. Доброй частью успеха стал сюжет: он весьма наивен, в других барочных операх можно найти параллели, но это не уменьшает его достоинств — в нем хорошо сочетаются комические и серьезные эпизоды, есть немного интриг, есть переодевания.
🎼 Вторая же часть успеха сложилась из музыки. Позже опера появилась в редакции Георга Филиппа Телемана, который ее усовершенствовал. Также есть удачнейшая фортепианная транскрипция в редакции Ференца Листа, которая сделала эту музыку знаменитой в 19 веке. Листовская транскрипция появилась как ответ на фортепианное переложение баховских хоралов, которое сделал Ферруччо Бузони. Таким образом имена Генделя и Баха снова оказались рядом. Опера «Альмира» была поставлена в Лейпциге по случаю празднования 300-летия со дня рождения Генделя.
💎 Генделю было всего 19, когда он написал «Альмиру», но он уже имел совершенно сложившийся и ограненный как бриллиант композиторский стиль, чувство пропорции и оркестровых тембров, дар писать для голоса и умение наделить каждого персонажа очень яркой индивидуальностью. Давайте послушаем оперу «Альмира».
→ Георг Фридрих Гендель. Опера «Альмира»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 3 часа 4 минуты
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день