angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн

Георг Фридрих Гендель

Опера «Альмира»

Первую оперу Гендель написал для Гамбургской оперы. В этой части обсудим, как создавалась опера, где впервые была поставлена и погрузимся в ее сюжет.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

🔢 Опера «Альмира» или «Альмира, королева Кастильская» имеет каталожный номер 1 — оригинальное название выглядит как Almira, Königin von Castilien, HWV 1. Аббревиатура HWV расшифровывается как Händel-Werke-Verzeichnis («Каталог работ Генделя»). Это система нумерации всех известных произведений Генделя, которую составили в 1970–80-х годах — она считается наиболее полной. Похожий пример находим у Гайдна: при упоминании произведений будет стоять Hob. или H. и уже дальше номер, Hob. — это отсылка к каталогу Хобокена. Но номер в каталоге не указывает на порядок написания, а в случае с Генделем не означает, что опера «Альмира» была первым произведением композитора. Со старой музыкой есть проблема сохранности рукописей: далеко не все издавалось, далеко не все ценилось в ту эпоху. Композитор за жизнь мог написать 200 опер — закономерно, что к произведениям относились с меньшим пиететом.

⭐️ И тем не менее, «Альмира» — первая опера, которую написал Гендель, первое крупное его сочинение, которое, хотя и не полностью, но дошло до наших дней. Опера была написана в 1704 году, а впервые исполнена в 1705-м на сцене того самого оперного театра Генсемаркт в Гамбурге, где Гендель был скрипачом в оркестре и имел очень хорошие отношения с музыкальным руководителем театра — Райнхардом Кайзером, который и помог поставить оперу.

🇩🇪 Оперный театр Генсемаркт (Oper am Gänsemarkt) — был первым публичным оперным театром Германии. Здесь нужно сделать отступление, чтобы понять важность постановки «Альмиры». Изначально опера была искусством исключительно аристократичным. Как жанр зародилась в Италии в самом конце 16 века, публичной стала в Венеции в 1630-е годы — тогда был открыт первый общедоступный оперный театр. Процесс движения оперы к народным массам был неуклонным, но все же занял некоторое время. В Германии это время наступило в 1678 году, когда в Гамбурге был построен театр Генсемаркт.

👑 Между публичным оперным театром и оперным театром при дворе была качественная разница. Публичный театр был в большей степени открыт эксперименту, более того, этот эксперимент был ему необходим — иначе театр не смог бы постоянно увлекать публику чем-то новым и так обеспечивать свое существование. Придворная же опера всегда была вещью дотационной, она служила увеселением монарху, повышала престиж, а оркестру не грозил роспуск из-за того, что у нанимателя кончались средства.

Гендель в 1710-х

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Ситуация с постановкой оперы «Альмира» молодого Генделя уже говорит о том, насколько ярким был его талант. Клавирабенд Моцарта очень просто организовать — для этого нужен маленький Моцарт и клавесин. А вот поставить оперу не так просто.

👏 Постановка оперы и тогда, и сейчас — дело затратное: нужен оркестр, нужны декорации и певцы, нужно время на подготовку и изучение партий. Хотя в ту эпоху вся музыка была довольно типовой, в ней не было таких различий, какие есть сейчас. Например, сегодня мы один вечер мы играем Пёрселла, завтра Стравинского, а через вечер — Чайковского. Это совершенно разная музыка, между исполнением которой может быть непросто переключиться.

⛔️ «Альмира» — единственная опера Генделя без партии для кастрата, которые тогда царили в опере. Тогда в каждом театре, в каждой труппе была не только prima donna и primo tenoro, которые остались в театрах и сегодня, но были и primo uomo — т.е. «первый мужчина». Кастраты стоили дороже других артистов, стоимость постановки увеличивалась — вполне возможно, что для первого эксперимента Генделя таких трат не могли позволить, поэтому и отказались от партии кастрата.

👯 В опере «Альмира» есть текст на двух языках: итальянском и немецком. Это связано с тем, что тогда еще не родилась национальная опера и сам концепт национальной музыки. В «Альмире» речитатив и некоторые части арий звучат на немецком, другая же часть арий — на итальянском. Такое сочетание для театра тогда было традиционным, ни у кого не вызывало вопросов, хотя итальянский язык считался лучше приспособленным для пения. Сам Кайзер, который помог Генделю осуществить постановку оперы и давал ценные советы по поводу ее написания, был поклонником итальянской оперы. Обсуждения на эту тему ведутся до сих пор: есть некоторое недопонимание между горячими поклонниками итальянской оперы и фанатами немецкой оперы и камерной музыки.

🥁 Опера «Альмира» отнесена к жанру зингшпиль и подразумевает наличие разговорных диалогов. Только в опере их нет и, насколько известно, никогда не было. Но есть другие составляющие: и комедия, и драма, и балет, и театральное действо, и маскарад. А также «барочный» сюжет, в котором хитро сплетены любовные линии.

Сюжет оперы «Альмира» уже в самом начале выглядит чрезвычайно интересно — начинается опера со сцены коронации, хотя обычно коронация хороша для финала и ею завершается долгий путь героев к славе и успеху через трудности и интриги.

👸🏻 В древнем испанском городе Вальядолиде коронуют Альмиру, принцессу Кастильскую, которая унаследовала трон от своего отца. После коронации появляется опекун Альмиры — Консалво. Он сообщает молодой королеве, что почивший король, ее отец, высказал ему перед смертью свое желание: Альмира должна сочетаться браком с кем-то из дома Консалво. А единственный, кто это может быть, — сын Консалво, армейский офицер Осман. Он неплохой, но довольно бестолковый парень, к тому единственный сын Консалво — отец стремится всеми правдами и неправдами устроить жизнь сына.

💔 Альмире новость о последней воле отца радости не приносит, и дело не только в Османе — она влюблена в другого, в своего личного секретаря Фернандо, сироту с неясным происхождением. Проблема есть и с другой стороны: Осман не против стать королем, но влюблен не в Альмиру, а в принцессу Эдилию. Страсти накаляются к концу первого акта: в один из вечеров, когда весь двор собирается вместе на пиршестве, Альмире начинается казаться, что ее возлюбленный Фернандо флиртует с Эдилией, хотя он с ней просто галантен. Но внутри Альмиры все же зажигается ревность. В то же время Осман покидает пир и отправляется на другой праздник, чем и кончается первый акт.

🔥 Во втором акте действующих лиц и неразделенной любви становится еще больше. Оказывается, что в Османа, который любит принцессу Эдилию, влюблена принцесса Белланте. Но на пути Белланте стоит не только соперница, но и Консалво, отец Османа — он откровенно и настойчиво проявляет ей знаки внимания, чем Белланте недовольна. Сам Осман размышляет о своем жизненном пути, понимает, что несмотря на свою любовь к Эдилии, недурно все-таки было бы стать королем и решает, что все же нужно жениться на Альмире. Поэтому он просит Фернандо быть его представителем перед Альмирой: он знает, что у них близкие отношения, но не подозревает, насколько — любовь Альмиры для всех остается тайной.

👺 При дворе Альмиры появляется переодевшийся мавританским послом король Мавритании Раймондо. Он тоже пытается завоевать любовь и расположение Альмиры, но та отвечает холодно — она любит Фернандо и наконец решает ему открыться. Но ей мешает Осман: он уже осознает Фернандо как своего соперника и пытается его убить, но Альмира останавливает Османа. Здесь принцесса Эдилия узнает, что Осман хочет жениться на Альмире, хотя был влюблен в нее. Эдилия не понимает его желания, она не знает, что им движет стремление стать королем — и тоже начинает ревновать.

💌 Табарко, слуга Фернандо, читает письма всех героев, которые они писали друг другу — это очаровательная и очень смешная сцена. Табарко Генделя как персонаж очень интересно пересекается с моцартовским Лепорелло, слугой Дон-Жуана.

Любовные взаимоотношения персонажей в схеме

🎭 Третий акт начинается с маскарада, а заканчивает тройной свадьбой. Раймондо, мавританский король, здесь уже ясно виден как персонаж комический — он ухлестывает за принцессой Эдилией, забыв о королеве Альмире, к которой проявлял интерес во втором акте. Но Эдилия любит Османа, в него же влюблена и принцесса Белланте, которая тоже присутствует на маскараде. В разгар маскарада появляется Табарко, слуга Фернандо, и вручает Альмире прощальное письмо от своего хозяина и его фамильную реликвию — единственное, что у того осталось от семьи.

💍 Консалво узнает этот фамильный рубин и понимает, что Фернандо — его давным-давно пропавший сын. Все складывается в счастливый барочный конец: Альмира теперь может выйти замуж за любимого Фернандо и заодно выполнить предсмертное желание своего отца, принцесса Белланте выходит замуж за Османа, а Эдилия, в которую был влюблен Осман, в конце концов принимает предложение Раймондо — все празднуют.

⭐️ Опера была встречена с большим восторгом, а музыка из нее дальше долго существовала в том или ином виде. Доброй частью успеха стал сюжет: он весьма наивен, в других барочных операх можно найти параллели, но это не уменьшает его достоинств — в нем хорошо сочетаются комические и серьезные эпизоды, есть немного интриг, есть переодевания.

🎼 Вторая же часть успеха сложилась из музыки. Позже опера появилась в редакции Георга Филиппа Телемана, который ее усовершенствовал. Также есть удачнейшая фортепианная транскрипция в редакции Ференца Листа, которая сделала эту музыку знаменитой в 19 веке. Листовская транскрипция появилась как ответ на фортепианное переложение баховских хоралов, которое сделал Ферруччо Бузони. Таким образом имена Генделя и Баха снова оказались рядом. Опера «Альмира» была поставлена в Лейпциге по случаю празднования 300-летия со дня рождения Генделя.

💎 Генделю было всего 19, когда он написал «Альмиру», но он уже имел совершенно сложившийся и ограненный как бриллиант композиторский стиль, чувство пропорции и оркестровых тембров, дар писать для голоса и умение наделить каждого персонажа очень яркой индивидуальностью. Давайте послушаем оперу «Альмира».

Георг Фридрих Гендель. Опера «Альмира»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 3 часа 4 минуты

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;