Георг Фридрих Гендель
«Чандос-антемы» и опера «Ацис и Галатея»
«Ацис и Галатея» — опера, никогда не покидавшая сценического репертуара. В этой части узнаем, почему, а также обсудим духовную музыку Генделя.
«Чандос-антемы» и «Ацис и Галатея» относятся к периоду 1715–1719 годов, когда Гендель был придворным композитором в Кэннонсе у Джеймса Бриджеса, первого герцога Чендосского. В 18 веке район Чандос был местностью за пределами Лондона, а теперь — его северо-западная окраина.
✝️ «Чандос-антемы» — это богослужебные гимны для англиканской церкви на английском языке. Расцвет антемов пришелся на 16–17 века, а в первой половине 18-го последние художественно значимые образцы антемов создал как раз Гендель. У него была своя система работы с текстом псалмов для антемов: он брал их не целиком, как делали раньше, а скрещивал и перемежал. Всего Гендель написал 12 антемов, хотя авторство последнего, двенадцатого, ставится под сомнение.
📆 Музыка «Чандос-антемов» стала неким наброском к более поздним ораториям Генделя. Позже он пробует свои силы в музыке совершенно различных жанров и настроений. По духу почти все антемы очень итальянские и демонстрируют удивительное разнообразие стилей и приемов, которыми уже тогда владел Гендель.
🛋 Прослушивание всех антемов займет немало времени, можно выбрать любой — каждый из них интересен.
→ Георг Фридрих Гендель. «Чандос-антемы»
Аудиопример
⏱ Время прослушивания: 1 час 15 минут
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Опера «Ацис и Галатея» — единственное произведение Генделя, которое никогда не выходило из репертуара. С момента написания оперы и далее примерно каждые пять лет ее исполняли где-нибудь в Европе.
⭐️ Опера «Ацис и Галатея» была написана и впервые исполнена в 1718 году. Либретто написал английский поэт и драматург Джон Гей, слава которого дошла до наших дней благодаря другому его произведению — «Опере нищих». Гендель написал «Ациса и Галатею» для постановки в поместье Кэннонс — богатые аристократические семьи тогда часто давали представления летом на открытом воздухе.
☀️ Представление «Ациса и Галатеи» имело успех, а дальше опера разошлась по полулюбительским театральным трупам — сам же Гендель больше не собирался ею заниматься. Но в 1731 году все же вернулся к ней: оперу поставили в Королевском театре Хеймаркет без участия композитора, а на следующий год Гендель сделал некоторую ревизию музыкального материала для итальянской труппы — ее снова поставили в Хеймаркете. Дальше оперу «Ацис и Галатея» продолжали ставить, а Гендель по ходу вносил в нее изменения. Поэтому то, что мы можем слышать сейчас, представляет собой некую устоявшуюся взвесь — опера нашла свою форму и с большим успехом исполняется.
💛 Сюжет оперы основан на мифе о сыне бога Фавна Ацисе и нимфы Галатеи. Первое действие проходит в Аркадии, где в счастье живут нимфы, а Галатея томится по любимому Ацису. Ацис ищет любимую Галатею по лесам и горам, но не может найти. Он просит горного бога Дэймона о помощи. Тот говорит, что любовь приносит только страдания. Ацис не слушает Дэймона и все же находит Галатею — все счастливы.
❤️ Во втором действии появляется влюбленный в Галатею циклоп Полифем и зовет ее в свой замок на скале, но та отказывается. Ацис ревнует, он готов бороться за честь Галатеи, но Полифем убивает Ациса, придавив его валунами. Галатея горюет, но потом использует свои магические силы и превращает Ациса в ручей. Ацис воскрес, и снова в Аркадии правит радость и счастье. Давайте послушаем оперу целиком и отдельно арию из нее.
→ Георг Фридрих Гендель. Опера «Ацис и Галатея»
Аудиопример
⏱ Время прослушивания: 1 час 33 минуты
→ Георг Фридрих Гендель. Опера «Ацис и Галатея». Ария Полифема O ruddier than the cherry
Аудиопример
⏱ Время прослушивания: 6 минут (08:00–13:54)
O ruddier than the cherry
O ruddier than the cherry,
O sweeter than the berry,
O nymph more bright than moonshine night,
Like kidlings blithe and merry!
Ripe as the melting cluster,
No lily has such lustre;
Yet hard to tame as raging flame,
And fierce as storms that bluster!
Ты вишенки краснее,
Ты ягодки вкуснее,
Луны светлей
Во тьме ночей.
Ягненка веселее.
Сочна, как вызревшая гроздь,
Ни у одной лилии нет такого блеска.
Опасна ты, как яростный огонь,
Свирепа, как бушующий шторм!
Теперь посмотрим, как много всего мы на самом деле не знаем об опере «Ацис и Галатея» и как много эти «незнания» рассказывают нам о музыкальном мире того времени.
🔮 Сейчас мы называем «Ациса и Галатею» оперой, но к какому конкретно жанру относилось это произведение в начале, мы не знаем. Тогда у жанров не было таких строгих границ, как сейчас. Была итальянская опера, была французская опера, была рождающаяся немецкая опера, которую называли зингшпиль и которая появилась по сути, как и вся немецкая музыка, из смеси музыки французской и итальянской. Сам Гендель в письмах называл это произведение «небольшая опера». А иногда «Ациса и Галатею» обозначали как пасторальную оперу. Можно представить, каким было это произведение по духу в целом, вспомнив пастораль «Искренность пастушки» из оперы Петра Ильича Чайковского «Пиковая Дама». Чайковский ориентировался на Моцарта, а Моцарт, конечно, был знаком с пасторальной оперой в целом и знал оперу Генделя «Ацис и Галатея», из которой, к слову, сделал аранжировку.
⛲️ Трудно сказать, как опера «Ацис и Галатея» была впервые исполнена и была ли она поставлена. Мы понимаем, что это была скорее всего опера-маска, принятый вид развлечения гостей в аристократических домах, который не предназначался для демонстрации широкой публике и уходил своими корнями в средневековый площадной театр. Известно, что в Кэннонсе тогда были красивые сады, богато украшенные по моде того времени фонтанами, которые тоже присутствовали в постановке. Но мы не знаем точно, была ли там постановка как таковая или это был просто концерт, или концерт, но в костюмах эпохи древней Греции.
📝 Точно неизвестно, что из музыки изначально входило в произведение «Ацис и Галатея». Большинство арий из всех переработанных Генделем версий оперы остались, но какие исполнялись в первый раз, мы не знаем. С музыкой Генделя, как и со всей музыкой 18 века, есть проблема — что из всего оставшегося музыкального массива стоит включать в произведение? А с композиторами 20 века все было наоборот — в случае их смерти приходилось оперы дописывать, как, например, за Пуччини дописали «Турандот».
🎶 Как именно звучала тогда музыка в опере «Ацис и Галатея», как исполнялись роли и как пели, мы тоже не знаем. Кроме описаний у нас ничего нет, а описания — достаточно туманны. Дело в том, что весь язык, которым мы сегодня описываем музыку, пришел уже позже из живописи и архитектуры. Например, понятие формы или кьяроскуро (светлый тембр или темный). Процесс перекачивания терминологии из одной области в другую происходил чуть позднее, а тогда описания музыки были больше направлены на те чувства, которые она вызывает. Например, поразила, понравилась или не понравилась, насколько убедительны были певцы, как они играли, каким образом исполняли трели и пассажи, какого актеры были темперамента. Эти описания могут быть своеобразными ключами к пониманию того, как именно следует исполнять эту оперу, если нам нужно приблизиться к первоначальному исполнению.
Мы точно знаем, что в первом исполнении оперы «Ацис и Галатея» участвовал один из великих кастратов начала 18 века — Сенезино, который много сотрудничал с Генделем.
💎 Сенезино обладал великолепным голосом. Его голос описывают как чистый, мощный контральтового тембра, с очень большой гибкостью и вкусом (скорее всего под вкусом понимали какую-то уместность).
🕳 При этом Сенезино был бездарным актером. По сохранившимся свидетельствам, у Сенезино полностью отсутствовали способности к актерской игре. Тогда под хорошей актерской игрой подразумевали не систему Станиславского, а схему знаков, которые принято использовать и интерпретировать совершенно однозначным образом. Актерское искусство в барочной опере состояло из умения чередовать жесты и позы — тогда был достаточно строгий код поведения артиста на сцене. Такая претензия говорит о том, что Сенезино хоть и был прекрасным певцом, но никак не мог усвоить эту систему.
🏮 Выглядел Сенезино комично — был огромного роста и очень тучным из-за гормональных нарушений, что было типично для кастратов. Сложно представить, как Сенезино поет партию героя-любовника Ациса. Но за вокальное искусство и удивительный голос кастратам прощали все: не только часто чудовищную внешность, но и капризы.
🦩 Редким исключением был кастрат Фаринелли — младший современник Сенезино, с которым он иногда выступал. Фаринелли до старости сохранил стройную фигуру и был не только хорош собой, но и прекрасным, умным музыкантом.
1–2 — Сенезино
3–4 — Фаринелли
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день