angle-down facebook instagram vkontakte warning

Георг Фридрих Гендель

Кончерти гросси и сюита «Музыка для королевского фейерверка»

В кончерти гросси Гендель много экспериментировал, а в сюите и правда можно услышать звуки фейерверков. В этой части разберем произведения и узнаем их судьбу.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

⭐️ Кончерто гроссо — это жанр барочной музыки и вид концерта, который подразумевает наличие «концертино» и «рипиено». Концертино (итал. concertino — «малый концерт») — небольшая группа инструментов, которая состоит из двух-трех скрипок и виолончели. Рипиено (итал. ripieno — «наполненный, набитый до отказа») или кончерто гроссо (итал. сoncerto grosso — «большой оркестр») — это оркестр. Эти две группы находятся в тесной взаимосвязи, но партия кончертино как правило гораздо более виртуозная, чем партия рипиено, и выходит на первый план.

🎻 Кончерто гроссо отличается от концерта для инструмента с оркестром. Главное отличие в том, что в концерте обычно главный инструмент один, а в кончерто гроссо их несколько. Интересный пример видим у Шостаковича: его первый концерт для фортепиано и трубы остается концертом, но смотрящим в сторону кончерто гроссо — главных инструментов в нем два.

🔳 Кончерти гросси делились на два жанра: кончерто да кьеза и кончерто да камера.

Кончерто да кьеза — это музыка, которая подразумевалась для исполнения в церкви (итал. chiesa — «церковь») и имела довольно устойчивую форму: в начале шла медленная интермедия, после было аллегро. Третья часть должна была быть медленной и выразительной, четвертая — быстрым финалом.

▫️ Кончерто да камера — для исполнения в свете, на камерных, буквально комнатных концертах (итал. camera — «комната»). Он представлял собой танцевальную сюиту с интермедией и несколькими различными танцами. Например, куранта, аллеманда и жига или куранта, сарабанда и жига.

Жанр кончерто гроссо дал Генделю возможность экспериментировать — он смог пробовать новое без страха провала.

🌖 Кончерти гросси, опус 6 — это 12 концертов, которые в HWV, «Каталоге работ Генделя», идут под номерами с 319-го по 330-й. Концертам достались именно эти номера, потому что каталог HWV составлялся не только исторически, но и тематически — все работы Генделя сгруппированы по темам. Например, номера с 1-го по 42-й — это оперы, следующая группа — музыка, которая была написана по определенному случаю и не могла быть систематизирована (несколько песен и музыка к спектаклю), дальше идут оратории. И к 319-му номеру начинаются кончерти гросси. Название опус 6 (Op. 6) дал издатель Джон Уолш при втором издании концертов.

🎪 Для Генделя кончерти гросси стали пространством для эксперимента. В них есть и французская увертюра, и арии, и трио-сонаты, и вариации, и многочисленные танцы. Концерты изначально предполагалось исполнять в перерывах между ораториями и одами — это было безопасным решением.

🔫 Писать экспериментальную музыку большого формата и тогда, и сейчас может быть довольно опасно — есть риск потерпеть очень заметный провал. Это произошло с нетипичной оперой «Ксеркс», в успехе которой Гендель был абсолютно уверен, а публика ее не приняла. К кончерти гросси не было таких больших требований и ожиданий, их было проще использовать для эксперимента, как почти любую малую форму.

🕰 Создание этих концертов заняло у Генделя много времени. Гендель писал быстро, но это относилось к музыке ему привычной. Здесь же нужно было очень подробно прорабатывать каждую деталь концерта, соизмерять, переделывать в случае, если задуманное не выходит гладко. Часть музыки была сочинена с нуля, часть Гендель заимствовал из своих ранних произведений, часть — у Доменико Скарлатти.

📆 Премьеры концертов прошли в разное время и сопровождали разные произведения. 10 концертов — с 1-го по 8-й, 10-й и 12-й — были впервые исполнены зимой 1739–40-х годов во время исполнения оратории «Праздник Александра» на день Святой Цецилии. Оставшиеся два концерта — 9-й и 11-й — были исполнены во время одного из представлений оратории «Радостный, Задумчивый и Умеренный». ("L'Allegro, il Penseroso ed il Moderato"). Давайте послушаем.

→ Георг Фридрих Гендель. Кончерти гросси, Опус 6
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 2 часа 37 минут

→ Георг Фридрих Гендель. Кончерто гроссо, Опус 6. № 12
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 12 минут

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

🛡 Сюиту «Музыка фейерверка» Гендель написал в 1749 году по заказу Георга II. Повод был важный — король планировал празднества по случаю завершения войны за австрийское наследство и подписания Ахенского мира.

🇬🇧 «Музыка фейерверка» стала впоследствии образцом английского вкуса в музыке. С одной стороны, это музыка страстная, с другой — холодноватая. С одной стороны, радостная, с другой — величественная.

🎇 Сказать, что первое представление было успешным — значит не сказать ничего. Весь Лондон застрял в пробках из экипажей. Из-за дождя часть фейерверков вовсе не загорелась, часть покалечила людей, часть подожгла деревянное здание. Но сама музыка Генделя была встречена с большим восторгом и сразу набрала популярность.

🎻 После премьеры Гендель заменил духовые партии струнными. Сейчас почти все версии «Музыки фейерверка» подразумевают наличие струнных, но так было не всегда. Поскольку празднование было военным, Джон Монтегю, который отвечал за фейерверки, настоял на том, чтобы Гендель убрал все скрипки и оставил только военные инструменты: духовые и ударные. Якобы это была просьба самого Георга II. Позже Гендель добавил струнные, отдав им некоторые партии духовых.

🎆 Удивительно, но в этой музыке действительно звучат взрывы фейерверков. Начинается сюита с французской увертюры, которая идет в темпе адажио. Структура здесь такая же, как у кончерто гроссо: адажио, аллегро, лентаменте (лат. lentamente — «медленно») и еще одно аллегро. За увертюрой следует барочный танец буре, дальше старинный итальянский танец сицилиана, потом аллегро и два менуэта.

🥒 Генделю было за шестьдесят, когда он написал эту музыку. В это сложно поверить, ведь в музыке столько прозрачной свежести. Как хорошо в ней видно, насколько сердце Генделя не растеряло пыла с течением лет. Давайте послушаем.

→ Георг Фридрих Гендель. «Музыка для королевского фейерверка»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 25 минут

Фейерверк на Темзе

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;