Георг Фридрих Гендель
Биография Генделя
Родившись в Германии, Гендель получил образование в Италии, а поселился в Англии, где и добился наибольшего успеха. В этой части поговорим о биографии композитора и музыкальном контексте, в котором он творил.
Приступим к биографии Генделя и начнем с любопытного сравнения.
✍️ В интеллигентской литературе часто были сравнения Генделя и Баха. Эти два композитора родились в одной стране — в Германии, и в один год — в 1685-м, только с разницей в месяц: Гендель родился 23 февраля, Бах — 21 марта. При жизни они никогда не встречались, хотя знали о существовании друг друга. Оба к старости ослепли, их лечил один и тот же врач — Джон Тейлор, который был шарлатаном. Таких пересечений в судьбах композиторов можно найти несколько, мы еще упомянем как минимум одно. Масштаб их фигур тоже сопоставим: если кого-то и можно поставить рядом с Бахом, так это Генделя.
👨⚕️ Георг Фридрих Гендель родился в семье доктора. Отцу Генделя было 63 года, когда родился будущий композитор — это был его второй брак. Про мать Генделя, Доротею, французский писатель Ромен Роллан рассказывает интересную историю, которая может пролить свет на личностные качества композитора. Его мать пережила эпидемию чумы: многие от нее бежали, но Доротея была здорова и осталась со своей семьей. Ее отец и брат болели чумой, от нее и умерли, но она до последнего отказывалась их оставлять. Это поступок героический и говорит о силе характера человека. Гендель этот характер унаследовал и имел возможность его проявить.
🎼 Отец Генделя, человек практического ума, понимал, что приближается к старости, поэтому решил подготовить юного Генделя к тому, что придется самостоятельно зарабатывать. Он хотел, чтобы мальчик получил престижную профессию юриста, хотя сам Гендель показывал большой интерес к музыке. Герцог Иоганн Адольф I, при дворе которого служил отец Генделя, посоветовал дать сыну шанс удовлетворить тягу к музыке.
🎹 В 10 лет Гендель начал заниматься у Фридриха Вильгельма Цахау, локально известного немецкого композитора. Он был известен в городе Халле, где Гендель родился и жил. Как это было принято, мальчик учился не только композиции, он овладел несколькими инструментами: совершенствовался в игре на органе, учился играть на скрипке и гобое. Цахау научил Генделя всему, что на тот момент было известно в Германии о музыке.
🎶 В 1696 году Гендель отправился в Берлин: ему было 11 лет, он выступал в качестве клавесиниста в высшем обществе. Мальчик произвел на всех огромное впечатление. Это был своеобразный эффект Моцарта, но менее известный. У Моцарта отец был музыкантом, он сумел дать таланту мальчика интересную огранку.
👑 Юного Генделя пригласил ко двору Фридрих I, будущий король Пруссии, который тогда был курфюрстом Бранденбургским. Услышав игру Генделя, он захотел, чтобы мальчик остался при его дворе, но сначала обучился. Он предложил отцу Генделя отправить сына в Италию на обучение, где была одна из мощнейших композиторских школ. Отец отказался, но вскоре умер — произошло это в начале 1696 года, когда Генделю было 12 лет.
🏠 После смерти отца Гендель остался жить в Халле и продолжил заниматься музыкой. По окончанию гимназии Гендель поступил на юридический факультет местного университета, но учеба не вызывала у него большого интереса. Он пробовал пойти по пути, предначертанному его отцом, но понял, что это ему не подходит.
Параллельно с учебой в университете Гендель работал: преподавал пение, служил органистом. В какой-то момент он понял, что в Халле места для его таланта недостаточно — чтобы развиваться как композитор, он должен путешествовать.
🌏 Тогда, в эпоху без интернета, путешествия были одним из способов познать жизнь и важной частью образования. В Российской империи для молодых дворян перед поступлением на государственную службу было принято некоторое время путешествовать по Европе. Эта традиция интересным образом сохранилась в западном мире: после школы принято брать промежуток длиною в год для того, чтобы попробовать взрослую жизнь на вкус. Например, Бенедикт Камбербэтч преподавал английский в Тибете.
🐎 В 1703 году Гендель едет в Гамбург — мощный культурный центр того времени и единственный город в Германии, где был немецкий оперный театр. Театр был хорошего уровня — его можно поставить в один ряд с театрами Италии. Гендель устраивается в оркестр второй скрипкой. Там он познает секреты музыкантского ремесла. Это очень широкое, многообразное и практически направленное образование, которого сейчас не хватает.
🤝 В Гамбурге Гендель знакомится с Иоганном Маттезоном и Райнхардом Кайзером. Иоганн Маттезон — крупнейший музыкальный теоретик и композитор. Он был старше Генделя на 4 года и тогда еще не успел стать крупнейшим теоретиком, но выступал в театре как певец и капельмейстер. Маттезон и Гендель имели живой интерес к музыке, и поэтому сблизились. Райнхард Кайзер был главным руководителем оркестра в театре. Сейчас он не очень известен как композитор, но для своего времени и для Гамбурга его имя было одним из известнейших. Давайте послушаем произведения этих композиторов.
→ Иоганн Маттезон. «Сюиты для клавесина»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 2 часа 51 минута
→ Райнхард Кайзер. «Chaconne en rondeau "Betrübter Geist"»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 6 минут
🗣 В Германии тогда были трения между сторонниками исполнения оперы на немецком языке и теми, кто был поклонником итальянской оперы. Итальянцы в опере были гораздо более совершенными, а главное — признанными. Кайзер был из тех, кто обожал итальянскую оперу, считал немецкий язык мало музыкальным. Гендель попал под его влияние в этом отношении.
🎼 Гендель с Маттезоном поехал в Любек, чтобы послушать игру органиста Дитриха Букстехуде. В Любеке тогда объявили конкурс на место органиста, оба музыканта не приняли участие в конкурсе, потому что Букстехуде поставил условие, что тот, кто заменит его, должен жениться на его дочери. В 1705 году Бах пришел пешком в Любек из Арнштадта, чтобы услышать игру Букстехуде — это еще одна параллель между Бахом и Генделем. Давайте тоже послушаем его игру.
→ Дитрих Букстехуде. «Пассакалья ре минор»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 6 минут
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день