angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн Кулинария

Георг Фридрих Гендель

Опера «Ксеркс»

«Ксеркс» — это опера-сериа в трех действиях, либретто которой создавалось на основе более ранних текстов. В этой части узнаем, почему эта опера Генделя не добилась успеха.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Действие оперы «Ксеркс» происходит в Персии в 480 году до нашей эры. Сюжет рассказывает сразу о нескольких любовных линиях. Попробуем в них разобраться.

❤️ Кто в кого влюблен. Царь Персии Ксеркс безответно любит Ромильду, дочь вассала Ариодата, хотя у него есть нареченная Амастра. Ромильда не любит Ксеркса, а любит его брата — Арсамена, а он любит ее. Сестра Ромильды Аталанта тоже любит Арсамена.

💌 Перехваченное любовное послание. Арсамен отправляет любовную записку Ромильде. Аталанта перехватывает ее и показывает Ксерксу. Он решает женить Арсамена на Аталанте. Ксеркс говорит Ариодату, что его дочь станет членом царской семьи.

🥊 Обман во время потасовки. Амастра затевает потасовку. В это время Арсамен находит Ромильду, и она прячет его от разгневанного брата — Ксеркса. Ромильда говорит царю Ксерксу, что выйдет за него замуж, если получит согласие отца.

🎪 Сила неправильно понятых слов. Ксеркс опять идет к Ариодату и просит руки Ромильды. Ариодат соглашается, потому что думает, что Ксеркс говорит о женитьбе Ромильды и Арсамена. Ромильда говорит Ксерксу, что соглашается на брак, чтобы спасти жизнь Арсамену.

🥁 Две свадьбы вместо одной. Арсамен и Ромильда приходят к Ариодату, который, якобы по приказу Ксеркса, их женит. Ксеркс узнает, что обманут, и хочет отомстить. Амастра в мужском костюме предлагает ему свои услуги. Но Ксеркс узнает Амастру, ее роль в этой истории и в итоге предлагает ей руку и корону.

Титульная страница оперы «Ксеркс»

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

«Ксеркс» — последняя опера Георга Фридриха Генделя. Она была написана в 1738 году и успеха совершенно не имела. Но критиковали не саму музыку, а структуру оперы и либретто, которое тогда ценилось куда больше музыки.

📜 История либретто оперы уходит корнями в середину 17 века. Венецианец Франческо Кавалли в 1654 году написал оперу «Ксеркс» на либретто графа Николо Минато. Через 40 лет оно было переработано Сильвано Стампильей и легло в основу одноименной оперы Джованни Бонончини.

🍔 Гендель взял оба либретто и добавил кое-что еще. Гендель в опере «Ксеркс» использовал сразу два либретто — и Николо Минато, и Сильвано Стампильеи. В итоге либретто оперы представляло собой интересную смесь первого и второго с добавлением того, что в Англии называлось «балладной оперой». Само качество текста было очевидно средним, но это еще полбеды.

⬛️ Опера «Ксеркс» называлась оперой сериа, но весьма отличалась от ее канона. Чтобы понять, чем именно, разберемся, что собой представляла опера сериа. «Серьезная опера» (ит. seria — серьезная) появилась в Неаполе в конце 17 века и расцвела в веке 18-м. У итальянской оперы сериа были поклонники по всему миру — это был один из главных итальянских продуктов на экспорт и один из наиболее популярных оперных жанров.

Что для нее характерно 🔻

▪️ Обязательный героико-мифологический сюжет с неким моралите в музыке выражался чередованием речитативов и трехчастный арий. В речитативах двигалось вперед действие, в ариях разворачивалось чувство. В ариях первая и последняя части повторялись, во втором повторе было принято обращаться к импровизациям, а средняя часть отличалась от остальных по настроению и колориту.

▪️ Постановки опер сериа были наполнены чудесной сценической машинерией, иногда на сцене появлялась даже настоящая вода. Хотя к концу существования жанра мир устал и от кастратов, и от их пышных одеяний и бесконечной вокальной эквилибристики, в конце 1730-х годов именно это было верхом оперной моды.

⬜️ На противоположном полюсе находилась опера буффа, которая выросла из интермедий к опере сериа — комических сценок, разыгрывавшихся между актами. В них широко использовались разговорные диалоги, народная музыка, популярные песни: «низкий» комический жанр — в отличие от возвышенной оперы сериа — это дозволял. Очаровательные и часто небольшие произведения заняли нишу, в которую опера сериа не могла вместиться.

🔲 Сочетать их вместе возможно было именно так: серьезное представление разряжается не связанными с основным сюжетом интермедиями. Казалось, что по-другому никак — не взбалтывать и не смешивать.

В природе Генделя было совмещать одно с другим: немецкую традицию с итальянской, итальянскую оперу с английским языком. В опере «Ксеркс» Гендель попытался объединить то, что объединить едва ли было возможно.

🔄 В «Ксерксе» Гендель предпринял попытку совместить высокое серьезное и низкое комическое, ориентируясь отчасти на венецианскую оперную школу (представителем которой был Кавалли), отчасти на то специфически английское, что существовало тогда на оперной сцене. Немец Иоганн Пепуш, с которым Гендель сосуществовал в Кэннонсе, в 1827 году написал «Оперу нищих» на либретто Джона Гея. Ее жанр «балладной оперы» был тесно связан с оперой-буффа.

⛔️ Попытка эта не нашла понимания. Все ждали бесконечных арий da capo, формы A-B-A, речитативов строгого соблюдения и чередования аффектов. Вместо этого публике предстало нечто на ее взгляд невнятное: странные одночастные арии, исчезнувшие в них речитативы, не просто комедия, а иногда площадное по сути шутовство. Сейчас это вполне можно было бы назвать кэмпом 18 века: скорее не по смыслу, а по реакции публики — такой же, какой она была и в отношении кэмпа века 20-го.

🕳 Провалившаяся опера исчезла из репертуара на двести лет. Но оказалось, что она проложила новые пути, и к этим идеям обратились уже к концу 1700-х. Мы можем увидеть схожие мотивы в эпоху классицизма у Моцарта и в некоторой степени у Гайдна. Давайте послушаем.

→ Георг Фридрих Гендель. Опера «Ксеркс»
Видеопример
⏱ Время просмотра: 2 часа 36 минут

→ Георг Фридрих Гендель. Опера «Ксеркс». Первая ария Ксеркса Ombra mai fu
Видеопример
⏱ Время просмотра: 2 минуты

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;