Георг Фридрих Гендель
Опера «Ксеркс»
«Ксеркс» — это опера-сериа в трех действиях, либретто которой создавалось на основе более ранних текстов. В этой части узнаем, почему эта опера Генделя не добилась успеха.
Действие оперы «Ксеркс» происходит в Персии в 480 году до нашей эры. Сюжет рассказывает сразу о нескольких любовных линиях. Попробуем в них разобраться.
❤️ Кто в кого влюблен. Царь Персии Ксеркс безответно любит Ромильду, дочь вассала Ариодата, хотя у него есть нареченная Амастра. Ромильда не любит Ксеркса, а любит его брата — Арсамена, а он любит ее. Сестра Ромильды Аталанта тоже любит Арсамена.
💌 Перехваченное любовное послание. Арсамен отправляет любовную записку Ромильде. Аталанта перехватывает ее и показывает Ксерксу. Он решает женить Арсамена на Аталанте. Ксеркс говорит Ариодату, что его дочь станет членом царской семьи.
🥊 Обман во время потасовки. Амастра затевает потасовку. В это время Арсамен находит Ромильду, и она прячет его от разгневанного брата — Ксеркса. Ромильда говорит царю Ксерксу, что выйдет за него замуж, если получит согласие отца.
🎪 Сила неправильно понятых слов. Ксеркс опять идет к Ариодату и просит руки Ромильды. Ариодат соглашается, потому что думает, что Ксеркс говорит о женитьбе Ромильды и Арсамена. Ромильда говорит Ксерксу, что соглашается на брак, чтобы спасти жизнь Арсамену.
🥁 Две свадьбы вместо одной. Арсамен и Ромильда приходят к Ариодату, который, якобы по приказу Ксеркса, их женит. Ксеркс узнает, что обманут, и хочет отомстить. Амастра в мужском костюме предлагает ему свои услуги. Но Ксеркс узнает Амастру, ее роль в этой истории и в итоге предлагает ей руку и корону.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
«Ксеркс» — последняя опера Георга Фридриха Генделя. Она была написана в 1738 году и успеха совершенно не имела. Но критиковали не саму музыку, а структуру оперы и либретто, которое тогда ценилось куда больше музыки.
📜 История либретто оперы уходит корнями в середину 17 века. Венецианец Франческо Кавалли в 1654 году написал оперу «Ксеркс» на либретто графа Николо Минато. Через 40 лет оно было переработано Сильвано Стампильей и легло в основу одноименной оперы Джованни Бонончини.
🍔 Гендель взял оба либретто и добавил кое-что еще. Гендель в опере «Ксеркс» использовал сразу два либретто — и Николо Минато, и Сильвано Стампильеи. В итоге либретто оперы представляло собой интересную смесь первого и второго с добавлением того, что в Англии называлось «балладной оперой». Само качество текста было очевидно средним, но это еще полбеды.
⬛️ Опера «Ксеркс» называлась оперой сериа, но весьма отличалась от ее канона. Чтобы понять, чем именно, разберемся, что собой представляла опера сериа. «Серьезная опера» (ит. seria — серьезная) появилась в Неаполе в конце 17 века и расцвела в веке 18-м. У итальянской оперы сериа были поклонники по всему миру — это был один из главных итальянских продуктов на экспорт и один из наиболее популярных оперных жанров.
Что для нее характерно 🔻
▪️ Обязательный героико-мифологический сюжет с неким моралите в музыке выражался чередованием речитативов и трехчастный арий. В речитативах двигалось вперед действие, в ариях разворачивалось чувство. В ариях первая и последняя части повторялись, во втором повторе было принято обращаться к импровизациям, а средняя часть отличалась от остальных по настроению и колориту.
▪️ Постановки опер сериа были наполнены чудесной сценической машинерией, иногда на сцене появлялась даже настоящая вода. Хотя к концу существования жанра мир устал и от кастратов, и от их пышных одеяний и бесконечной вокальной эквилибристики, в конце 1730-х годов именно это было верхом оперной моды.
⬜️ На противоположном полюсе находилась опера буффа, которая выросла из интермедий к опере сериа — комических сценок, разыгрывавшихся между актами. В них широко использовались разговорные диалоги, народная музыка, популярные песни: «низкий» комический жанр — в отличие от возвышенной оперы сериа — это дозволял. Очаровательные и часто небольшие произведения заняли нишу, в которую опера сериа не могла вместиться.
🔲 Сочетать их вместе возможно было именно так: серьезное представление разряжается не связанными с основным сюжетом интермедиями. Казалось, что по-другому никак — не взбалтывать и не смешивать.
В природе Генделя было совмещать одно с другим: немецкую традицию с итальянской, итальянскую оперу с английским языком. В опере «Ксеркс» Гендель попытался объединить то, что объединить едва ли было возможно.
🔄 В «Ксерксе» Гендель предпринял попытку совместить высокое серьезное и низкое комическое, ориентируясь отчасти на венецианскую оперную школу (представителем которой был Кавалли), отчасти на то специфически английское, что существовало тогда на оперной сцене. Немец Иоганн Пепуш, с которым Гендель сосуществовал в Кэннонсе, в 1827 году написал «Оперу нищих» на либретто Джона Гея. Ее жанр «балладной оперы» был тесно связан с оперой-буффа.
⛔️ Попытка эта не нашла понимания. Все ждали бесконечных арий da capo, формы A-B-A, речитативов строгого соблюдения и чередования аффектов. Вместо этого публике предстало нечто на ее взгляд невнятное: странные одночастные арии, исчезнувшие в них речитативы, не просто комедия, а иногда площадное по сути шутовство. Сейчас это вполне можно было бы назвать кэмпом 18 века: скорее не по смыслу, а по реакции публики — такой же, какой она была и в отношении кэмпа века 20-го.
🕳 Провалившаяся опера исчезла из репертуара на двести лет. Но оказалось, что она проложила новые пути, и к этим идеям обратились уже к концу 1700-х. Мы можем увидеть схожие мотивы в эпоху классицизма у Моцарта и в некоторой степени у Гайдна. Давайте послушаем.
→ Георг Фридрих Гендель. Опера «Ксеркс»
Видеопример
⏱ Время просмотра: 2 часа 36 минут
→ Георг Фридрих Гендель. Опера «Ксеркс». Первая ария Ксеркса Ombra mai fu
Видеопример
⏱ Время просмотра: 2 минуты
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день