angle-down facebook instagram vkontakte warning

Георг Фридрих Гендель

Оратория «Мессия»

Ораторию «Мессия» композитор написал очень быстро — за 24 дня. Узнаем, почему этим был недоволен либреттист, и что означает аббревиатура SDG на партитуре.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

📜 История написания. Гендель написал ораторию «Мессия» в 1742 году всего за три недели и три дня: при желании в этом можно увидеть религиозный символ — возраст Христа. Гендель работает быстро, потому что привык так работать, и потому, что снова использует свою более раннюю удачную музыку. Скоростью работы был недоволен либреттист — он обвинял Генделя в халтуре.

🍾 Премьера в Дублине. Первое исполнение «Мессии» состоялось не в Лондоне, где проходили большинство премьер Генделя, а в Дублине, куда Гендель приехал по приглашению лорда Уильяма Кавендиша, наместника короля в Ирландии. Первые концерты его музыки, которые состоялись в концертном зале на Фишембл стрит, были встречены с большой приязнью. В том же зале был исполнен и «Мессия» в рамках благотворительного концерта.

🧨 Страсти после премьеры. Ораторию пристало бы исполнить в церкви, но слишком много вопросов вызывало название, которое казалось слишком наглым и вызывающим. Кем возомнил себя Гендель, чтобы писать ораторию с таким названием? Назвал бы еще — Бог! Но постепенно страсти улеглись, и мир оценил красоту этой удивительной музыки. Гендель руководил всем исполнением, сидя за клавесином. Дирижировал, как тогда было принято, первый скрипач — давний друг и коллега Генделя Мэтью Дьюборг, с которым композитор работал с конца 1710-х годов, когда только обосновался в Лондоне.

🔠 Либретто. Сюжет оратории «Мессия» основан на библейских текстах, переведенных на английский язык. Литературным источником послужила Библия короля Якова (1611) и Псалтирь в переводе Ковердейла (1539) — это был первый полный перевод Писания на английский язык. В оратории Гендель провел смысловую и композиционную редактуру. Он не ставил себе невыполнимой задачи «вместить все», как пробовал сделать Шостакович с «Игроками» Гоголя: в 45 минут музыки поместилась только первая глава, поэтому затею пришлось оставить. Либретто составил английский либреттист, друг Генделя и весьма богатый землевладелец Чарльз Дженненс.

🍢 Форма. Гендель большую часть жизни писал оперную музыку: фокус его внимания был именно на оперной музыке, рука была набита, была привычка писать в определенной манере и с определенной структурой. Поэтому в оратории «Месиия» три части, как и в опере — по своей форме она действительно напоминает оперу-сериа. Но тем не менее в ней нет и не предполагается как таковой игры: солисты просто поют и никого не изображают, нет костюмов, грима и накладных бород. Это музыка для мысли и духа.

🎶 Музыка и вариации. Предполагается, что оратория на библейский текст может исполняться как богослужебная музыка в любой церкви: например, на пасхальной неделе. Поэтому оратория «Мессия» была написана для скромного состава и имеет несколько вариаций, ни одну из которых нельзя считать полностью аутентичной — можно брать любую. Музыка Генделя сделана так, что в любой инструментовке не теряет своего очарования: ее можно исполнять и с большим хором, и с более скромным, с оркестром и без него.

Слава «Мессии» началась уже после смерти Генделя, а при при его жизни оратория успела обрасти легендами. Давайте узнаем, какими, и послушаем ораторию.

💛 Гендель был уверен в своей музыке. Либреттист Чарльз Дженненс был очень недоволен тем, что Гендель написал музыку к оратории так быстро. Он считал работу композитора халтурой, убеждал Генделя местами улучшить музыку, а тот отказывался — из-за этого отношения между ними стали натянутыми. Дело было не в упрямстве или «звездной болезни» Генделя — просто он хорошо понимал, что, как и зачем пишет. Об этом говорит сохранившаяся партитура — в ней, конечно, есть помарки, зачеркнутые такты и пропуски, но их относительно немного.

🌤 Открывшиеся небеса. Уверенность Генделя в той музыке, которую он создал для «Мессии», подтверждает любопытная легенда. Якобы, когда Гендель писал хор Hallelujah (Аллилуйя), которым завершается вторая часть оратории, ему открылись небеса. Легко верится, что эта музыка была написана в порыве божественного вдохновения — она действительно очень возвышенная и одухотворенная.

🔐 Аббревиатура SDG. Еще одним подтверждением того, что музыка оратории «Мессия» имела для Генделя особое «божественное» значение, стало то, что в конце партитуры композитор написал аббревиатуру SDG. Она расшифровывается как “soli Deo gloria” и c латыни переводится как «одному Богу слава» или «только Богу слава». Это последняя из пяти основ протестантского богословия.

🕊 Пять основ. К пяти основам или пяти «только» относятся: ”solus Christus” — «только Христос», ”sola fide” — «только верой», ”sola Scriptura” — «только Писанием», ”sola gratia” — «только благодатью», “soli Deo gloria” — «только Богу слава». В то время это была принятая отметка в религиозной протестантской музыке, хотя использовалась и позже. Например, SDG можно найти у католика Шопена.

🔝 Традиция вставать. Еще одна легенда связана с «Мессией» рассказывает о том, что во время исполнения Hallelujah в Ковент-Гардене король Великобритании Георг II не смог сдержать своего восторга: музыка и пение заставили монарха подняться. А когда король стоял, никто другой не мог сидеть — встал весь зал. Было ли так на самом деле, мы точно не знаем, но традиция осталась надолго. Существует ли она до сих пор, можно проверить лично. А пока послушаем музыку в записи.

→ Георг Фридрих Гендель. Оратория «Мессия». Hallelujah
Видеопример
⏱ Время просмотра: 4 минуты

→ Георг Фридрих Гендель. Оратория «Мессия»
Видеопример
⏱ Время просмотра: 10 минут

курс Level One
Как устроена музыка

Курс из 5 лекций, который поможет взглянуть на музыку с научной точки зрения. Дадим ответы на «простые вопросы»: как устроены ноты, аккорды и тональности и почему одна музыка нам нравится, а другая — вызывает дискомфорт. А заодно поймем, что общего у Пифагора, Баха и Моргенштерна, и какой будет музыка будущего.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;