Георг Фридрих Гендель
Сюита «Музыка на воде»
«Музыка на воде» — это три оркестровые сюиты, которые исполняли во время прогулки короля Георга I по Темзе. Узнаем, как они создавались.
🎶 «Музыка на воде» — это первое в нашем разговоре про Генделя произведение, где не участвуют голоса. До этого мы говорили о Генделе как об оперном композиторе и смогли в полной мере насладиться его умением фактурно лепить персонажей и писать для голоса. А вот инструментовке и обращению с оркестром мы пристального внимания не уделяли, отчасти потому, что в генделевских операх у оркестра поддерживающая роль, а главный акцент — на голос.
🌊 «Музыка на воде» — это три сюиты, объединенные под общим названием. Когда они был написаны, нам достоверно неизвестно: самое точное, что можем сказать о времени их написания — это период между 1715-м и 1717-м годом. Также мы не знаем точно, в какой последовательности сюиты изначально исполнялись. Вполне возможно, что точного порядка и не было. Сейчас же порядок сюит, в которых «Музыка на воде» публикуется, выстроен преимущественно по логике.
🤴🏻 «Музыка на воде» сопровождала прогулки по Темзе короля Георга I. Принц Георг Людвиг Ганноверский, при дворе которого работал Гендель, в 1714 году стал королем Великобритании. К тому времени свободолюбивый нрав Генделя королю поднадоел и, судя по всему, эти сюиты композитор написал как бы в извинение и доказательство своей преданности.
🛶 «Музыка на воде» исполнялась прямо на Темзе, и музыканты, как и король, тоже располагались в лодках. Поэтому и появилось предположение, что тихие и громкие части сюит исполнялись в прямой зависимости от удаленности кораблика с музыкантами от кораблика короля: тихие играли, когда музыканты были близко, громкие — когда музыканты от короля были далеко. И сама музыка, действительно, получилась очень водная, волнующая. Но сферу чувств мы подробно описывать не будем — у каждого она своя. Мы используем эту музыку как повод для разговора о том, что же такое сюита.
Прогулки британской королевской семьи по Темзе
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
«Музыка на воде» Генделя — хороший повод поговорить о сюите как о жанре. Узнаем о нем подробнее и послушаем само произведение.
📜 Сюита — это старый жанр, который относится к 16 веку. Он доминировал в оркестровой музыке до 18 века, а дальше стал уступать симфонии, сонате, концерту. Сюита состоит из нескольких произведений в разных танцевальных ритмах. Изначально в сюиты собиралась музыка для исполнения на балах. Музыка шла в той последовательности, в который ее в то время было принято на балах играть: вначале аллеманда, потом куранта и сарабанда, последней была жига. Но этот порядок не был абсолютным правилом, скорее — широко распространенной практикой.
🆎 Если сам термин «сюита» развернуть и посмотреть на него чуть шире, то откроем несколько значений.
➰ Сюиты = барокко. Сюиты — это произведения эпохи барокко или произведение, которое намекает на эпоху барокко. Пример видим у австрийско-американского композитора Арнольда Шёнберга в сюите для фортепиано, написанной в 1920-е.
➰ Сюиты = объединение. Сюита — это несколько произведений, которые могут быть объединены темой как музыкальной, так и напрямую не относящейся к музыке. Возможно, это будет романтическая сюита, например, сюита «Карелия» Яна Сибелиуса — она тематически объединена темой Карелии. Или набор самых ярких номеров из большого произведения (оперы или балета), сюита может быть даже составлена из музыки к фильму.
➰ Сюиты = вариации. У сюит есть разновидность — партиты. Это вариации на одну и ту же тему, которые объединяют вместе.
🇫🇷 В истории музыки сложилось несколько национальных сюит и национальных увертюр. Например, первую из «водных» сюит Генделя открывает французская увертюра, у которой есть две характеристики. Во-первых, она двухчастная: быстрая часть чередуется с медленной. Второй характерный признак — ритм представляет собой последовательность из, допустим, четверти с точкой и одной восьмой. Словами это можно записать так: па-а-ам-пам, па-а-ам-пам.
🧘🏻♂️ «Музыка на воде» — это шаг на пути к поиску формы, который делает вся европейская музыкальная культура. Поиск этот — полусознательно — ведет и Гендель. Его опера 1715 года «Амадис Галльский» рассыпалась и ярко продемонстрировала то, что найденный Генделем через широкую практику метод написания опер достаточно ограничен — стоит написать музыку чуть сложнее, чуть необычнее по языку, и тут же структура оперы начинает быть шаткой. Гендель ищет новые пути, оставляет оперный жанр на несколько лет и уходит в несколько иную сторону. Иногда при невозможности решить трудную задачу полезным бывает переключиться на нечто иное, а потом вернуться к ней с новыми силами. Как это произошло у Генделя мы расскажем завтра. А пока давайте послушаем сюиту «Музыка на воде» и попробуем представить себе берега Темзы.
→ Георг Фридрих Гендель. Сюита «Музыка на воде»
Аудиопример
⏱ Время прослушивания: 1 час
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день