angle-down facebook instagram vkontakte warning

Георг Фридрих Гендель

Опера «Нерон» и оратория «Триумф Времени и Разочарования»

Второй опере Генделя, «Нерону», не удалось добиться того же успеха, что и «Альмире». А известная оратория композитора изначально задумывалась как опера.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Оперу «Нерон» Гендель написал сразу после «Альмиры». Но такого же успеха вторая опера не имела: прошла всего три раза и сохранилась только в либретто.

👏 После колоссального успеха оперы «Альмира», руководство театра практически сразу заказало Генделю новую оперу. Гендель пишет быстро — опера была готова практически через полтора месяца после премьеры «Альмиры». Как это и было принято у барочных опер, у новой работы Генделя было краткое и развернутое название — «Любовь, приобретенная кровью и злодейством, или Нерон» или просто «Нерон». Любопытно, что римский император Нерон как герой оперы впервые появился у Клаудио Монтеверди в опере «Коронация Поппеи», написанной в 1642 году, и с тех пор стал частым гостем оперных подмостков. Это ли не ирония судьбы для императора, который сам любил играть в театре?

🇩🇪 Либретто «Нерона» было написано полностью на немецком языке, хотя его качество оставляло желать лучшего. Либретист Фридрих Кристиан Фесткинг взял за основу сюжет «Коронации Поппеи» Монтеверди, а также основывался на работах античных историков. Но проблема в том, что он сделал либретто слишком сложным, а сюжет разветвленным, и сам с этой сложностью не справился. Отчасти поэтому опера «Нерон» не смогла повторить успех «Альмиры» — прошла всего три раза и больше никогда и нигде не ставилась.

🕳 Партитура Нерона не сохранилась: единственный оставшийся манускрипт хранился в частной библиотеке, но в 19 веке был продан и следы его потерялись. Хотя до нас не дошла музыка «Нерона», части партий из этой оперы скорее всего попали в более поздние генделевские «Агриппину» и в начало оперы «Родриго» — о них мы еще поговорим позднее.

Титульная страница оперы «Нерон»

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Теперь перейдем к оратории «Триумф Времени и Разочарования», узнаем историю ее создания и почему оратория не смогла стать оперой.

🇮🇹 В 1706 году Гендель уезжает в Италию по приглашению Медичи — мы до конца не знаем, какой именно из братьев его приглашает. Возможно, это был Джан Гастоне Медичи, с которым Гендель встречался в Гамбурге несколькими годами ранее. Или же Фердинандо Медичи, что более вероятно, поскольку он был большим любителем музыки и сам прекрасно играл на клавире. От кого бы ни исходила инициатива, страсть к итальянской музыке, привитая Генделю Кайзером, получила дальнейшее и вполне логичное развитие в этой поездке. В середине 1700-х Гамбургский оперный театр переживал финансовый кризис, и новые постановки было делать трудно. Поездка в Италию дала Генделю возможность работать и развиваться, к чему он страстно стремился. К тому же это было очень почетно.

🍋 Путешествия по Италии никогда не ограничивались одним городом — слишком много там красоты. После Флоренции, где жили Медичи, Гендель в 1707 году посещает Венецию. Там он знакомится с Доменико Скарлатти, третьим великим композитором, который, как Гендель и Бах, родился в 1685 году. Гендель и Скарлатти соревнуются друг с другом в игре на органе и клавесине. Как это могло выглядеть, можно представить по сцене из фильма, посвященного биографии Генделя. Уже пожилой Гендель вспоминает свои юные годы, в том числе «музыкальную дуэль». Ориентир: Гендель в этой сцене — герой с усами. Давайте посмотрим.

→ Сцена из фильма God Rot Tunbridge Wells!, 1985
Видеопример
⏱ Время просмотра: 4 минуты

✝️ Дальше Гендель отправляется в Рим и привлекает внимание высшего общества игрой на органе в Церкви Иоанна Крестителя на Латеранском холме. Гендель превосходно играл на органе и клавесине, больше того — обладал способностью к импровизации. Импровизация была делом совершенно обычным, но у Генделя ее качество было высочайшее даже по тем временам.

🔞 Римский высший свет, познакомившись с Генделем, заказывает ему оперу. Узнав что он, кто он и что сочинил, логично заxказать Генделю произведение того жанра, в котором композитор преуспел больше всего, а именно — оперу. Но возникает проблема: в Риме и Папской области опера была под запретом как вид искусства, который взывает к низменной, чувственной природе человека, уводит его от бога, толкает к разврату и разложению.

🕊 Самым близким к опере жанром тогда была оратория. В те времена оратория уже не обязательно должна была быть написана на религиозный сюжет, а вполне могла опираться на философскую тему, хотя чаще всего была смешанной. В сознании людей того времени религия была преломлена через философию неоплатонизма, а аллегоричность персонажей оратории пришла из эпохи античности.

Собор Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме или Базилика Сан-Джованни-ин-Латерано (Basilica di San Giovanni in Laterano), Рим

Гендель дважды редактировал ораторию «Триумф Времени и Разочарования»: сначала через 30 лет после написания, а потом еще через 20. Попробуем понять, что заставило композитора это делать, обсудим сюжет и послушаем ораторию.

🔡 Либретто «Триумф Времени и Разочарования» (Il trionfo del Tempo e del Disinganno) написал кардинал Бенедетто Памфили. Он происходил из весьма знатной семьи, был племянником Папы, очень одаренным человеком — не только большого ума, но и большого вкуса. Прекрасный поэт, умелый либреттист и покровитель искусств, хранитель Папской библиотеки — эта должность очень шла его интеллектуальности. У Генделя с кардиналом Памфили установились дружеские отношения, после которых осталась трогательная переписка. Блеск ума Памфили слышится в его текстах — у нас будет возможность это оценить и вчитаться в довольно глубокий и серьезный текст благодаря русским субтитрам.

🎭 В оратории четыре персонажа: Красота, Наслаждение, Разум и Время. Партия для мужского голоса всего одна — это партия Времени. Все остальные отданы голосам женским: Красота — сопрано, Наслаждение — меццо-сопрано, Разум — контральто или просто низкое меццо темного тембра. Но в реалиях Рима начала 18-го века все женские партии исполнялись кастратами, поскольку женщины тогда на сцене не пели.

🎶 Сюжет оратории прост, прекрасен и немного печален, как сама жизнь. Красота смотрится в зеркало и внимает речам Наслаждения, которое сулит ей всяческие удовольствия и говорит о том, что они будут длится вечно. Но появляется неумолимое Время, против которого Наслаждение бессильно что-то противопоставить. Печальный Разум наставляет Красоту на истинный путь — она выбирает двигаться к богу от мирских удовольствий, которые однажды закончатся.

🅰️ Здесь самое время обратить внимание на слово «разочарование» в названии оратории. Если не придавать большого значения его смыслу, то название звучит немного мистически-декадентски, что впрочем так и есть — жизнь полна разочарований. Но в данном случае это слово использовано в прямом смысле — «раз-очарование», то есть выход из-под чар, снятие чар, которые наводит та же молодость, а снимает жизненный опыт — мы видим все таким, каким оно и есть.

🍢 У оратории есть три редакции по смыслу, и это уточнение принципиально важно. Мы говорили, что несколько редакций было и у оперы «Альмира», но если Телеман оперу усовершенствовал, сделал более сценической, местами отшлифовал своим опытом гениальность молодого Генделя, то свою ораторию Гендель меняет именно по смыслу. Здесь нужно сделать отступление и объяснить, почему это важно. У композиторов эпохи барокко отношение к музыке было противоположным тому, которое мы встречаем в эпоху романтизма. У барочных произведений счет шел «на килограммы нот», существовала огромная легкость в отношении к музыке, писали одну оперу, а к следующему сезону еще две. А вот Шопен некоторые свои произведения писал и переписывал всю жизнь, они были для него своего рода тайным дневником, публиковать при жизни он их не хотел. Так и для Генделя эта оратория была чем-то дорога.

🖤 Через 30 лет после написания, уже в 1737 году Гендель возвращается к оратории: немного ее переписывает и дает ей другое название — «Триумф Времени и Правды» (Il Trionfo del Tempo e della Verita). Третья редакция появляется еще через 20 лет, в 1757 году — к тому времени Гендель уже ослеп, ему помогают его ученики. Это была самая серьезная переработка: оратория была полностью переведена на английский, в ней более ярко и отчетливо проявилось великое эпическое чувство. Конечно, в 22 и в 72 года по-разному смотришь и на красоту, и на время, и на разочарование. Такие моменты всегда очень интересны и позволяют приоткрыть дверь в тайный мир души художника. Давайте послушаем ораторию.

Георг Фридрих Гендель. Оратория «Триумф Времени и Разочарования»
Видеопример
⏱ Время просмотра: 2 часа 34 минуты

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;