angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн

Георг Фридрих Гендель

Оратория «Праздник Александра»

Гендель написал ораторию «Праздник Александра» в 1736 году. В это время в жизни композитора произошел поворотный момент — от сочинения опер он обратился к сочинению ораторий.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Поговорим, почему Гендель решил обратиться к созданию ораторий.
🕰 К середине 1730-х годов оперный стиль Генделя начинает казаться несколько старомодным, а постановка самих опер дорожает. Оперы Генделя уже не имели такого бурного успеха, как в первой четверти века. Также они стали требовать больших затрат на постановку, костюмы, декорации. Как итог — оперы начали приносить все меньше и меньше дохода.

🧭 Гендель пробует исправить ситуацию, но в итоге отказывается от опер полностью. Он заменяет дорогостоящих итальянских артистов английскими, но это не дает достаточного эффекта. Он экспериментирует и ищет способы снизить стоимость оперы, но в результате целиком посвящает себя сочинению ораторий.

💡 Когда именно Гендель принял это решение, нам неизвестно. Но мы знаем, что сильное влияние на Генделя оказал успех оратории «Праздник Александра». Последнюю свою оперу Гендель пишет в 1738 году — ею стала опера «Ксеркс».

Оратория — это жанр, который в определенное время стал противопоставляться опере. Очень схожие музыкально, оратория и опера все же отличались друг от друга. Узнаем, чем именно, и разберем в качестве примера несколько уже знакомых нам произведений Генделя.

📖 Оратория и опера изначально отличались темами сюжетов, но позже разница стала не такой четкой. У оперы сюжет был светский (мифологический, исторический), а у оратории — исключительно религиозный, основанный на Священном Писании. Но уже во времена Генделя это четкое разделение стало исчезать. Вспомним, к примеру, ораторию «Триумф Времени и Разочарования» — в ней нет ничего религиозного: сюжет хотя и имеет связь с историей христианской святой Марии Магдалины, но связь эта аллегорическая.

🎭 Выбор сценического решения тоже не может быть четким критерием. Изначально опера была именно театральным представлением, а оратория просто исполнялась в формате концерта, но позже оратории также стали ставить в театре. В то же время опера «Ацис и Галатея» в первом своем варианте вполне могла быть тем, что сейчас принято называть «концертное исполнение в костюмах».

🎹 Разделяет оперу и ораторию скорее наличие морали и церковных традиций. Оратория всегда подразумевает обращение к чему-то высокому, имеет четкую, конкретную мораль, которую не всегда можно найти в опере: допустим, в «Агриппине» ее нет. Второй момент — в эстетическом отношении оратория ориентируется на традиции церковной музыки больше, чем опера.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Теперь узнаем, как сам Гендель определял жанр «Праздника Александра», что необычного в сюжете этой оратории и послушаем само произведение.

©️ «Праздник Александра» сам Гендель называл «одой». Литературным источником для произведения стала ода «Праздник Александра, или Сила музыки», написанная в 1697 году английским поэтом и драматургом Джоном Драйденом (1631–1700). Святая Цецилия считалась покровительницей мусических искусств. По просьбе своих друзей-музыкантов Драйден написал произведение, которое воспевало удивительную силу музыки. А либретто принадлежит авторству кардинала Ньюберга Гамильтона.

🔀 Хотя сюжет взят античный, сплетение в оде античности и христианства не вызывало вопросов после нескольких веков неоплатонизма. В итоге и «Праздник Александра», и «Ода Святой Цецилии», и отсылки к античности стали некой сценой, площадкой для проявления того, за что мы любим музыку и восхищаемся ей.

🍷 Сюжет. «Праздник Александра» рассказывает о празднестве, которое устроил Александр Македонский. Он победил царя Ксеркса и завоевал город Персеполис. Афинская гетера Таис убеждает Александра сжечь персидскую столицу — она хочет отомстить Ксерксу за родные Афины, которые он когда-то разрушил. На празднике присутствует греческий певец и музыкант Тимофей, он воспевает любовь и вызывает призраки погибших воинов. В финале видим переход от античности к христианству и противопоставление Тимофея и Святой Цецилии: если Тимофей силой своего искусства возносит смертных к небесам, то Цецилия дарит земле неслыханные прежде божественные напевы ангелов.

🎶 Музыка. Вместо античной флейты здесь появляется столь же античная лира — в музыке разлита витальность античных пиров. А четырехголосная вокальная фуга в финале, где каждый из голосов исполняет свой текст, выглядит реверансом античной же любви к логике и сложным, но стройным интеллектуальным конструкциям.

🇬🇧 Язык. Английский язык считается менее музыкальным, чем итальянский: в нем нет солнечной открытости, блеска, он более строг, округл. Но при той чуткости к звуку, которая была у Генделя, язык становится неважен — из любого можно создать целостную эстетику, будь то английский, урду или древнегреческий. Что и получилось у Генедля.

👏 Премьера оратории состоялась в Королевском театре Ковент-Гарден, собрала полный зал и после нескольких представлений исполнялась почти каждый год не только в Англии, но и в Германии. Оратория «Праздник Александра» стала одним из известнейших произведений Генделя в этом жанре. Давайте послушаем.

Георг Фридрих Гендель. Оратория «Праздник Александра»
Видеопример
⏱ Время просмотра: 1 час 22 минуты

Королевский театр Ковент-Гарден

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;