Георг Фридрих Гендель
Оратория «Праздник Александра»
Гендель написал ораторию «Праздник Александра» в 1736 году. В это время в жизни композитора произошел поворотный момент — от сочинения опер он обратился к сочинению ораторий.
Поговорим, почему Гендель решил обратиться к созданию ораторий.
🕰 К середине 1730-х годов оперный стиль Генделя начинает казаться несколько старомодным, а постановка самих опер дорожает. Оперы Генделя уже не имели такого бурного успеха, как в первой четверти века. Также они стали требовать больших затрат на постановку, костюмы, декорации. Как итог — оперы начали приносить все меньше и меньше дохода.
🧭 Гендель пробует исправить ситуацию, но в итоге отказывается от опер полностью. Он заменяет дорогостоящих итальянских артистов английскими, но это не дает достаточного эффекта. Он экспериментирует и ищет способы снизить стоимость оперы, но в результате целиком посвящает себя сочинению ораторий.
💡 Когда именно Гендель принял это решение, нам неизвестно. Но мы знаем, что сильное влияние на Генделя оказал успех оратории «Праздник Александра». Последнюю свою оперу Гендель пишет в 1738 году — ею стала опера «Ксеркс».
Оратория — это жанр, который в определенное время стал противопоставляться опере. Очень схожие музыкально, оратория и опера все же отличались друг от друга. Узнаем, чем именно, и разберем в качестве примера несколько уже знакомых нам произведений Генделя.
📖 Оратория и опера изначально отличались темами сюжетов, но позже разница стала не такой четкой. У оперы сюжет был светский (мифологический, исторический), а у оратории — исключительно религиозный, основанный на Священном Писании. Но уже во времена Генделя это четкое разделение стало исчезать. Вспомним, к примеру, ораторию «Триумф Времени и Разочарования» — в ней нет ничего религиозного: сюжет хотя и имеет связь с историей христианской святой Марии Магдалины, но связь эта аллегорическая.
🎭 Выбор сценического решения тоже не может быть четким критерием. Изначально опера была именно театральным представлением, а оратория просто исполнялась в формате концерта, но позже оратории также стали ставить в театре. В то же время опера «Ацис и Галатея» в первом своем варианте вполне могла быть тем, что сейчас принято называть «концертное исполнение в костюмах».
🎹 Разделяет оперу и ораторию скорее наличие морали и церковных традиций. Оратория всегда подразумевает обращение к чему-то высокому, имеет четкую, конкретную мораль, которую не всегда можно найти в опере: допустим, в «Агриппине» ее нет. Второй момент — в эстетическом отношении оратория ориентируется на традиции церковной музыки больше, чем опера.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Теперь узнаем, как сам Гендель определял жанр «Праздника Александра», что необычного в сюжете этой оратории и послушаем само произведение.
©️ «Праздник Александра» сам Гендель называл «одой». Литературным источником для произведения стала ода «Праздник Александра, или Сила музыки», написанная в 1697 году английским поэтом и драматургом Джоном Драйденом (1631–1700). Святая Цецилия считалась покровительницей мусических искусств. По просьбе своих друзей-музыкантов Драйден написал произведение, которое воспевало удивительную силу музыки. А либретто принадлежит авторству кардинала Ньюберга Гамильтона.
🔀 Хотя сюжет взят античный, сплетение в оде античности и христианства не вызывало вопросов после нескольких веков неоплатонизма. В итоге и «Праздник Александра», и «Ода Святой Цецилии», и отсылки к античности стали некой сценой, площадкой для проявления того, за что мы любим музыку и восхищаемся ей.
🍷 Сюжет. «Праздник Александра» рассказывает о празднестве, которое устроил Александр Македонский. Он победил царя Ксеркса и завоевал город Персеполис. Афинская гетера Таис убеждает Александра сжечь персидскую столицу — она хочет отомстить Ксерксу за родные Афины, которые он когда-то разрушил. На празднике присутствует греческий певец и музыкант Тимофей, он воспевает любовь и вызывает призраки погибших воинов. В финале видим переход от античности к христианству и противопоставление Тимофея и Святой Цецилии: если Тимофей силой своего искусства возносит смертных к небесам, то Цецилия дарит земле неслыханные прежде божественные напевы ангелов.
🎶 Музыка. Вместо античной флейты здесь появляется столь же античная лира — в музыке разлита витальность античных пиров. А четырехголосная вокальная фуга в финале, где каждый из голосов исполняет свой текст, выглядит реверансом античной же любви к логике и сложным, но стройным интеллектуальным конструкциям.
🇬🇧 Язык. Английский язык считается менее музыкальным, чем итальянский: в нем нет солнечной открытости, блеска, он более строг, округл. Но при той чуткости к звуку, которая была у Генделя, язык становится неважен — из любого можно создать целостную эстетику, будь то английский, урду или древнегреческий. Что и получилось у Генедля.
👏 Премьера оратории состоялась в Королевском театре Ковент-Гарден, собрала полный зал и после нескольких представлений исполнялась почти каждый год не только в Англии, но и в Германии. Оратория «Праздник Александра» стала одним из известнейших произведений Генделя в этом жанре. Давайте послушаем.
→ Георг Фридрих Гендель. Оратория «Праздник Александра»
Видеопример
⏱ Время просмотра: 1 час 22 минуты
Королевский театр Ковент-Гарден
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день