Георг Фридрих Гендель
Опера «Ринальдо»
Успех итальянских опер Генделя привлек внимания директора лондонского театра «Хеймаркет». В этой части узнаем, как композитор работал над новой оперой.
🇬🇧 Летом 1710 года Гендель из Италии приезжает в Ганновер, а уже в конце года отправляется в Лондон. Скорее всего, композитор поехал туда не по своей инициативе, а по приглашению кого-то из лондонской аристократии. В Лондоне Гендель принимает приглашение принца Георга Людвига Ганноверского, будущего короля Великобритании Георга I, стать придворным капельмейстером. Георг Ганноверский долгое время имел достаточно скверную репутацию: его считали необразованным, и якобы он даже не знал английского языка. Скорее всего, это было не так, а слухи появились из-за того, что он не имел большого таланта и склонности к государственным делам, интересовался искусством, наукой. При его дворе работал сам Готфрид Вильгельм Лейбниц, немецкий философ, логик, математик, дипломат. Гендель в новой должности получил достаточно много свободы, которую не сравнить с той, какую, например, имел Гайдн.
🔒 Тогда в Лондоне ситуация с оперой была довольно печальной — последние 15 лет ею особо никто не занимался. Дело в том, что в 1695 году в очень молодом возрасте и, скорее всего, по глупой случайности заболел и оставил этот мир великий Генри Пёрселл, английский композитор, крупнейший представитель раннего английского барокко. Поэтому к 1710 году английская опера была в упадке: в Лондоне крупных оперных композиторов не было, а на лондонской сцене шли в основном разнообразные пастиши — попурри из итальянский опер, пародии, написанные в итальянском стиле. Попытки создания национальной оперы были, но задвигались в сторону — английская опера была примерно в том же положении, что и русская опера во времена соперничества итальянских и русских оперных трупп, когда поклонники итальянской оперы считали русскую музыку второсортной, угловатой, хотя часто беда была в том, что ее просто дурно исполняли. Как бы там ни было, в Лондоне итальянская опера совершенно точно была популярной.
🕊 Музыку Генделя в Лондоне тогда особо не знали, но слава Генделя летела вперед. Тогда звукозаписи не было, поэтому познакомиться с произведением композитора можно было только в оперном театре, пока оно ставится. Гендель был известен своей итальянской оперой «Агриппина», а руководителю Королевского театра в Хеймаркете Аарону Хиллу пришла в голову мысль заказать первую полноценную итальянскую оперу, которая была бы написана специально для Лондона и исполнена на высоком уровне труппой итальянских певцов. Хотя деталей о том, как именно Гендель получил этот заказ, мы, к сожалению, не знаем.
Обсудим либретто оперы «Ринальдо» и узнаем, как она создавалась и почему после большого успеха «Ринальдо» на Генделя обрушилась критика.
☝️ Либретто для оперы «Ринальдо» писал итальянец Джакомо Росси по заказу, в котором было немало условий. Аарон Хилл, руководитель Королевского театра в Хеймаркете, написал достаточно подробный сценарий, а Росси должен был сделать поэтический текст. Хилл также сам выбрал произведение — рыцарскую поэму о первом Крестовом походе «Освобожденный Иерусалим» поэта 16 века Торквато Тассо. Либреттист Джакомо Росси очень жаловался на работу с Генделем — он сочинил «Ринальдо» всего за две недели. Композитор сам по себе работал быстро, а также использовал много музыки, которую написал прежде. Об этом мы еще поговорим подробнее.
🤏 От оригинала «Освобожденного Иерусалима» осталось довольно мало, и во многом из-за Хилла, а не Росси. Например, Хилл придумал новую героиню Альмирену, которой нет у Тассо, проредил отношения между Ринальдо и Армидой, добавил в сюжет новые детали. Все это было сделано для того, чтобы удовлетворить вкусы английской публики, с которыми Хилл был прекрасно знаком. Давайте посмотрим на сюжет.
⚪️ Первый акт. Готфрид, командующий армией крестоносцев, осаждает Иерусалим и обещает Ринальдо, своему лучшему воину, в случае победы выдать за него свою дочь Альмирену. Но правитель Иерусалима, Аргант, договаривается с Готфридом о трехдневном перемирии. Волшебница Армида, которую любит Аргант, говорит ему, что для исполнения задуманного плана нужно избавиться от Ринальдо. Армида похищает Альмирену прямо со свидания с Ринальдо. Готфрид советует Ринальдо найти мага, который поможет им.
⚫️ Второй акт. В гавани околдованный сиренами Ринальдо забывает о том, что спешит на спасение любимой, но сирены приводят его к замку Армиды, где Альмирена оплакивает свою судьбу. В замке Ринальдо спорит с волшебницей Армидой, та влюбляется в него, но Ринальдо не отвечает взаимностью.
🔴 Третий акт. Готфрид и Ринальдо находят мага, который помогает им в бою с Армидой и Аргантом — они спасаются бегством. Альмирена свободна, Ринальдо отправляется в финальный бой за Иерусалим. Аргант и Армида возвращаются, но терпят второй раз поражение и переходят на сторону добра.
👏 Опера «Ринальдо» имела огромный успех и шла в Лондоне довольно плотно в течении шести лет — с 1711-го до 1717-й. В 1715 году опера была переведена на немецкий и исполнена в Гамбурге, где тоже имела бурный успех. Потом Гендель довольно существенно оперу редактировал, улучшал и в 1731 году представил публике переработанную версию, которая, правда, была принята уже не так восторженно. А тогда популярность «Ринальдо» и молодого композитора не могла не раздражать.
✌️ Нашлись критики, которые буквально издевались над оперой «Ринальдо» по двум причинам, хотя ни одна из них не была в самой опере. Дело в том, что против итальянской оперы как таковой начало выступать крыло критики, которое занималось созданием английской национальной оперы, поэтому в случае с «Ринальдо» получилось, что чем больше она нравилась публике, тем сильнее ее ругала эта часть критики. Также Гендель в «Ринальдо» использовал много музыки, которую он написал прежде, как было, например, и с «Агриппиной». Тогда никаких возражений эти заимствования не вызывали, потому что не было известно, что это заимствования, музыка была лондонской публике незнакома и сама по себе очень хороша. Но позже противники Генделя, несмотря на поддержку части аристократии, стали заявлять, что это абсолютно неприемлемо и вообще халтура.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Опера «Ринальдо», наверное, одна из самых известных опер Генделя. Таковой она стала благодаря не только исключительным музыкальным достоинствам, но и счастливому случаю. Узнаем, какому, а также послушаем знаменитые арии из нее.
🌊 На волне подъема интереса к музыке барокко в первой половине 20 века было создано Геделевское общество, и появился фестиваль в родном городе композитора Халле и в Гёттингене. На фестивале была поставлена опера «Орландо Фуриозо», звучали оратории, а основное внимание уделялось небольшим произведениям Генделя и другим композиторам эпохи барокко. Но любому фестивалю надо время, чтобы набрать сил и оказать влияние на репертуары театров.
🎇 Более-менее регулярно ставить оперы Генделя начали в 1950-е годы. «Ринальдо» была одной из первых и с тех пор достаточно плотно вошла в репертуар мировых оперных театров. А арии, которые перекочевали в «Ринальдо» из более ранних опер Генделя, стали известны в 20 веке как раз благодаря «Ринальдо». Например, Lascia ch’io pianga, впервые с другим текстом и немного в другом виде прозвучала в оратории «Триумф Времени и Разочарования». Сегодня, кажется, ее знает даже человек, который совсем не интересуется классической музыкой. Другая великая ария — Sibilar gli angui d'Aletto. Давайте послушаем.
→ Георг Фридрих Гендель. Опера «Ринальдо». Ария Lascia ch’io pianga
Видеопример
⏱ Время просмотра: 6 минут (1:26:48–1:32:48)
→ Георг Фридрих Гендель. Опера «Ринальдо». Ария Sibilar gli angui d'Aletto
Видеопример
⏱ Время просмотра: 4 минуты
🤹🏻♂️ Разные арии из оперы «Ринальдо» в разном исполнении и совершенно разные по стилю еще раз позволяют нам обратить внимание на то, насколько гибкой была барочная музыка. Например, еще два исполнения арии Lascia ch’io pianga. Одно от контртенора Филиппа Жарусски, другое — баритона Джузеппе Де Лука. Временная дистанция между ними — почти 100 лет, это совершенно разные эстетики. Жарусски поет по современной контратеноровой моде, отчасти создавая ее своим искусством, а Де Лука поет музыку Генделя так, как пели ее в 1910-е годы и как в целом в начале 20 века пели любую старинную музыку. Звучание совершенно различное: у Де Лука больше благородства, спокойствия, условности, Жарусски подчеркивает аффекты, но музыка все равно звучит хорошо.
→ Георг Фридрих Гендель. Опера «Ринальдо». Ария Lascia ch’io pianga в исполнении Джузеппе Де Лука
Видеопример
⏱ Время просмотра: 4 минуты
→ Георг Фридрих Гендель. Опера «Ринальдо». Ария Lascia ch’io pianga в исполнении Филиппа Жарусски
Видеопример
⏱ Время просмотра: 5 минут
🎶 Второй пример — ария Cara sposa. Одно исполнение Дэвида Дэниэлса, второе — Эвы Подлещ. Совершенно разные энергии у исполнения, совершенно ницшеанские полярности: Дэниэлс — несколько замаскированное аполлоническое, а Подлещ — чистое дионисийское начало и удивительной красоты голос.
→ Георг Фридрих Гендель. Опера «Ринальдо». Ария Cara sposa в исполнении Дэвида Дэниэлса
Видеопример
⏱ Время просмотра: 11 минут
→ Георг Фридрих Гендель. Опера «Ринальдо». Ария Cara sposa в исполнении Эвы Подлещ
Видеопример
⏱ Время просмотра: 10 минут
Слушая арии из оперы, мы понимаем, насколько «Ринальдо» — красивая музыка, и насколько музыка барокко была и остается гибкой. Приведем примеры.
💔 Арии из опер эпохи романтизма. Например, арию Nessun dorma из последнего акта оперы «Турандот» Джакомо Пуччини может исполнить и баритон: можно понять, почему баритон хочет спеть эту весьма известную арию, но ему придется перенести ее на терцию вниз. Большинству слушателей это покажется диким, и точно так же с большинством арий романтического репертуара.
Или пример с арией Pour mon ame из оперы «Дочь полка» Гаэтано Доницетти, где есть верхняя до: если у тенора этой верхней до нет, и он транспонирует на полтона вниз, то публика за это его съест с потрохами. Но еще двести лет назад по отношению к той же опере Доницетти транспонировать музыку не считалось чем-то зазорным, а во времена Генделя это было еще больше распространено.
🔄 Вот примеры из «Ринальдо» Генеделя — оперы барочной. В версии 1731 года Готфрид, предводитель крестоносцев стал тенором, хотя в 1711-м был контральто. Это близкие голоса — самый высокий мужской и самый низкий женский на полторы октавы совпадают по высоте. Но сарацин Аргант, король Иерусалима, в 1711 году был басом, а в 1731-м стал контральто, без ущерба для музыки и смысла.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день