angle-down facebook instagram vkontakte warning

Георг Фридрих Гендель

Опера «Родриго»

«Родриго» — это первая опера Генделя, которую он написал в Италии. В ее стилистике есть комбинация немецких элементов с итальянской классикой.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

🇮🇹 Гендель написал «Родриго» в 1707 году — это была первая опера, которую он создал для итальянской сцены. Ее премьера прошла во Флоренции в театре Никколини (Teatro Niccolini). Тогда он назывался по древнему названию улицы, на которой стоит — Театр дель Кокомеро (Teatro del Cocomero). Либретто оперы было основано на произведении Франческо Сильвани «Дуэль между Любовью и Местью» (II duello d’Amore e di Vendetta), а первое название оперы звучало как «Преодоление себя — это лучшая победа» (Vincer se stesso è la maggior vittoria). «Родриго» — это уже более поздняя версия названия, хотя в Италии опера до сих пор больше известна по первому названию.

🇩🇪 В Италии Гендель быстро адаптировал свой стиль под местную моду, но его композиторская база все равно осталась немецкой. Здесь важно вспомнить, что в эпоху барокко национальная музыка как концепт еще не существовала. Но уже были национальные школы: английская опера, итальянская опера. На современный слух они могут звучать одинаково — как барокко с разным изводом, но для слушателей тех времен разница была очевидной. Тогда детали и тонкости воспринимались ярче, чего может не быть у нас из-за большой временной дистанции.

🍢 Разница между той музыкой, которая существовала в Германии, той, что была в Италии, и той что писал Гендель — несомненно была. Но ощутить разницу можно, только прослушав достаточно большие объемы музыки — в формате нашего рассказа сделать это, к сожалению, не удастся, но такое задание можно оставить на факультатив. Тем не менее, достаточно сравнить музыку «Альмиры» и «Родриго», чтобы заметить, насколько больше внимания во второй опере уделяется мелодике, страстности, красоте, как знаменитая итальянская кантилена и сверхвиртуозность ограничивается немецкой строгостью.

🍝 Стереотипные суждении о темпераменте жителей разных стран можно наблюдать и сейчас — они имеют под собой некоторые основания. Например, есть стереотип о жизнерадостности, громкости и многословности итальянцев, или о пунктуальности и приверженность к порядку немцев. Основания для таких суждений можно найти в истории. Например, национальным «музыкальным спортом» Италии была опера, а в Германии — контрапункт, сложные и строгие математические построения.

🧶 Смесь, которую мы можем слышать в творчестве Генделя, появляется в опере «Родриго». Здесь она еще не совсем слилась в монолит, нет полного ощущения органики. Но Гендель умело использует приемы итальянского стиля, есть впечатление некоего баланса: две традиции взаимно дополняют и взаимно ограничивают друг друга, не давая ни одной ударится в крайность. Давайте послушаем арии из оперы.

→ Георг Фридрих Гендель. Опера «Родриго». Ария Per dar pregio all’amor mio из первого акта
Видеопример
⏱ Время просмотра: 9 минут 20 секунд

→ Георг Фридрих Гендель. Опера «Родриго». Ария Родриго
Видеопример
⏱ Время просмотра: 2 минут 42 секунды

→ Георг Фридрих Гендель. Опера «Родриго». Ария Occhi neri
Видеопример
⏱ Время просмотра: 9 минут 20 секунд

Театр Никколини во Флоренции

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Сюжет оперы «Родриго» касается арабского вторжения в Испанию, которое привело к завоеванию всего Пиренейского полуострова — он оставался под властью арабов вплоть до конца 15 века. А у главных персонажей оперы были реальные прототипы, хотя знаем мы о них не так уж и много — история короля Родриго происходила в далеком первом десятилетии 8 века. Попробуем разобраться во всех версиях того, что же произошло, и понять, почему этот исторический эпизод оказался интересен как сюжет для оперы.

👑 Родриго, в русской историографии — Родерих, был одним из последних вестготских королей. Его варварское королевство сложилось в пределах Западной Римской империи незадолго до «официального» падения Рима, которое шло полным ходом уже с пятого века. Про реального Родериха нам известно не так много, а сами сведения противоречивы. В целом это типично и нормально: древние источники — это не фото- или видеофиксация, их писали в разное время разные люди, которые всегда ограничены в своих знаниях и часто были пристрастными. Поэтому и описания более знакомого нам Ивана Грозного такие разные в разных источниках.

🎩 Родерих скорее всего был не королевского происхождения, хотя принадлежал к знатному сословию. Когда правящий вестготский король Витица умер, испанская аристократия и духовенство возвело на престол Родериха — он смог со всеми договориться, несмотря на то, что не имел очевидных прав на престол. Сразу после коронации Родерих пытался защитить Испанию от набегов арабов. Он хотел сохранить независимость тогда еще не завоеванной Испании, объединить и сплотить народ, укрепить свою власть — цели вполне благородные и королевские.

🎰 Правление Родериха было недолгим: в 711 году в битве на юге Испании солдаты предали своего короля. Что именно случилось, неизвестно, но Родерих пропал без вести — его не смогли найти ни живым, ни мертвым. По одной из версий предательство произошло из-за распущенности нравов Родериха. Но скорее всего испанским солдатам 8 века приписывали высоту моральных ценностей, которых они не имели. Все могло быть проще: большинство солдат изначально были плохо обучены, а часть армии состояла из рабов, у которых было мало интереса сражаться. Как бы там ни было, Родерих пал в битве, а Испания была завоевана.

🧲 Почему же история Родериха оказалась захватывающей и заинтересовала людей искусства, ведь он не был особо видным историческим деятелем? Притягательность Родериха в том, что он занял престол незаконно, смог договорился с аристократией и церковью, правил недолго, неудачно и прямо перед крахом империи. Чаще всего сюжет в произведениях разворачивается так, что король Родерих неправедно занимает престол, по личностным качества никак не соответствует статусу короля, творит непотребства, за что и оказывается наказан. Родерих появляется, например, в «Тысяча и одной ночи», о нем также писал Вальтер Скотт.

🇬🇧 Образ Родериха встречается в работах английского драматурга Уильяма Роули — он придумал несколько сюжетов о короле. Например, в одной из историй Родерих открыл в замке заколдованную комнату, которую никто не должен был открывать. По одной версии, после этого ему было видение о том, что испанский город Толедо падет. По другой — что в комнате были изображены арабские солдаты. Когда Родерих открыл комнату, он их освободил и привел в Толедо. Еще один сюжет Роули говорит о том, что Родерих не то соблазнил, не то взял силой дочь Юлиана, одного из вестготских графов и сторонника сыновей Витицы, которые должны были занять престол вместо Родериха. Дочь Юлиана, Флоринда ла Кава — тоже персонаж полулегендарный, и тоже появляется в опере. А сам Роули, к слову, был не самым лучшим и известным драматургом, но якобы соавторствовал Шекспиру в «Рождении Мерлина».

🇷🇺 Сюжет про короля Родериха дошел и до русской литературы: этот персонаж появляется у Пушкина в стихотворении «На Испанию родную…». Александр Сергеевич рассказывает один из возможных сценариев развития событий: для него это история о правителе, который отрекается от своих регалий и уходит из роскоши двора в отшельничество. Здесь можно вспомнить близкий Пушкину пример: историю Александра I и старца Федора Кузьмича. По легенде император якобы не умер, а сделался старцем и посвятил свою жизнь служению богу.

На Испанию родную
Призвал мавра Юлиан.
Граф за личную обиду
Мстить решился королю.

Дочь его Родрик похитил,
Обесчестил древний род;
Вот за что отчизну предал
Раздраженный Юлиан.

Мавры хлынули потоком
На испанские брега.
Царство готфов миновалось,
И с престола пал Родрик.

Готфы пали не бесславно:
Храбро билися они,
Долго мавры сомневались,
Одолеет кто кого.

Восемь дней сраженье длилось;
Спор решен был наконец:
Был на поле битвы пойман
Конь любимый короля;

Шлем и меч его тяжелый
Были найдены в пыли.
Короля почли убитым,
И никто не пожалел.

Но Родрик в живых остался,
Бился он все восемь дней —
Он сперва хотел победы,
Там уж смерти лишь алкал.

И кругом свистали стрелы,
Не касаяся его,
Мимо дротики летали,
Шлема меч не рассекал.

Напоследок, утомившись,
Соскочил с коня Родрик,
Меч с запекшеюся кровью
От ладони отклеил,

Бросил об земь шлем пернатый
И блестящую броню.
И спасенный мраком ночи
С поля битвы он ушел.

Как и «Альмира», опера «Родриго» начинается нетипично — пусть не прямо с коронации, но с того, что происходит сразу после нее. Очевидно, что Генделя занимал сам момент перехода героев из одного качества в другое — такие примеры мы можем наблюдать на протяжении всей его жизни. Что же происходит в опере дальше?

🟩 Пролог. Родриго сверг Витиццу, предыдущего короля, потому что тот был человеком порочным, а двор при нем разгорался. Но вместе с короной Витиццы Родриго чудесным образом унаследовал все пороки предыдущего короля. Так, в прошлом порядочный и женатый на Эсилене Родриго теперь соблазняет Флоринду, которая рожает ему сына. Родриго сперва собирался оставить жену и сыграть свадьбу с Флориндой, но передумал.

🟨 Первый акт. Жена Родриго Эсилене остается верной мужу, хотя и знает о его предательстве. Джулиано, брат Флоринды (в реальной истории его зовут Юлиан и он отец Флоринды), находится на службе у Родриго. Джулиано приносит своему королю весть о том, что разбил сыновей Витиццы. Родриго требует казни последнего выжившего сына Витиццы — Эванко, но Эсилене просит для него пощады. Родриго соглашается, и Эванко передается на попечительство Джулиано. Джулиано тем временем узнает о том, что Родриго нарушил данное его сестре Флоринде обещание и прекращает его поддерживать — он решает объединиться с Эванко. Дело усугубляется еще и тем, что Эванко влюблен во Флоринду. Родриго рассказывает своей жене Эсилене о своей измене с Флориндой. Эсилене реагирует очень самопожертвенно и говорит о том, что готова отречься от престола и передать трон Флоринде, если это улучшит ситуацию.

🟦 Второй акт. В начале второго акта Джулиано обещает Эванко возвести его на трон, если он женится на Флоринде. Но тут появляется Фернандо, один из министров Родриго, и предлагает помочь Джулиано свергнуть Родриго. А Эсилене уже более настойчиво предлагает отдать трон и мужа Флоринде, если это приведет к миру. Но во Флоринце взыграла гордость — она отказывается и решает отомстить Родриго за предательство. Фернандо, который пока еще остается нераскрытым двойным агентом, пленяет Джулиано и приводит к Родриго. Король требует его казнить, но миротворцы Фернандо и Эсилене останавливают его — они беспокоятся о том, что смерть Джулиано повлечет народное восстание. Тогда Родриго через Фернандо передает сообщение Эванко о том, что, если он хочет спасти Джулиано, он должен сдаться. А Флоринда, если хочет спасти брата, должна покинуть королевство. Дальше армия Эванко врывается в город, спасает Джулиано и убивает предателя Фернандо.

🟥 Третий акт. Родриго сражается с Джулиано и Эванко. Родриго побежден и взят в плен, Джулиано и Эванко хотят его казнить. Но Флоринда, в которой горит жажда мести, хочет убить Родриго сама. Мудрая же Эсилене входит с сыном Флоринды и говорит, что если Флоринда готова убить отца своего сына, то пусть убьет и самого сына. Флоринда останавливается, думает и решает пощадить Родриго. Джулиано и Эванко против, но Эсилене убеждает и их проявить милосердие. Родриго говорит Эсилене, что она может наказать его за неверность (он все еще беспокоится о своей измене), но Эсилене не делает этого. Родриго позволяют отречься от престола, он вместе с Эсилене отправляется в добровольное изгнание. Эванко вступает на престол, женится на Флоринде и принимает ее сына от Родриго — они решают воспитать его как наследника престола. Джулиано, брат Флоринды, становится регентом.

👸🏻 Что интересного в этой истории? Для 18 века, особенно для его начала, были характерны стереотипные представление о барочной опере и роли женщины в ней. «Родриго» разрушает эти стереотипы. Здесь женщины — главные действующие персонажи, и у них наиболее яркие и интересные партии, они приводят в движение все действие. Необычность трактовки этого сюжета о последнем вестготском короле Испании именно в том, что это история вовсе не о короле, а о его жене Эсилене и Флоринде, вокруг которых и собирается все действо. Это удивительный пример оперы, давайте ее послушаем.

Георг Фридрих Гендель. Опера «Родриго»
Аудиопример
⏱ Время прослушивания: 2 часа 52 минуты

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;