Контрасты в музыке
Контраст как фундамент трехчастной формы
Контраст может служить фундаментальным принципом построения для многих музыкальных форм. В этой части урока рассмотрим это на примере трехчастной формы.
Узнаем, какую функцию выполняет каждый из условных разделов в трехчастной форме (ABA), и начнем с драматургии музыкального произведения.
🌟 Внимание к контрастам разных уровней и масштабов позволяет понять драматургию любого сочинения. Что это означает? Например, в драматургию фильма, спектакля или книги входят как минимум характеристики героев, их взаимоотношения, траектория развития событий. В музыке действуют такие же правила. Героем здесь будет музыкальная тема — запоминающийся фрагмент музыки, часто обладающий яркой мелодией. События — это трансформация темы, например, когда в ней что-то меняется, но мы все равно ее узнаем. Или же ввод нового героя — принципиально нового музыкального материала.
🔍 Осознавать драматургию музыкального сочинения помогает нащупывание его музыкальной формы — вариации, сонатная форма, рондо и так далее. Форма сочинения очень важна и никогда не случайна. Ее важно и интересно исследовать при прослушивании. Но причем здесь контраст? Дело в том, что «здание» многих музыкальных форм строится на образных контрастах, без которых оно бы рухнуло. Разберем это на примере трехчастной формы.
🎼 Трехчастная форма — ABA, содержит три условных раздела, каждый из которых выполняет свою функцию.
▪️ Первый раздел представляет нам героя — музыкальный материал, который будет претерпевать развитие, изменение. Внутри этого раздела тоже могут происходит какие-то трансформации характера, но не столь значительные.
▪️ А вот середина формы ABA — главный источник контрастов разного масштаба. Давайте послушаем примеры разных видов контраста, которые можно встретить.
→ Контраст лада (мажор или минор) в «Смелом наезднике» Шумана
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 34 секунды
→ Контраст динамики (piano или forte) и рельефа мелодии в «Похоронах куклы» Чайковского
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 2 минуты
→ Контраст темпа во французских увертюрах Баха
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 10 минут
→ Контраст регистра в «Танце Эльфов» Грига
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 1 минута
▪️ Третий раздел в трехчастной репризной форме возвращает нас к знакомым героям — музыкальным характерам из начала, иногда с точным повтором, иногда с изменениями. И здесь не обойтись без образного контраста.
Посмотрим, как работает контраст в масштабном сочинении трехчастной формы — прелюдии соль минор Рахманинова (op. 23 № 5). Сначала послушаем произведение.
→ Сергей Рахманинов. Прелюдия соль минор (op. 23 № 5)
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 4 минуты
Прелюдия Рахманинова имеет форму ABA1 ↓
1️⃣📣 Первая часть — А (0:00–1:17). В первой части музыкальная тема звучит решительно, волево, немного воинственно, как будто бросает нам вызов. «Рубленность» мелодии и восходящие мелодические мотивы вызывают ассоциации с актом манифестации. Низкий регистр придает этому высказыванию убедительную суровость, а повторения аккордов в аккомпанементе — пафос.
💥 Первый контраст появляется уже внутри первой части (0:35). Мелодия меняет рельеф: фразы становятся короче, мы слышим один и тот же мотив, воспроизводимый все с большей экспрессией. Атмосфера накаляется до предела, накал достигает своей кульминации. Но при этом нетрудно услышать, что в целом музыка рассказывает о том же «герое» — схожем образе или настроении. После достижения кульминации в этом разделе происходит возвращение к «герою» в его первоначальном виде (с 0:53).
2️⃣🌘 Вторая часть — B (с 1:17), здесь все резко меняется в середине. Это яркий пример коренного контраста — перед нами совершенно иной «музыкальный персонаж». На смену маскулинности и воинственности приходит музыка, полная тонкого упоительного лиризма и неизбывной тоски, которую Рахманинов умело создавал. Меняется регистр, мелодия звучит плавно и распевно, при прослушивании даже хочется повторять ее голосом. Новую музыкальную тему дополняет «бурлящий» аккомпанемент в любимой Рахманиновым фактуре арпеджио. Это придает теме еще большей глубины и выразительности.
🌊 Настроение музыки в части В спокойным не назовешь. Постепенно нарастает экспрессия — тема устремляется в более высокий регистр и от этого звучит пронзительнее и шире, словно вода выходит из берегов. В конце центрального раздела все успокаивается и будто из глубины (низкий регистр) возникают уже известные нам интонации совершенно другой природы.
3️⃣📢 Последняя часть — A1 (с 2:24). В ней нет точного повтора материала первой части — вместо этого дана некая его вариация. Такие репризы называют измененными или динамизированными. В этой части композитору удается еще больше усилить шквал и без того ярких эмоций нашего первого «героя» из начала.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Другой пример работы контраста — Интермеццо Иоганнеса Брамса (op.117, 1), сочинение позднего периода творчества композитора.
→ Иоганнес Брамс. Интермеццо (op.117, 1)
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 17 минут
🎲 Сочинение написано в трехчастной форме. Это тот самый случай формы, когда материал середины коренным образом отличается от того, что было представлено в первом разделе, то есть пример «коренного образного контраста».
1️⃣ Разберем музыкальный образ первой части. Лиричная, плавная мелодия andante moderato (медленно, спокойно, умеренно, сдержанно) транслирует состояние покоя и благоговения — того, что можно описать фразой «тишь да гладь». Повторяющиеся ритмические фигуры и в мелодии, и в аккомпанементе еще больше успокаивают, гипнотизируют, усыпляют. Подробнее устройство музыки можно посмотреть на картинке ниже. Даже после того, как в музыке начинается развитие материала (с 0:30–0:48, первый раздел сам по себе тоже написан в трехчастной форме), сохраняется общее состояние мягкости, неги, дремоты. «Спокойная», «убаюкивающая» — эпитеты, которые мы интуитивно хотим применить к данной музыке, находят и свое фактическое подтверждение. Интермеццо наследует мелодию народной колыбельной, как указывает нам сам композитор (или издатель) в нотах.
2️⃣ Перейдем к середине произведения (2:07–3:44). Здесь многое меняется. Во-первых, лад — исчезает мажор. Брамс описывает желаемый характер исполнения этого раздела словами «очень экспрессивно». Музыка наполняется то напряженными и смурными, то «тревожно-растерянными» красками аккордов — Брамс создает здесь богатейшую гармоническую палитру. Меняется рельеф мелодии — вместо одной широкой линии короткие фразы с интонациями вздоха. Будто и не было той идиллической неги — музыка транслирует состояние «глубоких дум» и душевных терзаний.
3️⃣ Наконец, послушаем репризу (с 3:44). После периода неспокойствия третий раздел возвращает нас к музыкальному образу беззаботной колыбельной, дополняя уже известный материал новыми оттенками — то есть реприза проводится с некоторыми изменениями. Здесь в музыкальную тему вкрапляются звуки «высокого регистра», что создает эффект мерцания, поблескивания. Также тут и там в обновленной гармонии обнаруживаются новые эмоции — то печали, то мечтательной меланхолии.
➡️ Контрастный образ этой музыки при внимательном прослушивании дарит интересный эмоциональный опыт и позволяет ощутить силу образного контраста.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день