Контрасты в музыке
Контраст в вариациях
Контраст — основа трехчастной формы. Но вариации также невозможны без участия контраста. Разберем, какую роль играет контраст в вариационной форме.
Трехчастная форма — не единственное музыкальное сооружение, которое строится на принципе контраста.
🌟 Вариационная форма или вариация. Эта форма имеет древнее происхождение — первые вариационные формы создавались еще в 16 веке. Пройдя многовековую историю, вариационная форма, как и трехчастная, сохранила свой структурный стержень. Что же делает вариации возможными и при чем здесь контраст?
🎶 Устройство вариаций. Для вариаций, очевидно, нужна тема. Иногда их бывает даже несколько — две или три, но мы рассмотрим более простой случай однотемных вариаций. После того как тема прозвучала в первый раз — на сцену вышел наш музыкальный герой, начинает происходить нечто странное. На арене один за другим появляются новые персонажи, вариации. Все они напоминают первоначального героя — мы без труда узнаем те или иные музыкальные черты, например, общий мелодический контур, ритм и другое. Но у каждого из новых героев возникает и своя собственная музыкальная индивидуальность — чуть измененные фигурации мелодии, новая музыкальная фактура, ускоренный или замедленный темп и так далее. Таким образом, изюминка этой формы в том, чтобы в каждой следующей вариации создать образный контраст, при этом сохранив хотя бы отдаленную узнаваемость темы.
🌓 Контраст в вариации. Обычно, но не обязательно, в каждой следующей вариации контраст усиливается и достигает своей кульминации в так называемой «центральной» части цикла. Задача центральной вариации — показать нам максимальную трансформацию, «альтер эго» исходной музыкальной темы. В 18 веке центральная вариация часто, но не всегда, меняла ладовое наклонение, высвечивая свой минорный характер, если весь цикл был написан в мажоре, и наоборот.
💥 Вариации после кульминации. После достижения «апогея непохожести», то есть максимального образного контраста, последующие вариации часто этот контраст уменьшают, все больше и больше возвращая нас к исходному музыкальному материалу. Часто в вариациях 18 века в самом конце цикла тема проводилась еще раз, чтобы после всевозможных образных трансформаций напомнить нам, как же выглядел наш исходный музыкальный персонаж.
🎹 Давайте послушаем первую часть сонаты Моцарта № 11. В этой части, которая написана в вариационной форме, центральная часть как раз презентует ладовый контраст. Легкая, полная мягкости и радушия музыка, звучащая в мажоре, резко меняет настроение, когда на моменте 4:42 проводится центральная минорная вариация.
→ Вольфганг Амадей Моцарт. Соната № 11
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 13 минут
Мы познакомились с музыкальным контрастами и научились определять их в произведениях. Давайте повторим главное.
🌗 Важность контрастов в жизни и в музыке. Наш мозг устроен так, что ему необходимо постоянно получать новые впечатления во всех сферах жизни. И именно контрасты позволяют переключать внимание и достигать эффекта новизны. Музыка — не исключение. И музыкальные произведения, в которых есть контрасты, производят на нас более глубокое впечатление, вызывают более яркие эмоции.
💫 Образный контраст. Этот тип контраста — самый распространенный и его легче все распознать. Он происходит за счет локальных изменений в произведении, когда музыка меняет характер или образное наклонение. Создается образный контраст с помощью изменений акустических параметров, чаще всего — сразу нескольких. Например, меняется мелодия, ритм и темп.
🎲 Контраст как фундамент трехчастной формы. Трехчастная форма АВА содержит три раздела, у каждого из которых свои функции. В первом разделе мы знакомимся с героем — музыкальным материалом, который будет развиваться в дальнейшем. Середина формы АВА — как раз источник разнообразных контрастов. А третья часть возвращает к уже знакомым героям — или в изначальной форме, или с изменениями.
🎭 Жанровый контраст. Контраст может возникать не только внутри, но и между крупными частями произведений или между разными сочинениями, которые входят в один цикл. Самый наглядный пример — танцевальные сюиты. В них происходит постоянная смена номеров: более медленные части сменяются более подвижными, и каждая часть цикла таким образом представляет свой собственный характер. Но такие же приемы можно встретить в операх и балетах. Например, в опере меняются хоровые и сольные партии, в балете — лирические и быстрые танцы. Таким образом, жанровый контраст и скрепляет крупные формы, и служит источником для контраста образного.
🎻 Стилистический контраст. Стиль в академической музыке определяется набором правил и ограничений, которые характерны для той или иной эпохи — Ренессанс, барокко, классицизм. Но отказ от стиля прошлого не происходит мгновенно, и композиторы могут обращаться в своих произведениях к принципам предыдущей эпохи. Как, например, Моцарт в струнном квартете № 19. А в 20 веке композиторы начали еще активнее переосмысливать традиции прошлого и смешивать стили. Так, Прокофьев переосмысляет Гайдна в модернистском ключе.
📜 Контраст текста и подтекста. Музыка не всегда бывает серьезной и не всегда прямолинейно означает то, что мы ожидаем. Иногда композиторы любят «поиграть» со слушателем. В 18–19 веках это были в основном невинные шутки, которые выражались в комичном использовании тембров, темпов, элементов музыкальной выразительности и прочих элементов. Так делал, например, Сен-Санс в сюите «Карнавал животных». А вот в 20 веке композиторы начали добавлять в свои произведения иронию или даже сарказм. Например, Шнитке в части «Портрет» из «Гоголь-сюиты» деконструирует вальс — оставляет лишь форму, которую наполняет новым, авангардным содержанием.
🎶 Контраст в вариациях. Вариации так же, как и трехчастная форма, построены на контрастах. Вариационная форма устроена так, что после появления главного музыкального героя приходят другие персонажи — его вариации. Они схожи с первоначальным героем, но при этом у каждого свои черты, которые достигаются за счет образного контраста. Чаще всего контраст постепенно усиливается в каждой последующей вариации, а своей кульминации достигает в «центральной» вариации, цель которой — показать максимальную непохожесть с начальным героем.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день