Контрасты в музыке
Образный контраст
Есть несколько типов музыкальных контрастов, но в этой части урока мы обсудим образный контраст — что это такое и какими средствами его можно создать.
Начнем разговор о контрастах в музыке и разберем, почему контрасты влияют на нас и как умение их замечать позволит получить больше удовольствия от классики.
💫 Человек по своей природе всегда стремится к разнообразию. И вкусные блюда приедаются, и от любимого дела, если заниматься непрерывно, можно устать, и интересные книги или собеседники не могут оставаться таковыми вечно. Почему так происходит? Дело в том, что наш мозг «заточен» на контрасты и новые впечатления. Во-первых, резервы фокусировки мозга на одном деле не безграничны, и периодически ему необходимо «переключать тумблер». Во-вторых, научно доказано, что новые впечатления буквально будоражат определенные зоны нашего мозга, что приводит к большему количеству положительных эмоций.
🎇 Прослушивание музыки дарит нам ощущение «счастья новизны» в том числе и за счет наличия в ней контрастов. Музыкальные произведения с большим количеством контрастных изменений воспринимаются ярче и эмоциональнее, производят более глубокое впечатление за счет реакции нашей височной доли. Мы можем не знать, как это работает с точки зрения науки, не иметь музыкального образования, но все равно интуитивно ощущать контраст в произведении. Уже в эпоху Средневековья, как только музыка стала предназначаться для развлечения публики, вопрос борьбы за внимание слушателя приобрел повышенную актуальность. Поэтому композиторы стали намеренно использовать приемы создания контраста.
🎭 Как же умение подмечать контрасты в симфониях, пьесах и фугах с сонатами может помочь современному слушателю получать больше удовольствия от классики? Представьте, что вы смотрите спектакль. И вдруг мизансцена резко меняется: из-за кулис выходят новые герои, все наполняется подсвеченным дымом, тишина прерывается пронзительным пением. Вряд ли кто-то может этого не заметить, и точно никто не подумает, что такое значительно событие произошло просто так. Так же и в музыке: любая резкая смена «декораций» имеет важное драматургическое значение, которое композитор закладывал именно для того, чтобы его услышали и оценили.
Теперь подробнее поговорим о том, какие «слои музыкального пирога» вообще могут подвергаться контрасту, и обсудим образный контраст.
🌓 Вовремя обращая внимание на изменения в музыкальном произведении, мы решаем сразу несколько важных задач. Во-первых, позволяем мозгу в полной мере испытать эффект новизны, а значит — получить более сильный эмоциональный отклик. Во-вторых, отслеживая контрасты со всей ответственностью, мы более пристально исследуем индивидуальную драматургию сочинения и полнее ее для себя раскрываем.
🌟 Типов контраста несколько, но для начала разберем самый распространенный и легко постижимый — образный контраст. Это так называемые локальные изменения, которые происходят в произведении, когда музыка, оставаясь в той же системе стилистических и жанровых координат, вдруг меняет характер, образное наклонение, экспрессию. То есть она начинает вызывать у нас новые чувства и новые визуальные ассоциации, не меняя своей природы кардинально. Если в процессе слушания музыки задавать себе вопрос: «какие эмоции или визуальные образы транслирует сейчас для меня данный фрагмент?», можно с большей вероятностью ухватить слухом промелькнувший образный контраст. Композиторы данный тип контраста любят и много используют в своих произведениях.
🎶 Образный контраст создается с помощью изменения акустических параметров. Для создания одного контраста можно использовать сразу несколько параметров — чаще всего такие контрасты воспринимаются ярче и отчетливее. Среди параметров могут быть:
— мелодия, например, плавная или скачкообразная;
— ритм, например, ровный или пунктирный, отчетливый или будто плавающий;
— динамика, например, громко или тихо;
— темп;
— тембры инструментов — каждый имеет собственный характер;
— метрическая сетка: на две доли, на три доли, переменный метр;
— регистр звучания, например, высоко или низко;
— фактура музыкальной ткани, например, одноголосье или многоголосье, solo или tutti;
— лад, например, мажор или минор.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Композиторы любят использовать образный контраст в своих произведениях. Так, в знаменитом «Реквиеме» Моцарта, во фрагменте из части Confutatis maledictis, можно услышать трансформацию музыкального образа сразу по нескольким параметрам.
🎶 За полторы минуты фрагмента перед нами предстают два ярких образа, которые дважды сменяют друг друга (ABAB). Контраст между ними очень выраженный, потому что создается за счет нескольких акустических параметров одновременно: смены регистра, типа мелодики, оркестровки, ритма и динамики.
1️⃣ Первый музыкальный образ (0:00–0:28, 0:40–1:01) соответствует словам: «Ниспровергнув злословящих, Приговоренных гореть в огне», и характер имеет соответствующий. Музыка полна гнева, негодования, патетики. Фрагменты звучат напряженно, импульсивно, напористо.
➖ Фразы исполняют мужские голоса — низкий регистр.
➖ В мелодии мы обнаруживаем скачки и пунктирный ритм — именно это придает ей импульсивный, резкий, «гневливый» характер.
➖ Между голосами происходит как бы перекличка — прием имитации, они будто перебивают друг друга, создавая дополнительное напряжение.
➖ Начало каждой реплики подчеркнуто пронзительным акцентом медных духовых, что придает еще большую резкость и драматизм.
2️⃣ Второй музыкальный образ (0:28–0:40, 1:01–1:30) соответствует следующим словам: «Молю, коленопреклоненный, с сердцем, разбивающимся в прах, дай мне спасение после моей кончины». Интонации пения напоминают мольбу, музыка полна чистоты, невинности, наивности, простодушия, вызывает даже ассоциацию с пением хора ангелов.
➖ Мелодия лишена скачков и практически «топчется на месте», выделяя отдельные тоны. Это создает интонации молитвенной просьбы.
➖ Голоса звучат в очень высоком регистре, не превышая динамику mezzo piano, в гомофонной фактуре — хором, поддерживаемые полупрозрачным, еле слышным аккомпанементом струнных. От этого музыка обретает легкость, воздушность, почти невесомость.
→ Вольфганг Амадей Моцарт. «Реквием»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: отрывок 0:00–1:30
Другой яркий пример образного контраста — «Элегия» Сергея Рахманинова. Разберем это произведение.
▪️ «Элегия» Рахманинова — это трехчастная форма с контрастной серединой, тот тип формы, который мы обсуждаем. Оба образа, которые предстают перед нами в произведении, богатые и наполненные, поэтому и контраст получается столь значимым и впечатляющим.
▫️ Первая часть в эмоционально-образном плане очень темная. Для ее описания подойдут такие слова: грузность, тяжесть, драма, пессимизм, монолог. А вот середина совершенно противоположная, ее можно охарактеризовать через слова: легкость, многословность, надежда, свет, оптимизм.
▪️ Произведение начинается очень густым, темным аккордом, в низком регистре. И среди этой темноты возникает пронзительная музыкальная тема, совершенно в другом регистре. Можно представить, что это монолог человека, который никуда не торопится, а выдерживает паузы, отдает отчет в каждом звуке.
▫️ Тема очень экспрессивная и выразительная, но в сочетании с минорным аккомпанементом в низком регистре звучит довольно пессимистично. Внутри первой части уже есть контраст аккомпанемента и мелодии, контраст регистра — очень низкий регистр аккомпанемента и высокий — мелодии. Это соединение придает резкости этой драме.
▪️ Лад в этой части произведения минорный — наводит грусть и печаль, а декламированность придает серьезность происходящему. Этому также способствует и жанр сочинения, ведь элегия предполагает меланхоличность.
▫️ В середине многое меняется. Здесь мажорный лад, больше движения, тема перемещается в средний регистр. Все вместе придает ощущение легкости и оптимизма, надежды.
✔️ Рахманинов — не тот композитор, который длит какой-либо аффект. И в «Элегии» все начинается мило и легко, спокойно, но потом он развивает материал и придает ему драму. Это же происходит в прелюдии соль минор, которую мы слушали ранее.
→ Сергей Рахманинов. «Элегия»
Видеопример
⏱Время прослушивания: 6 минут
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день