Контрасты в музыке
Стилистический контраст
Стилистический контраст — какой бывает и для чего он нужен. Узнаем в этой части, а также разберем подозрительные комбинации стилей, которые в прошлом воспринимались современниками как «запрещенные приемы».
Узнаем не только про стилистический контраст, но и почему Моцарта можно называть возмутителем спокойствия и любителем «запрещенных приемов».
🎼 Что такое стиль в академической музыке? Каждая музыкальная эпоха предполагала определенные правила и техники письма, а также ограничения. Такой свод правил, совокупность «можно» и «нельзя», «типично» и «нетипично» и составляет музыкальный стиль своего времени. Хотя существуют и другие классификации стилей, например, по национальному признаку. Ренессанс, барокко, классицизм — музыкальные эпохи сменяли друг друга, но отказа от стиля прошлого мгновенно не происходило. Многие композиторы, официально являясь представителями одного стиля, продолжали обращаться, напрямую и косвенно, к стилю предыдущему. Моцарт, венский классицист, так много взявший из эстетики барокко — один из них.
🎻 «Диссонанс» Моцарта. Заядлый фокусник и экспериментатор, Моцарт не раз шокировал публику неоднозначными композиторскими решениями. Один из выдающихся примеров — его вступление к струнному квартету № 19. В 21 веке, после Стравинского, Шнитке и других композиторов, сильно расширивших пределы допустимого в музыке, такое вступление уже не представляется абсолютно невероятным. Но в 18 веке современниками Моцарта оно было встречено совсем не однозначно. После публикации к квартету намертво приклеилось название «Диссонанс», а возмущенные покупатели требовали от издательства прислать им «правильные ноты». Один из известных музыкальных меценатов того времени поступил еще проще — вырвал страницы со вступлением и приказал своим музыкантам начинать этот квартет сразу с основной мажорной темы (allegro).
💫 Что же особенного в этой музыке? Если мы послушаем вступительный раздел и начало первой части (0:00–2:00), то сразу поймем, насколько странно звучит вступление. Оно никак не вписывается в кристально ясный стиль классицизма, от него веет чем-то мистическим, сверхъестественным. Медленно ползущие то вверх, то вниз мелодии, частые хроматизмы, ритмические перебивки (синкопы) и режущие слух диссонансы — как объяснить эти стилистические черты? Есть предположение, что эта музыка воспроизводит стиль ombra, отсылающий нас к сценам появления ведьм, духов и прочей нечисти в барочных операх.
➡️ Столь странное вступление, которое перекидывает мост к традициям прошлого, прекрасно оттеняет основную (мажорную) тему первой части, написанную по всем канонам венского классицизма. Данный стилистический контраст никак нельзя пропустить мимо ушей.
→ Вольфганг Амадей Моцарт. Струнный квартет № 19
Видеопример
⏱ Время прослушивания: фрагмент 0:00–2:30
Теперь перенесемся в 20 век и на примере Прокофьева разберем, как можно «деконструировать» Гайдна.
⭐️ Тренд на смешение стилей. Если в 18–19 веках смешение стилей было исключением из правил и должно было иметь веские аргументы, то в начале 20 века оно постепенно стало новым трендом. Прокофьев, Стравинский, Сати — эти и другие композиторы «восстали» против традиций прошлого и начали переосмысливать в своих сочинениях стили венского классицизма и барокко. В итоге возникло новое стилистическое направление, к которому применяют термины «неоклассицизм» и «необарокко».
💥 Новый взгляд на традицию. Переосмысление традиций подразумевало имитацию стилей 17–18 века, то есть их переиначивание с сохранением ряда черт, но и с обязательным добавлением черт чужеродных. Это можно сравнить с картиной в стиле малых голландцев (традиция 17 века), на которой тут и там изображены еле заметные мобильные телефоны. С одной стороны, картина очень напоминает оригинальный стиль, но едва уловимые детали категорически этому стилю противоречат.
🎶 Симфония № 1 Прокофьева под названием «Классическая» (op. 25). Это сочинение было написано композитором во времена студенчества в Санкт-Петербургской консерватории. Симфония считается одним из первых неоклассических произведений в истории музыки. Преподававший в классе Прокофьева композитор Николай Черепнин часто давал ученикам для упражнений произведения Гайдна. Это и послужило отправной точкой для создания симфонии. Но стиль Гайдна Прокофьев пропускает через фильтр своего модернистского мышления (на дворе все же 1917 год). В итоге получается любопытнейший гибрид.
🌀 «Деконструкция» Гайдна. Музыка так и норовит убедить нас в своей близости стилю венского классика — Прокофьев использует традиционный гайдновский состав оркестра, типичные для того времени мелодические паттерны, разделы сонатной формы следуют один за другим. Но странные модуляции — соединение далеких тональностей, неожиданные для слуха аккорды, излюбленная прокофьевская гармония в побочной теме вместе с ироничнейшей, нарочито прозрачной оркестровкой (с 1:07) «раскрывает» глаза на происходящее. Прокофьев искусно вплетает элементы нового стиля в ткань классической симфонии, рефлексируя на тему стиля Гайдна, беря «классическое» в кавычки.
Давайте послушаем как минимум первую часть симфонии и насладимся невинными стилистическими шалостями одного из крупнейших композиторов 20 века.
→ Сергей Прокофьев. Симфония № 1
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 14 минут
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день