angle-down facebook instagram vkontakte warning

Контрасты в музыке

Жанровый контраст

Жанровый контраст может быть простым сильнодействующим средством в музыкальном произведении. Посмотрим, как он работает внутри сочинений.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ася Захарьева
Ведущая лекций-интерактивов об академической музыке в России и Нидерландах. Куратор проекта по соединению визуального искусства и музыки (Музей ван Аббе, г. Эйндховен)

Познакомимся с новым типом контраста — жанровым: разберем, где чаще всего его можно найти и как он работает.

📚 Поиск контраста не всегда предполагает трудоемкое изучение деталей. Часто контраст возникает не внутри, а между крупными частями сочинений или даже между самими сочинениями, которые входят в один музыкальный цикл. Один из примеров такой оппозиции — жанровый контраст. Начнем разбор этого вида контраста с танцевальных сюит, в основе которых лежит именно жанровый контраст.

💃 Танцевальные сюиты как музыкальный цикл возникли в эпоху барокко и предназначались для того, чтобы при дворе развлекать гостей танцами. Классический тип старинной танцевальной сюиты предполагал строгую последовательность номеров: за умеренно медленной аллемандой следовали более подвижная куранта и неспешная, величественная сарабанда. Завершался цикл стремительной жигой.

👑 Композиторы Луи Куперен и Жан-Филипп Рамо ввели в сюиту новые для нее типы танцев. Например, мюзет, чакону, пассакалью и другие. Через некоторое время сюита пополнилась и нетанцевальными частями. Так, Жан-Батист Люлли, придворный композитор Людовика XIV, французского «короля-солнца», стал первым, кто начинал танцевальный цикл с увертюры.

➡️ Таким образом, каждая часть цикла соответствовала определенному жанру танцевальной музыки со своим характером. То есть жанровый контраст не отрицает образного, а наоборот, способствует его возникновению — но в данном случае не внутри сочинения, а между произведениями разных жанров.

Давайте послушаем танцевальную сюиту Люлли, написанную им для французского двора, выберем интересные нам жанры танцев и попробуем определить их образ и настроение.

→ Жан-Батист Люлли. Танцевальная сюита
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 1 час 9 минут

Теперь перейдем к сонатно-симфоническим циклам, а также опере и балету, и узнаем, как контраст действует здесь.

🎼 Сонатно-симфонические циклы. Третья часть симфонии долгое время имела конкретное жанровое определение — в эпоху становления симфонии это должен был быть менуэт. А начиная с Бетховена — скерцо, хотя во второй половине 19-го и 20 веке это условие выполнялось уже не так строго. Обращение к танцу внутри симфонии — наследие той самой танцевальной сюиты, о которой мы говорили ранее. Что же дает этот контраст? Помещая изысканный менуэт или энергичное скерцо после второй части, традиционно медленной, композиторы создавали яркий контраст настроения или образа, необходимый для того, чтобы публика не заскучала при прослушивании длинной симфонии. Но дело не только в попытке избежать скуки. Жанры скерцо, менуэта помогали выстроить драматургию всего цикла из четырех частей.

Давайте послушаем «Героическую симфонию» Бетховена и поймем, как это работает.

→ Людвиг ван Бетховен. «Героическая симфония»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 48 минут

🎭 Опера и балет. И то, и другое уже само по себе является жанром. Но номерная структура обоих произведений построена именно на жанровых контрастах. В операх мы наслаждаемся чередованием хоровой музыки, сольных арий и трио с квартетами. Для балетов также характерна смена плавных, лирических танцев быстрыми характерными, а сольных номеров — групповыми. Так, жанровый контраст прекрасно скрепляет крупную форму и является важным источником контраста образного.

Давайте теперь послушаем начало оперы «Евгений Онегин» без визуального ряда и попытаемся отследить смену номеров: дуэты, соло, хор. Также представим — а что, если бы вместо этого разнообразия в опере звучали лишь сольные арии или только дуэты и трио? Без визуальной картинки становится особенно очевидно, что для выстраивания формы нужен жанровый контраст.

→ Петр Чайковский. Опера «Евгений Онегин»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: отрывок 0:00–14:00

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;