Пророчества в литературе
Сюжетообразующая функция пророчеств
Перед тем, как начать погружение в тему пророчества в литературе, давайте введем условную структуру, на которую будем опираться. В этой части проанализируем пророчества и предзнаменования как части сюжета литературного произведения.
Важно разделять понятия 👇
1️⃣ Пророчество и предзнаменование как сюжетообразующий элемент художественного произведения. С помощью него автор раскрывает характер персонажа или наполняет сцены дополнительными мотивами. Мотив предугадывания будущего автор может вводить по-разному:
▫️ Персонаж — гадалка или кудесник;
▪️ Сцена святочных гаданий;
▫️ Пророческий сон;
▪️ Пейзаж.
2️⃣ Мистическое совпадение текста с реальными событиями. Описанное в художественном произведении иногда таинственным образом совпадает с биографией автора. А некоторые писатели достаточно четко смогли предугадать некоторые исторические события или научные открытия.
Например 👇
✍️ У поэта Николая Рубцова получилось предугадать собственную смерть. В январе 1970 года Рубцов пишет стихотворение, которое начинается словами «Я умру в крещенские морозы». Буквально через год Рубцов погибает от руки собственной невесты. Мистическим образом это произошло именно в Крещенье — в ночь на 19 января.
🎧 Считается, что фантаст Рэй Бредбери смог предсказать изобретение беспроводных наушников. В романе «451 градус по Фаренгейту» были описаны «крошечные, с наперсток радиоприемники-втулки», крайне похожие на современные блютуз-наушники.
🕯 Святочное гадание — традиционный сюжет для начала 19 века. Как правило, писатели вводят эпизод с гаданием, чтобы придать героине (обычно гадают именно девушки) исконно русские черты. Так писатели приближают героинь к традиционной русской культуре: святочные гадания на будущего жениха — обычная бытовая практика для 18–19 веков.
👩❤️👨 Героиня баллады «Светлана» Жуковского хочет узнать, где сейчас ее жених. Автор делает сцену гадания с зеркалом и свечой завязкой всего сюжета. Примечательно, что баллада «Светлана» — подражание немецкой балладе Готтфрида Бюргера «Ленора». Переложение немецких сюжетов на русский лад часто встречается в русской литературе первой трети 19 века: на формирование русского романтизма повлияли немецкие поэты-романтики.
🌾 Понятие «народности» — ключевое для русских романтиков. Фабула баллады Бюргера лишь косвенно отразилась на балладе Жуковского: никаких сцен с гаданием в «Леноре» нет. Смерть жениха Светлане видится во сне, а жених Леноры погиб в реальности. Жуковский как представитель русского романтизма черпает вдохновение в фольклоре, а жениха Светланы не убивает — меняет финал баллады на счастливый.
🛌 Гадание на будущего жениха встречается в романе-эпопее «Война и мир» Толстого. По сюжету Наташа Ростова хочет узнать хоть что-нибудь о своем женихе Андрее Болконском. Она ничего не видит, но ее подруга Соня придумывает, что в зеркале ей показался лежащий Болконский. Девушки свыклись с мыслью, что это правда, а через несколько лет Наташа действительно видит его лежащим: она ухаживает за раненным на Бородинском сражении Болконским. Гадание сбылось, хоть и было выдумано.
🌲 Мотив гадания — важная часть образа Наташи Ростовой. Лев Толстой воплощает в ее героине идеал женщины, а близость к народу и русской культуре для него исключительно важна. Недаром Наташа не только гадает в Святки, но и веселится с простым русским народом, катается на санях. А еще она близка к природе. Вот как Толстой описывает ее эмоции после возвращения с охоты: «Наташа, не переводя духа, радостно и восторженно визжала — так пронзительно, что в ушах звенело».
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Образ колдуна, гадалки или кудесника тоже часто встречается в литературе. Как правило, их противопоставляют герою, который не верит в предсказание, а сюжет развивается так, что в итоге герой жалеет, что не верил в их мистические способности.
Что это за образы? 👇
👩🏻 Заглавная героиня повести Куприна «Олеся» — внучка колдуньи. Олеся гадает на картах Ивану Тимофеевичу и предсказывает ему невесту — «трефовую даму», темноволосую, как она сама. Иван Тимофеевич поначалу не верит ей: он далек от народных традиций и абсолютно рационален. Но когда между ними вспыхивает страсть, он понимает, что карты не соврали.
🍀 Образу Олеси присущи две характерные черты. Во-первых, она ведьма, и способна предсказывать будущее. Во-вторых, она — самобытная девушка, которая ощущает свою связь с природой. Иван Тимофеевич, напротив, — городской житель. У него холодный ум, он редко дает волю чувствам, а Олеся — живая и естественная натура.
🏢 Конфликт Олеси и Ивана Тимофеевича во многом схож с отношением к природе и городу Толстого. После Отрадного Наташа Ростова чувствует в городе фальшь абсолютно во всем. Ей, как и Олесе, которая отказывается ехать за Иваном Тимофеевичем в город, лучше всего живется на природе.
🔮 Ведьмы предсказывают будущее Макбету. В самом начале одноименной трагедии Шекспира двое военачальников, Макбет и Банко, встречаются с ведьмами. Предсказание будущей славы Банко воспринимает спокойно и мудро, а тщеславного Макбета захватывает идея как можно скорее взойти на трон. Перед смертью Макбет винит в своих бедах не столько себя, сколько обманчивое предсказание ведьм.
🚋 Предсказание о смерти является основой сюжета в «Мастере и Маргарите». Первая сцена романа — встреча Воланда с Берлиозом и Бездомным. Дьявольское предсказание о страшной смерти одного из них сбывается: расставшись с Воландом, Берлиоз поскальзывается на масле и попадает под трамвай.
🐍 Кудесник — центральный образ в «Песни о вещем Олеге» Пушкина. Этот мудрый старик владеет истинным знанием. Он предсказывает Олегу смерть от укуса змеи, а тот не верит. За это неверие он поплатился собственной жизнью: в финале Олег погибает, а читатель понимает, что пророчество сбылось.
Часто в литературе будущее предсказывается в вещих или пророческих снах. Обычно это вставной эпизод или целая глава. С одной стороны, автор прогнозирует будущее своего героя, а с другой, — рисует его психологический портрет.
⚔️ Сон Святослава в «Слове о полку Игореве» — предвестник поражения войска Игоря. Каждый из предметов, который приснился Святославу, имеет символическое значение: черное покрывало, которым покрыта кровать, — приближающееся сражение; отравленное вино — беды и смерти; жемчужины — слезы скорби русских женщин; пустой колчан — поражение Игоря.
😱 Мистический сон снится Светлане, героине баллады Жуковского. Во сне умирает ее жених, но дурное предсказание не сбылось: он возвращается живым и здоровым. Читатель понимает, что ее сон — лишь отражение страхов героини.
🐻 Вещий сон снится Татьяне Лариной. После святочных гаданий главная героиня романа «Евгений Онегин» видит во сне, как ее крадет медведь и приводит в чужой дом. Там она встречает Ленского, Ольгу, а медведь превращается в Онегина. Татьяна попадает в цепкие медвежьи лапы — это символизирует влюбленность в Онегина. Также во сне Онегин убивает Ленского — это дурное предзнаменование сбылось в романе.
👹 Таинственный сон — доказательство связи Пушкина с народным творчеством. Зайдя во сне в дом, вначале Татьяна видит не Ленского и Ольгу, а страшных чудовищ: эти образы Пушкин берет из традиции ряженых. Завязкой для этой сцены служит гадание в святки — один из немногих дней в году, когда разрешено заглянуть в будущее. Поэтика Пушкина крепко переплетается с фольклорными традициями и мистицизмом.
🪓 Вещий сон снится Петру Гриневу, герою повести Пушкина «Капитанская дочка». Во сне вместо отца он видит странного мужика с бородой. Позже читатель понимает, что это Емельян Пугачев, предводитель крестьянского восстания. Мать Гринева называет мужика посаженным отцом Петра и заставляет поцеловать его руку, то есть получить от него благословение. Когда Гринев отказывается, мужик замахивается на него топором.
⛔️ Сон Гринева — аллегорическое предсказание всего сюжета повести. Поднятый над Гриневым топор — символ крестьянского восстания 1773–75 годов. Приказ матери просить благословения у мужика указывает на присягу бунтарю. В реальности Гринев отказывается поддержать Пугачева, а во сне — вовремя успевает проснуться.
🛋 Сон Обломова — вставная глава в одноименном романе Гончарова. Герою снится его детство: идиллический пейзаж, родительская забота, описание деревенского быта. С одной стороны, Гончаров описывает истоки характера Обломова, то есть его прошлое. С другой стороны, этот сон — глубокий психологический портрет персонажа. А еще это и будущее Обломова: возвращение к детским переживаниям «благословенного уголка земли» — вот к чему стремится он весь роман. Это для него мечта об идеальная жизнь.
‼️ Последний из снов Раскольникова — символическое предупреждение Достоевского о дурных последствиях теории о тварях дрожащих и право имеющих. Это не пророчество, но взгляд автора в будущее: «трихины», которыми заразились часть людей во сне Раскольникова, заставляют убивать их остальных людей.
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
4500₽ 2250₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день