Память
Автобиографическая память
Обычно мы не помним себя в возрасте до 3 лет. Некоторые не могут вспомнить факты из своей биографии из более старшего возраста. Объясним, как так происходит и почему пожилые так любят вспоминать свою молодость.
Почему мы не помним себя в раннем детстве 👇
1️⃣🧠 В раннем возрасте еще не до конца развит головной мозг и гиппокамп, который формирует кратковременную память.
2️⃣🐯 Ребенок не смог оценить и прочувствовать события, он не понял ценности тех моментов. Ребенка сводили в зоопарк, он не запомнил этого факта, потому что не испытал эмоций, не понял ценности события. Когда подключаются эмоции и переживания, шансы запомнить возрастают.
Пример события, которое ребенок запомнил 🔻
🐴 Мы с папой ходили в зоопарк. Там были лошади. Они большие. Папа предложил угостить лошадку и дал мне морковку. Я протянул ее через забор. Лошадь подошла и громко фыркнула. Я испугался и отдернул руку. Но папа сказал, что можно не бояться. Лошадка взяла мое угощение и я засмеялся. Папа сказал: «Это она пощекотала губами твою ладошку и тебе стало смешно». Это было так здорово! Мне очень понравились лошадки и зоопарк.
3️⃣🚸 Близкие взрослые не проговорили ребенку, что в тот момент происходило, не рассказали ему, что он при этом почувствовал. Ребенок в силу малого жизненного опыта не понимает своих эмоций и того, что вокруг творится. Важно, чтобы взрослые все комментировали, как папа в примере с лошадкой. Так у ребенка приобретается личный смысл, развивается эмоциональный интеллект и так он запоминает события.
💬 Наши родители возможно не проговаривали события в моменте, потому что тогда не было столько доступной информации о психологии, как сейчас. Они не знали, что транслирование всего, что происходит и рефлексирование имеет значение или были заняты своими мыслями.
🗣 Исследователи выдвинули гипотезу, что язык, речь помогает нам структурировать наши воспоминания. Маленькие дети не умеют говорить и якобы поэтому не запоминают. Но пока нет подтверждений, что гипотеза верна.
Теперь рассмотрим три механизма работы памяти, чтобы понять, почему мы не можем вспомнить себя в детстве.
⚠️ Помним самое важное — только то, что имело настоящую ценность и было наполнено смыслом. Все остальное сливается в единый фон из которого потом сложно что-то вычленить. Если иностранные тексты, формулы и даты лишены для нас смысла, их зубрение не не останется в долгосрочной памяти. Зубрежка работает по механизму условного рефлекса: без стимула условный рефлекс угасает — все, что зубрили к экзамену, мы благополучно забываем.
✴️ Помним только хорошее. Психика защищается от травмирующих мыслей и воспоминаний, вытесняет из памяти негативные события и переживания. Так, став взрослыми, мы подчас не можем вспомнить что-то из детства, потому что там было что-то тяжелое, с чем ребенок справиться не смог. Ради сохранения здоровья дверь к тем воспоминаниям закрылась — это один из способов психологической защиты. Какие еще бывают способы защиты, можно почитать в прошлой лекции.
🔄 Меняем оценку событиям. К примеру, взрослый человек с уверенностью утверждает, что у него были замечательные родители, а потом в ходе психотерапии выясняются факты насилия со стороны родителей или их безразличия. Так срабатывает спасительный механизм замещения: психика защищается от горькой правды. Ребенок разрушается от информации, что его родители плохие и поэтому воспоминания замещаются.
😡 Вытесненные воспоминания сохраняются в долговременной памяти и проявляются негативными ощущениями, когда случается что-то такое, что срабатывает как триггер.
Например 🔻
▫️ Женщина цепенеет от ужаса каждый раз, когда кто-то на нее поднимает голос (событие-триггер) и она не понимает, почему она так реагирует на уровне тела.
▫️ Мать ощущает злобу, когда ее ребенок кричит, плачет или ноет (событие-триггер) и не понимает, откуда в ней берется эта ярость.
➿ Все подобные необъяснимые реакции можно расшифровать в ходе сессии у психолога, вспомнить травмирующие события и проработать их. После этого события-триггеры перестанут действовать привычным образом.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Память пожилых людей имеет некоторые особенности: они используют память выборочно. Могут детально вспоминать события своей молодости и не помнить, что делали вчера. Почему так?
☑️ Физиологическая причина. Происходят возрастные изменения в работе гиппокампа, который отвечает не только за переход информации из кратковременной в долговременную память, но и за формирование эмоций, пространственную память, необходимую для навигации, и за удержание внимания.
✅ Психогенная причина. Мы все ощущаем себя как личности. Человек хорошо помнит тот период, когда шло становление его личности. В пожилом возрасте важно суммировать все знания и воспоминания о себе, как о личности. Именно поэтому старики так любят ностальгировать и вспоминать свою молодость при каждом удобном случае. Подробнее тему возрастных задач и возрастных кризисов мы обсуждаем в другом уроке.
Почему мы забываем важные даты?
Практический курс, который поможет построить или укрепить отношения. Мы поймем, как говорить на сложные темы: от секса и измен до воспитания детей.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день