angle-down facebook instagram vkontakte warning

Память

Как исследовали память

Память может сыграть злую шутку. Например, человек может вспомнить то, чего и вовсе не было. Это уже не просто искажения памяти. Как же тогда доверять себе? Вспомним любопытные факты из истории исследования памяти и ее расстройствах.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Мария Кунах
Психолог, личностно-ориентированный психотерапевт, семейный консультант. Автор онлайн-курса о здоровых отношениях и блога о психологии.

В начале 20 века психоанализ, который, напомним, опирается на тезис «все проблемы из детства», стал популярным. В те времена психоанализ фокусировался на теме насилия, инцеста и прочих травмирующих событиях. Люди начали активно вспоминать свою жизнь, в том числе тяжелые моменты. Если до этого такие темы замалчивались, то теперь это стало общественной дискуссией.

Наводящими вопросами психоаналитики специально побуждали клиентов делиться тяжелыми воспоминаниями. Особо впечатлительные люди не вспоминали, а воображали свое якобы сложное прошлое и выдавали это за воспоминания. Они не хотели никого вводить в заблуждение, они искренне верили, что говорят правду.

👨‍⚖️ Были прецеденты: люди с богатой фантазией подавали судебные иски против своих якобы обидчиков. Те, ясное дело, от обвинений открещивались и утверждали, что ничего такого не было. Причем психоаналитики тогда имели право свидетельствовать в суде и подтверждать слова своих клиентов. Без вины виноватые садились в тюрьму. Когда накопилась критическая масса таких судебных дел, к ним стали относиться скептично.

Во второй половине 20 века американский когнитивный психолог и специалист в области изучения памяти Элизабет Лофтус провела исследование и установила, что наведенные воспоминания ощущаются как реальные.

Как проходил эксперимент 👇

🏺 Исследователь говорил ребенку, глядя в глаза: «Я знаю, что ты сделал. Почему ты разбил вазу?» Ребенок удивлялся и отвечал, что он не разбивал никакую вазу. Исследователь словно на допросе уверенным тоном продолжал утверждать, что вазу разбил именно испытуемый и теперь ему нужно признаться и объясниться. В конце концов испытуемый сдавался, признавался во всем и действительно верил в то, что ваза разбилась по его вине, даже переживал по этому поводу.

Это по сути выбивание признания с помощью давления. В кабинете психоаналитиков происходило то же самое. Позже, психоаналитики перестали свидетельствовать в суде и практиковать такие методы давления на своих клиентов.

➡️ Стали считать, что воспоминания не отражают реальное прошлое. Они отражают текущие переживания человека, его субъективную реальность.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Знаете, как бывает: какое-то воспоминание не дает покоя и человек навязчиво рассказывает о каком-то эпизоде своей жизни. Это называется «эффект Зейгарник». Узнаем, в чем его суть и что делать с такими прилипчивыми воспоминаниями.

↪️ Эффект Зейгарник — психологический эффект, который возникает, когда человек хорошо запоминает прерванное действие. Незавершенность тревожит и возвращает мысли к этому снова и снова. А человек по своей природе стремится завершить начатое. Это утверждение основано на исследовании советского психолога Блюмы Зейгарник. Оно легло в основу гештальт-психологии. Утверждение было подтверждено экспериментально.

В чем суть эксперимента 👇

📋 Испытуемым дали тест для оценки интеллекта и забрали листки в самом разгаре решения задач. Испытуемые потом дословно воспроизводили, что было в задании и им очень хотелось его доделать.

🎏 Этим же феноменом интересовался Курт Левин, под руководством которого работала Зейгарник в Берлинском университете. Он поставил эксперимент на детях. Им предложили какую-то творческую деятельность, а потом отвлекли, переключили их внимание на другое, не дав закончить творчество. При первой же возможности дети вернулись к той работе .

📶 Экспериментально установлено, что незавершенные действия откладывались в памяти у здоровых людей на порядок лучше, чем у больных шизофренией и другими заболеваниями.

💌 Чтобы перестать возвращаться мысленно к каким-то воспоминаниям, нужно завершить тот процесс. Но что делать, если «поезд ушел» и вернуться в то место и к тем людям нет возможности?

Например 🔻

Сын не сказал матери, что любит ее. Думал тогда, что это не важно. Слова застряли на языке. А потом ее не стало и сын постоянно мысленно возвращается в ту ситуацию. Психотерапевты рекомендуют написать письмо, в котором нужно выразить все чувства к тому, кого нет. Конечно, письмо не достигнет адресата, но это поможет застрявшим эмоциям выйти наружу и ощутить завершенность.

❓ Подумайте, если ли у вас такое навязчивое воспоминание? Был ли там момент незавершенности?

курс Level One
Общаться, дружить, любить: как строить отношения

Практический курс, который поможет построить или укрепить отношения. Мы поймем, как говорить на сложные темы: от секса и измен до воспитания детей. Команда психологов ответит на вопросы в чате, а тесты и небольшие задания помогут применить знания на практике.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5900₽ 2950₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;