angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн

Память

Как исследовали память

Память может сыграть злую шутку. Например, человек может вспомнить то, чего и вовсе не было. Это уже не просто искажения памяти. Как же тогда доверять себе? Вспомним любопытные факты из истории исследования памяти и ее расстройствах.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Мария Кунах
Психолог, личностно-ориентированный психотерапевт, семейный консультант. Автор онлайн-курса о здоровых отношениях и блога о психологии.

В начале 20 века психоанализ, который, напомним, опирается на тезис «все проблемы из детства», стал популярным. В те времена психоанализ фокусировался на теме насилия, инцеста и прочих травмирующих событиях. Люди начали активно вспоминать свою жизнь, в том числе тяжелые моменты. Если до этого такие темы замалчивались, то теперь это стало общественной дискуссией.

Наводящими вопросами психоаналитики специально побуждали клиентов делиться тяжелыми воспоминаниями. Особо впечатлительные люди не вспоминали, а воображали свое якобы сложное прошлое и выдавали это за воспоминания. Они не хотели никого вводить в заблуждение, они искренне верили, что говорят правду.

👨‍⚖️ Были прецеденты: люди с богатой фантазией подавали судебные иски против своих якобы обидчиков. Те, ясное дело, от обвинений открещивались и утверждали, что ничего такого не было. Причем психоаналитики тогда имели право свидетельствовать в суде и подтверждать слова своих клиентов. Без вины виноватые садились в тюрьму. Когда накопилась критическая масса таких судебных дел, к ним стали относиться скептично.

Во второй половине 20 века американский когнитивный психолог и специалист в области изучения памяти Элизабет Лофтус провела исследование и установила, что наведенные воспоминания ощущаются как реальные.

Как проходил эксперимент 👇

🏺 Исследователь говорил ребенку, глядя в глаза: «Я знаю, что ты сделал. Почему ты разбил вазу?» Ребенок удивлялся и отвечал, что он не разбивал никакую вазу. Исследователь словно на допросе уверенным тоном продолжал утверждать, что вазу разбил именно испытуемый и теперь ему нужно признаться и объясниться. В конце концов испытуемый сдавался, признавался во всем и действительно верил в то, что ваза разбилась по его вине, даже переживал по этому поводу.

Это по сути выбивание признания с помощью давления. В кабинете психоаналитиков происходило то же самое. Позже, психоаналитики перестали свидетельствовать в суде и практиковать такие методы давления на своих клиентов.

➡️ Стали считать, что воспоминания не отражают реальное прошлое. Они отражают текущие переживания человека, его субъективную реальность.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Знаете, как бывает: какое-то воспоминание не дает покоя и человек навязчиво рассказывает о каком-то эпизоде своей жизни. Это называется «эффект Зейгарник». Узнаем, в чем его суть и что делать с такими прилипчивыми воспоминаниями.

↪️ Эффект Зейгарник — психологический эффект, который возникает, когда человек хорошо запоминает прерванное действие. Незавершенность тревожит и возвращает мысли к этому снова и снова. А человек по своей природе стремится завершить начатое. Это утверждение основано на исследовании советского психолога Блюмы Зейгарник. Оно легло в основу гештальт-психологии. Утверждение было подтверждено экспериментально.

В чем суть эксперимента 👇

📋 Испытуемым дали тест для оценки интеллекта и забрали листки в самом разгаре решения задач. Испытуемые потом дословно воспроизводили, что было в задании и им очень хотелось его доделать.

🎏 Этим же феноменом интересовался Курт Левин, под руководством которого работала Зейгарник в Берлинском университете. Он поставил эксперимент на детях. Им предложили какую-то творческую деятельность, а потом отвлекли, переключили их внимание на другое, не дав закончить творчество. При первой же возможности дети вернулись к той работе .

📶 Экспериментально установлено, что незавершенные действия откладывались в памяти у здоровых людей на порядок лучше, чем у больных шизофренией и другими заболеваниями.

💌 Чтобы перестать возвращаться мысленно к каким-то воспоминаниям, нужно завершить тот процесс. Но что делать, если «поезд ушел» и вернуться в то место и к тем людям нет возможности?

Например 🔻

Сын не сказал матери, что любит ее. Думал тогда, что это не важно. Слова застряли на языке. А потом ее не стало и сын постоянно мысленно возвращается в ту ситуацию. Психотерапевты рекомендуют написать письмо, в котором нужно выразить все чувства к тому, кого нет. Конечно, письмо не достигнет адресата, но это поможет застрявшим эмоциям выйти наружу и ощутить завершенность.

❓ Подумайте, если ли у вас такое навязчивое воспоминание? Был ли там момент незавершенности?

курс Level One
Общаться, дружить, любить: как строить отношения

Практический курс, который поможет построить или укрепить отношения. Мы поймем, как говорить на сложные темы: от секса и измен до воспитания детей.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
8200₽ 4100₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;