Мифы древние и современные
Миф и фольклор
Давайте поговорим о связи мифа и литературы. Ее можно проследить по-разному: через переход мифа в фольклор и дальше в литературу, или с точки зрения мифопоэтики. Сначала мы рассмотрим миф, как стадию, предшествовавшую литературе, и его переход в фольклор.
🚀 Изменение мифа. Древний миф покрывал все сферы жизни человека. Позже на его основе начали сочинять сказки — устное народное творчество. Его основные характеристики — передача из уст в уста и отсутствие авторства, это была творческая деятельность коллективного сознания. Позднее начнет выделяться автор, и это будет уже литература.
📖 Фольклор сохранил элементы мифосознания древних людей. Многие детские сказки, которые мы читаем и знаем наизусть, основаны на мифе. Конечно, сейчас они несколько раз изменились и преобразовались, но некоторые важные моменты сохранились. В сказках есть отсылки к традициям и ритуалам из жизни человека в древности.
💎 Сказка — это осколок мифа. Она появилась, когда человек и мир начали меняться. Мышление людей изменилось, представления о природе тоже, миф больше не был единственным способом познания. Тогда мифологические истории нашли свое отражение в сказках. Сказка, в отличие от мифа, уже не связана с ритуалом, однако она до сих пор хранит в себе мифологические черты и передает их как часть народного опыта. Сказки стали промежуточным этапом между мифом и литературой.
🐔 «Курочка Ряба» — сказка о жизни и смерти. Курица в мифологии — это птица, которая связана с переходом между миром живых и миром мертвых. Существуют святочные гадания, связанные с курицей. Например, гадание на жениха, когда курице предлагалось выбрать зерно, зеркало или воду. В сказке главными героями выступают дед и баба — немолодые люди, которые находятся на этапе перехода из этой жизни в иную жизнь.
✨ Пространство и время в сказке. В некоторых вариантах сказки у курочки одно перо белое, другое черное — это день и ночь, модель космоса, времени. Курочка сносит им яичко золотое, яйцо — это символ вечности.
💡 Новые смыслы. Если разобрать сказку с мифологической позиции, можно увидеть новые, скрытые идеи в ней. Например, «Курочка Ряба» — это сказка, связанная с рассуждениями о жизни и смерти, вечности, временности человеческой жизни.
Давайте поговорим о сказке «Царевна-лягушка». Попробуем на ее примере разобраться, какие отсылки к мифу в ней есть и что они значат.
🏰 До нас дошел вариант с существенными средневековыми наслоениями. В сказке упоминается пир — отражение средневековых социальных отношений. Невесты пекут отцу жениха хлеб, ткут ковры — занимаются довольно сложными ремеслами.
📚 Мифологическая основа сказки. В образе Царевны-лягушки скрыто представление древних людей о тотемном предке. Этот переход в нашем варианте сказки не осознается как естественный, в мифе было иначе. Превращение человека в животное-тотем понимается в русской сказке как чудесное, потому что мифологические представления о мире уже не так актуальны.
🐸 Сказка о тотемном предке. В каком смысле растение или животное-тотем является предком семьи или племени? Древние люди относились к тотему-животному или тотему-растению в прямом смысле как к предку, родственнику, далекому дедушке или далекой бабушке. Кроме того, лягушка тесно связана с женским началом, с деторождением. Женщина-тотемный предок — указание на то, что сказка очень древняя, как и связанный с ней миф.
💫 Для героев «Царевны-лягушки» все происходящее с лягушкой ощущается как чудо. В этом важное отличие мифа от сказки:
🗣 «Подбежали все к окнам и видят: бегут скороходы, скачут гонцы, а вслед за ними едет золоченая карета, тройкой гнедых коней запряжена. Подъехала карета к крыльцу, и вышла из нее Василиса Премудрая — сама как солнце ясное светится. Все на нее дивятся, любуются, от удивления слова вымолвить не могут.
Взяла Василиса Премудрая Ивана-царевича за руки и повела за столы дубовые, за скатерти узорчатые…
Стали гости есть, пить, веселиться.
Василиса Премудрая из кубка пьет — не допивает, остатки себе за левый рукав выливает. Лебедя жареного ест — косточки за правый рукав бросает.
Жены старших царевичей увидели это — и туда же: чего не допьют — в рукав льют, чего не доедят — в другой кладут. А к чему, зачем — того и сами не знают.
Как встали гости из-за стола, заиграла музыка, начались пляски. Пошла Василиса Премудрая плясать с Иваном-царевичем. Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди. Царь и все гости диву дались. А как перестала она плясать, все исчезло: и озеро и лебеди.
Пошли плясать жены старших царевичей.
Как махнули своими левыми рукавами — всех гостей забрызгали; как махнули правыми — костями-огрызками осыпали, самому царю костью чуть глаз не выбили. Рассердился царь и приказал их выгнать вон из горницы».
🌲 Лес — место, где на человека могут воздействовать разные силы, злые и не очень. Этимологически лес связан с инициацией — древним переходом младших членов племени в статус взрослых через специальные ритуальные испытания.
🌳 Кощеев Дуб в сказке соотносится с Мировым Деревом, воплощающим образ мира. Оно встречается у всех народов. Дерево связывает Вселенную и человека и является местом их встречи, пересечения. Через образ Дерева человек определял свое место в мире. Смерть Кощея спрятана именно в Мировом Дереве, потому что она является частью мироздания, зло существует в мире рядом с добром.
👰 Свадьба. Мужчины должны были пройти обряд инициации, после которого им разрешалось жениться. Для женщины свадьба была переходом во взрослую жизнь. Когда женщина уходит из родного дома, чтобы стать частью другого, ее называют «невеста» — «невесть кто». Фата-покров защищала девушку, которая вышла из-под защиты своего рода, от воздействия внешних сил.
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
6300₽ 3150₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день