angle-down facebook instagram vkontakte warning

Мифы древние и современные

Миф и литература

Отношения мифа и литературы можно рассматривать через типологический аспект. Он подразумевает, что мифология и письменная литература сопоставляются как два принципиально разных способа видения и описания мира. Они существуют одновременно и по-разному взаи

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александра Котовская
Переводчик, филолог-литературовед, лауреат престижных премий в области литературы и просвещения, в том числе именных стипендий им. А. И. Солженицына и А. Вознесенского

💔 Распад мифа повлиял на структуру повествования в литературных текстах. Когда миф стал разрушаться, его материал перестал быть религиозным и стал бытовым. Тогда в него внесли понятия «начала» и «конца» — линейность временной организации. Это привело к тому, что разные стороны единого персонажа разделились и начали восприниматься как отдельные образы.

👥 Разделение персонажей. По мере эволюции мифа и становления литературы появились трагические или божественные герои и их комические или демонические двойники. От дробления мифологических образов в литературе сохранилась тенденция снабжать героя спутником-двойником, а иногда и несколькими спутниками. Эта традиция идет от Менандра, александрийской драмы и Плавта, через Мигеля Сервантеса, Уильяма Шекспира и романтиков, к русским писателям — Николаю Гоголю, Федору Достоевскому и доходит до романов 20-го века.

✍️ Новые мифы. Писатели пытались имитировать мифологическое мышление и создавать собственные мифы. Особенно в этом преуспели романтики и модернисты. У романтиков была попытка сознательного, неформального, нетрадиционного использования мифа. Иногда он приобретал характер самостоятельного поэтического мифотворчества.

😈 Демонизм. Большое распространение в системе романтизма получили богоборческие настроения. Они выразились в создании демонической мифологии романтизма у Джорджа Байрона, Перси Биши Шелли, Михаила Лермонтова. Демонизм романтической культуры не только переносил из мифа образы о герое-богоборце или легенды о падшем отверженном ангеле. Он приобрел черты подлинной мифологии и активно воздействовал на сознание целого поколения.

📚 Способы использования мифа в литературе:

🔹 ассоциации с образами, ритуалами и традициями,

🔹 структурирование мира по мифологическому принципу,

🔹 выстраивание мифа с нуля по образцу существующих мифов,

🔹 выбор определенного типа героя из мифологии.

Обращение к мифологии в конце 19-го и начале 20-го века существенно отличается от романтического. Хотя изначально могло толковаться как «нео-романтизм». Обращение к мифу возникает на фоне реалистической традиции и позитивистского миросозерцания и соотносится с ними.

📖 Писатели заимствовали из мифа принцип организации материала, образы и мотивы. Но все это существовало внутри принципиально другой художественной реальности автора. Так, например, Пастернак организует стихотворение при помощи мифологических универсалий.

👀 Борис Пастернак. «Я видел, чем Тифлис…»

Я видел, чем Тифлис

Удержан по откосам,

Я видел даль и близь

Кругом под абрикосом.

Он был во весь отвес,

Как книга с фронтисписом,

На языке чудес

Кистями слив исписан.

По склонам цвел анис,

И, высясь пирамидой,

Смотрели сверху вниз

Сады горы Давида.

Я видел блеск светца

Меж кадок с олеандром,

И видел ночь: чтеца

За старым фолиантом.

🧐 Давайте проведем небольшой анализ стихотворения. Поэт использует повтор слов «Я видел…», акцентируя наше внимание на визуальной части стихотворения. Лирический герой стал очевидцем, наблюдателем. Он смотрел на пейзаж сверху. Читая текст, мы представляем все то, что видит герой — Тифлис, гору Давида, абрикосовое дерево, анис и олеандр.

Связь с мифом. Миф наделял вещи особыми смыслами, и они сохранились в культуре. Плодовое дерево, абрикосы — напоминание о райском саде. Эфирные растения анис, олеандр и другие — это связь между небом и землей. В последней строфе герой описывает кадку с олеандром. Кадка рукотворна, значит в контакте между небом и землей замешан человек.

Что увидел лирический герой? Тифлис а тексте стихотворения — это книга. Тифлис — мир. Чтец читает книгу — чтец творит мир. Герой увидел, как творится мир.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Роман Джеймса Джойса «Улисс» относится к «неомифологическим» произведениям. Гомеровские мифы гармонично вплелись в канву произведения, где действие происходит в начале 20-го века в Дублине.

📚 Новый миф. Современное обращение к мифологии проявилось в создании «романов-мифов», «драмах-мифах» и «поэмах-мифах». В этих «неомифологических» произведениях миф не является единственной линией повествования и единственной точкой зрения текста. Он соотносится с другими мифами, дающими новую оценку изображения, либо с темами истории и современности.

⚖️ Миф и история могут соотноситься не однозначно, а «мерцать» друг в друге, создавая сложную игру точек зрения. Поэтому признаком «неомифологических» произведений можно считать иронию. Ее первыми ввели Андрей Белый в России и Джеймс Джойс на Западе.

📜 Роман Джойса «Улисс» построен на гомеровском плане произведения. Например, некоторые его эпизоды называются: «Цирцея», «Пенелопа», «Лестригоны», «Телемак». Все эти названия из «Одиссеи» Гомера. Улисс — латинский вариант имени Одиссей. Переводчик произведений Джойса, в том числе «Улисса», Сергей Хоружий писал в своей статье о романе:

🗣 «Сначала, разумеется, перед нами — мир действия романа, реальный мир. Его строение таково: непосредственная сцена действия, или микрокосм, Дублин 16 июня 1904 года, объемлется более широкою пространственно-временной сферой Ирландии и вместе с нею включается в два разных макрокосма, или Мировых Организма, в Британскую империю и в Католическую церковь. Кроме того, как говорит уже само заглавие, в романе присутствует и другой мир — мир «Одиссеи» Гомера. С реальным миром он связан в точности так, как у древних греков были связаны мир небесный и мир земной: земные события и людские дела отражаются, находят себе соответствие в небесной мере, который народная вера, астрология, полагала просто небесной сферой с движущимися на ней светилами, а мысль божественного Платона — особым «умным миром», или миром идей. «Одиссея» — Платонов мир идей для «Улисса»: его герои, их деяния и их судьбы имеют там свои прообразы. И даже еще один мир следует добавить сюда: личный мир автора. Своевольно и анархично, ломая каноны и этикет изящной словесности, Джойс, когда захочет, вторгается в мир романа просто сам по себе, не творцом этого мира, а мужиком с улицы: вставляет разные намеки и экивоки, упоминает события и людей вовсе не из романа, а из собственной жизни. С такой же свободой то и дело входят в роман и его предыдущие книги».

🌸 Герой романа Леопольд Блум — дублинский еврей. Его отец Рудольф Вираг эмигрировал в Ирландию из Венгрии, сменил венгерскую фамилию на сходную по смыслу английскую: Вираг — цветок, Блум— цветение. Блум бродит по Дублину, размышляя о своем нерожденном сыне, он мысленно воссоздает его и наконец встречает Стивена Дедала, чей образ насыщается Блумом сыновьими чертами. Одиссей вернулся к своему Телемаку и помогло ему пространство мифа.

✍️ Хоружий писал об особенностях романа «Улисс» и подходе Джойса:

🗣 «Джойс — индивидуалист, и приключенья героя движимы сугубо частными обстоятельствами и ограничены сферой его мелких дел. Тем не менее в них есть подлинный драматизм. 16 июня 1904 года — день необычный (как не был он обычным для автора: то был день первого свидания Джеймса Джойса со своей будущей женой). В этот день происходит нечто глубоко ранящее, мучительное для Блума: любовное свидание и супружеская измена его жены Мэрион, Молли. Событие это — сюжетная кульминация и ключ к интриге романа, композиции, эмоциональной атмосфере».

курс Level One
Открывая сказки

Курс из 8 лекций о любимых сказках: перечитаем Щелкунчика, Алису, Гарри Поттера, Хоббита и взглянем на знакомые истории с новой стороны. Изучим схему сказки и ее главные элементы: от обряда инициации до пути героя и волшебных даров. Поймем, как рассказывать истории, которые остаются у людей в сердцах, и даже создадим свою сказку в финале курса.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;